В мире финансовой грамотности

Разделы: Математика, Экономика


Проблема: практическое применение знаний по экономике и математике в составлении личного финансового плана.

Цели:

  • Актуализировать знания учащихся по экономике и математике: понятие семейного бюджета и личного финансового плана; решение прикладных задач.
  • Развитие навыков работы со статистическим и графическим материалом, развитие логического мышления, умений выделять главное, делать выводы, высказывать и аргументировать собственную точку зрения, прослеживать причинно-следственные связи умения планировать, прогнозировать и оценивать свои действия, готовность обрабатывать и использовать ранее полученную информацию из разных источников; развитие навыков решения задач
  • Формирование понимания необходимости рационального поведения в мире финансов

Тип урока: интегрированный (экономика и математика), комбинированный с элементами лабораторной работы и решением задач.

Методы: эвристическая беседа с элементами дискуссии, активные, интерактивные методы, методы технологии критического мышления

Форма: Игра по станциям. Цель: развитие навыков коммуникации в группе, умения распределять роли, обрабатывать и использовать ранее полученную информацию из разных источников в новых условиях.

Оборудование: мультимеда-проектор, презентация, раздаточный материал с заданиями, задачами

План урока.

1. Мотивация. Беседа с учащимися по вопросам.

  • Что такое экономика как наука?
  • Какова главная проблема экономики?
  • Каковы последствия ограниченности ресурсов?

2. Изучение нового материала. Беседа с учащимися, составление кластера. Анализ статистического материала.

Управление семейным бюджетом.

  • Что такое семейный бюджет?
  • Из каких статей состоит бюджет?
  • Что составляет доходы семейного бюджета?
  • На что семьи тратят деньги?

Работа с таблицей, анализ статистического материала. (Приложение 1)

Таблица “Структура потребительских расходов домашних хозяйств в России”: назовите основные статьи расходов граждан.

Таблица “Структура потребительских расходов по группам населения”: выделите основные статьи доходов самых бедных и самых богатых. Какие выводы мы можем сделать, проанализировав эти данные?

Закон Энгеля: с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных потребностей заметно возрастает.

Таким образом, расходы все равно растут, только меняется их структура.

Кроме того, негативное влияние на семейную экономику оказывает и инфляция.

  • Что такое инфляция?
  • Номинальный доход?
  • Реальный доход?
  • Какой выход? Как рационально распорядиться своими доходами?

Необходимо научиться управлять личными финансами.

  • Как снизить затраты? Учет, Экономия, планирование, сбережения.

Решение задач по группам. (Приложение 2)

Учащиеся делятся на 4 команды с помощью упражнения “Броуновское движение”.

Перед каждой командой цель: пройти 4 станции “Дом”, “Магазин”, “Банк”, “Транспорт и путешествия”, на каждой станции они получаю пакет задач, которые они должны решить.

Подведение итогов. Фронтальная беседа с учащимися.

  • Что значит финансово грамотный человек?

Обсуждение высказываний:

  • “Богатство – не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться”. Наполеон Бонапарт
  • “Не быть жадным – уже богатство, не быть расточительным – доход”. Цицерон

Домашнее задание.

  • Индивидуальные карточки (задания ЕГЭ В1–В4)
  • Написать эссе по экономике.