Воспитание языковой личности через исследовательскую деятельность

Разделы: Общепедагогические технологии


При изучении русского языка и литературы использование проектно-исследовательской деятельности учащихся направлено на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов. В ходе урочной и внеурочной деятельности, самостоятельной творческой работы, подготовки и защиты проектов, работы с ресурсами Интернета, словарями и справочниками реализуется исследовательский метод, происходит интеграция традиционных форм обучения и интернет-технологий. При решении учебных задач школьники овладевают коммуникативными технологиями, что обеспечивает быстрый обмен информацией, общение в процессе сотрудничества. Благодаря Интернету дидактический материал, привлекаемый к использованию на уроках и внеурочной деятельности становится разнообразным. Но очень важно воспитать в детях чувство меры при отборе материала (нужно уметь определять четкие границы привлеченного материала, так как избыток информации уводит от главной темы).

В своей работе считаю целесообразным предлагать для исследования чаще всего темы, связанные с развитием речи, повторением синтаксиса, морфологии и, конечно, лексики.

Например, для учащихся 6 класса предлагается краткосрочный творческо-информационный проект “Профессионализмы в речи членов моей семьи”.

Цели и задачи проекта:

  • развитие языковой компетенции, формирование умения различать общеупотребительную лексику и ограниченные в употреблении слова;
  • ознакомление учеников с профессионализмами и специальными словами (терминами);
  • формирование умения различать специальную и общеупотребительную лексику, находить в толковом словаре специальные слова и обосновывать их использование в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи;
  • развитие логического мышления;
  • составление семейных толковых словарей.

Для успешного выполнения любого исследовательского проекта ученики должны не только отобрать материал для своей работы, но и написать текст, соответствующий научному (научно-популярному стилю).

Школьников впечатляет общеизвестный факт: русский писатель А.И. Куприн, чтобы точно описать героев своих произведений, становился и матросом, и лесозаготовщиком, и рыбаком, и офицером. Он записывал в специальную книжечку слова-профессионализмы, а потом они появлялись в речи купринских персонажей.

Очень часто дети не знают, каким дипломированным специалистом является их родитель (не всегда люди работают по своей специальности), какое учебное заведение окончил, как шел к выбору своей профессии. Такой проект в первую очередь сближает членов одной семьи, дает повод для размышлений, формирует опыт обмена информацией. Представление результатов проекта получает разные формы: кто-то выпускает брошюры, кто-то представляют свой словарь в виде презентации (с привлечением фотографий родственников и тех предметов, о которых сообщается), кто-то пишет сочинение и обязательно говорит о том, как он любит своих близких.

В ходе разработки проекта демонстрирую учащимся свои заготовки:

“Мой муж работает главным энергетиком на предприятии ООО “Этанол-Спирт”. В своей речи в быту он часто использует профессионализмы, большинство из которых имеют разговорную окраску. Вот некоторые из них:

ДЕСЯТКА – линия электропередач с напряжением 10кВ

ЗЕМЛЯ – контур заземления

ЗВОНИТЬ – проверять сопротивление изоляции

КОГТИ – приспособление для лазания электрика по деревянной опоре (столбу)

КОНДЮК – конденсатор

КОРОТЫШ – короткое замыкание

ЛАЗЫ – приспособление для лазания электрика по бетонной опоре (столбу)

ЛАПША – двужильный провод

МОРЖОК – кратковременное исчезновение электроэнергии

ОТБИВКА ТРАССЫ – закладывание кабеля в землю

ОТСЕЧКА – срабатывание токовой или тепловой защиты в автоматическом выключателе

ПЕРЕГРУЗ – четырехкратное увеличение силы тока

ПРОСТРЕЛ – пробой изоляции на корпус электрооборудования

УДОЧКА – веревка на поясе электрика, находящегося на столбе для подъема наверх инструментов, запчастей и т.п.”

Вот заготовки учащихся: “До пенсии бабушка работала бухгалтером. Сейчас она на заслуженном отдыхе и с удовольствием вспомнила для меня профессиональные слова и словосочетания:

ПНУТЬ ПЛАТЕЖ – составить отчетность

КРАСНОТА – отправить платеж получателю

НАКАТ – составление ежедневного баланса

ПОЛЗУНЫ – списанные в убыток кредиты

ПОЛУМЕРТВЫЙ СЧЕТ – непогашенные кредиты клиентов

ОТВАЛИВШИЕСЯ ПЛАТЕЖИ – аннулированные платежи” (Ворников Иван)

Защита таких проектов способствует развитию и совершенствованию способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации. В процессе обсуждения материала, самостоятельно подготовленных сообщений и презентаций школьники учатся задавать вопросы, отвечать на них, высказывать свое отношение к обсуждаемой проблеме, анализировать, обобщать, сравнивать и систематизировать.

Планомерное включение проектно-исследовательской деятельности в структуру курсов русского языка и литературы в старших классах позволяет решать ряд важных задач для воспитания языковой личности:

  • обучение, развитие и воспитание школьника как языковой личности с помощью использования технологий, соответствующих возрастным особенностям;
  • организация эффективного взаимодействия ученика и учителя, родителей в процессе обучения и воспитания (в 5–6 классах учащимся в рамках внеурочной деятельности предлагается для изучения модуль “Работа в команде”);
  • развитие способностей отбирать, анализировать, систематизировать и использовать информацию в соответствии с темами исследовательских проектов (в 5–6 классах в рамках внеурочной деятельности учащиеся изучают модули “Источники информации”, “Обработка информации”);
  • подведение учащихся к выбору индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов, уровня подготовки.

Процесс приобщения к проектно-исследовательской деятельности положительно влияет на формирование УУД, достижение результатов при становлении коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций. Постепенно развиваются творческие возможности старшеклассников, его самостоятельность, возрастает потребность в самооценке. Обращение к художественным произведениям на уроках русского языка развивает лингвистические способности учащихся, учит объективно оценивать чужую и собственную речь.

Иными словами, проектно-исследовательская деятельность формирует и воспитывает языковую личность.