Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». 8-й класс

Разделы: Литература


Задачи урока:

Личностные

  • совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;
  • совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.

Метапредметные

  • развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;
  • развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
  • развивать умение работать с разными источниками информации.

Предметные

  • развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;
  • развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
  • развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;
  • развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • закрепление умения определять элементы сюжета произведения, роль изобразительно-выразительных средств языка;
  • закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;
  • закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог
  • закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.

Ход урока

... чувства добрые я лирой пробуждал...
А С. Пушкин

1. Постановка гипотезы.

- Недавно мы проанализировали роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. О каких нравственных понятиях размышлял поэт с помощью сюжета произведения?

(честь, достоинство, верность в дружбе и любви, умение благодарить, великодушие)

- Тема сегодняшнего урока – “Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина “Пиковая дама”. О каких моральных категориях размышляет автор в этом произведении? В чём перекликаются эти произведения.

2. Историческая основа повести “Пиковая дама”

- Повесть “Пиковая дама” написана в 1833 г., т.е. на три года раньше, чем роман “Капитанская дочка”. Повесть имеет предысторию.

Предыстория повести “Пиковая дама” (рассказ ученика)

А) Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой дамы”. Поэт сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка повести не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось идти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с нею знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался.

- Что изменил Пушкин в истории, услышанной от князя Голицына? Каких новых персонажей ввёл? Почему у Пушкина, в отличие от анекдота Голицына, главный герой – не русский по происхождению, старуха и Германн – не родственники, зачем введён образ Лизы? Да и финал пушкинской повести совсем не походит на радужный конец карточного приключения Голицына – герой сходит с ума.

Б) Подготовленный ученик рассказывает о времени, кода была написана повесть (1833 г.) Приложение 1

Кто находится на престоле? Какова общественная атмосфера? Что интересует молодых людей того времени?

3. Карточные игры. Приложение 2

Рассказ подготовленного ученика о карточных играх, популярных в 30-е годы 19 века.

Карточные термины. Приложение 3

Словарная работа. Приложение 4

4. Анализ повести

Образ Германна

Ф.М. Достоевский, писатель середины 19 в., говорил: “Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Что за красота, что за сила в его фантазии! Недавно перечитал я его “Пиковую даму”. Вот фантазия! Тонким анализом проследил он все движения Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение”.

- Давайте и мы попробуем проанализировать образ Германна и постараемся понять, почему так закончилась его судьба.

Таблица 1. Характер Германна (домашнее задание). Приложение 5

- Какие выводы можно сделать на основе таблицы?

(Поведение Германна полностью противоположно его душевному состоянию. Он скрепил свои чувства и эмоции строгими рамками правильного, по его мнению, поведения. Внешняя оболочка Германна не сможет долго сдерживать те бушующие внутренние силы, которые он пытается усмирить. Не давая выхода эмоциям, Германн приближает трагедию несоответствий, которая неизбежно разразится.)

- Зачем Германну деньги?

(“...убеждён в необходимости упрочить свою независимость”, с помощью денег он хочет добиться “покоя и независимости”. Это путь наверх, средство выдвижения из неизвестности. А это свидетельствует о гордыне.)

- Какова цель жизни Германна?

(“покой и независимость”)

Гордыня - непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм. В православии гордыня является одной из восьми греховных страстей.

- Справедливы ли притязания Германна на богатство?

( Германн остро чувствует свою социальную ущербность и вместе с тем внутренне превосходство над беспечными прожигателями жизни из среды аристократической молодёжи.)

- Каким образом Германн может разбогатеть?

Таблица 2. Пути приобретения богатства (домашнее задание). Приложение 5

- Какой путь труднее?

- Какой путь кажется Германну наиболее перспективным?

- С чем играет Германн в своей жизни?

(с судьбой)

- Интересен вопрос: почему Пушкин сделал своего героя немцем? Писатель чувствовал первые шаги той болезни, которая только стала проникать в Россию в начале 19 в., но ею уже живёт Европа – жажда сиюминутного обогащения, власть денег в мире, где происходит подмена одних ценностей другими. Тема “Пиковой дамы” - губительная сила “золотой лихорадки”.

Композиция повести

- В какой момент автор нарушает хронологию событий?

(Во второй главе Лизавета Ивановна спрашивает у Томского, является Нарумов инженером, т.к. уже неделю видит под окнами дома незнакомого инженера. Это был Германн.)

- Один и тот же эпизод читатель видит с двух точек зрения – Лизаветы Ивановны и Германна. Героиня воспринимает Германна как возможного возлюбленного:

(“чёрные глаза его сверкали из-под шляпы”, Лизавета Ивановна, заметив Германна, “села в карету с трепетом неизъяснимым”.) В той же второй главе в размышлениях об анекдоте с тремя картами, выбирая, на каком пути он сможет добиться покоя и независимости, Германн подходит, сам того не замечая, к дому графини. И тогда Германн “затрепетал”. Возвратившись домой, он видит сон. Подобный приём писатели часто используют для выявления истинной сущности персонажей, их цели, интересов, будущего.

- Какой сон видит Германн? Какова роль этого сна в сюжете?

- Как пишет Пушкин, “неведомая сила, казалось, привлекала” Германна к дому графини. Когда герой увидел в окне Лизавету Ивановну, “эта минута решила его участь”.

- Как вы это понимаете?

(Германн решил воспользоваться чувствами девушки, чтобы пробраться в дом графини.)

- Так Германн преступает какой нравственный закон?

(Нельзя использовать чувства человека. Нельзя пользоваться человеком словно игрушкой. Это непорядочно, бесчестно.)

- В этом смысле стоит обратить внимание на эпиграф ко второй главе. Какую роль он играет?

(Между любовью и деньгами Германн выбирает второе.)

Образ Лизаветы Ивановны

- Для чего, с вашей точки зрения, в сюжет повести введён образ Лизаветы Ивановны?

(Так в повесть входит тема любви, и она сталкивается с мотивом денег, игры.)

- В повести читатель видит два интерьера: старой графини и её воспитанницы. Сравните, чем они отличаются?

(В описании комнаты графини автор называет предметы её туалета: банка румян, коробка со шпильками, чепец с лентами и множество других вещей. Время отложило свой отпечаток на всём: полинялые штофные кресла и диваны, с сошедшей позолотой, веера и разные дамские игрушки, изобретённые в конце минувшего столетия. Обилие дамских безделушек свидетельствует о светской жизни, о стремлении следить за мной, заставить уважать себя. Интерьер раскрывает читателю сущность графини: с одной стороны – богатой светской дамы, с другой стороны – отживающей свой век гордой старухи.)

- Образы графини и Лизаветы Ивановны сопоставлены в повести по принципу антитезы. Какой вывод можно сделать при сопоставлении этих образов?

(Сравнение интерьеров комнат героинь говорит о глубокой социальной пропасти между графиней и Лизаветой Ивановной: “Сколько раз, оставя тихонько скучную и пышную гостиную, она уходила плакать в бедной своей комнате...” Ширмы в комнате девушки оклеены обоями – в покоях графини стены обиты китайскими обоями; у Лизы крашеная кровать и сальная свеча – в покоях графини штофные диваны и кресла, золотая лампада.)

Таблица 3. Характер Лизаветы Ивановны (домашнее задание). Приложение 5

- Что роднит образ Лизаветы Ивановны и Германна?

(Героев объединяет несоответствие амбиций и социального происхождения. Они понимают, что достойны лучшего существования, что имеют многое из того, что даёт человеку уважение и власть. Но подобные люди должны были самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Но желание реализовать свои желания достичь успеха приводит героев к черте преступления морального закона. Германн использует чувства Лизаветы Ивановны, чтобы достичь богатства, которе, по его мнению, сделает его успешным в жизни, т. Е. он достигнет “покоя и независимости”, а Лизавета Ивановна приходит к пониманию, что она стала “слепой помощницей разбойника, убийцы её благодетельницы”.)

- Образы Германна и Лизаветы Ивановны роднит тайна, мистика, страсть. Они живут мечтами, идеалами. Их обоих искушает другая, лучшая жизнь.

- Какую роль при этом сыграл образ Петербурга, в котором происходят события повести?

(Петербург становится не раз героем в русской классике. Зачастую в этом городе происходят мистические события и трагедии. С образом Петербурга связан мотив сумасшествия.)

- Если для Германа Лизавета Ивановна – путь в дом старой графини и способ приобретения богатства, то для Лизаветы Ивановны Германн тоже может стать способом обрести свободу, независимость и покой.

- В эпилоге читатель узнаёт, что в доме Лизаветы Ивановны воспитывается бедная родственница. Как вы думаете, зачем Пушкин упоминает эту деталь?

Мотив игры.

- Английский богослов и историк XVII в. Томас Фулер как-то заметил: “Тот, кто оставляет все на волю случая, превращает свою жизнь в лотерею”. И тогда жизнь напоминает игру в жизнь. А что такое игра?

- Напишите ассоциативный ряд

(веселье, безмятежность, лотерея, выигрыш, проигрыш, случай...)

- Выберите значимое из этого ряда.

- Чтобы достичь богатства с помощью карточной игры, Германн включается в любовную игру. Он хочет сделаться любовником старой графини, он делает невинную девушку игрушкой в своих руках. И здесь речь не идёт о настоящем чувстве. А там, где нет настоящего чувства, нет настоящей жизни.

- Идея вытесняет живую жизнь Германна? Как об это сказано в начале четвёртой главы?

- Не случайны и образы, с которыми сравнивает Томский Германна – Мефистофель и Наполеон.

(Германн предлагает графине в обмен на тайну трёх карт взять её грех на свою душу. А это мотив Мефистофеля. Ведь именно дух тьмы искушает человека.)

- Да и сама Лизавета Ивановна замечает сходство Германна с Наполеоном. В какой момент? Почему важно обратить внимание на эти детали?

- В разговоре с Лизой о Германне Томский говорит, что “на его совести по крайней мере три злодейства”. Какие, на ваш взгляд?

(графиня, Лиза, сам Германн. Ведь он сам лишает себя настоящей жизни и в конце концов сходит с ума.)

Кульминация

- Какой эпизод в повести можно назвать кульминацией?

(игра в доме Чекалинского)

- Почему эту сцену можно назвать поединком? С кем или с чем был этот поединок?

С Чекалинским, старой графиней, с судьбой, с самим собой?

Честь и честолюбие.

- В том же 1833 г., когда Пушкин написал повесть “Пиковая дама”, он создаёт поэму “Медный всадник”, в которой Евгений, герой произведения, “пришед домой”, долго размышлял.

О чём же думал он? О том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь...

- Какое слово присутствует и в повести “Пиковая дама”? (независимость)

- А вот слово честь отсутствует в “Пиковой даме”, зато есть слово “честолюбие”. (“он был скрытен и честолюбив”)

Честь (по словарю В.И. Даля) - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Слайд 26

Честолюбие или амбиция (по словарю В.И. Даля) – чувство чести, самолюбие; самолюбие, спесь, чванство, требование внешних знаков уважения, почёта.

- Подберите синонимы к слову честолюбие. (тщеславие, стремление к славе)

- Какое желание мы называем тщетным? (напрасное)

- В каком произведении Пушкина понятие чести становится ключевым и вынесено в эпиграф? (“Капитанская дочка”)

5. Финал

- Число три становится ключевым в повести. Когда оно упоминается?

- С помощью чего Германн хотел достигнуть “покоя и независимости”?

(расчёт, умеренность и трудолюбие)

- Но герой отказывается от этих категорий и выбирает карты, удачу и преступает черту морали, начинает жить без чести. Он делает свой нравственный выбор. И в конце его ждала пиковая дама и наказание.

- Почему Пушкин поменял первоначальное название “Холостой выстрел” на нынешнее?

(Образ пиковой дамы – это не только название карты в колоде, но и возмездие за отказ от нравственных категорий, от чести, за измену самому себе.

6. Итоги

- О каких нравственных понятиях размышляет Пушкин в повести “Пиковая дама”?

- Эта проблема вечна, ведь человека всегда ждёт искушение, каждому придётся рано или поздно сделать свой выбор.

7. Рефлексия.

- Продолжите предложения:

1. Я понял (а), что...

2. Я не знал (а), что...

8. Домашнее задание

Мини-сочинения –

  • Что наша жизнь? Игра?
  • Игры, в которые не играют.
  • Кто Германн: виновник или жертва?

23.12.2014