Для школьных психологов

Авторская программа индивидуальных занятий по психопрофилактике склонности к воровству у детей младшего школьного возраста "Я стану лучше!"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Актуальность

Детское воровство в наше время не так уж и редко. И порой бывает настоящим шоком для окружающих, когда еще младший школьник, казалось бы уже осознающий свои действия, совершает противозаконный поступок. Но даже постановка на учет ОДН ОУУН и ПДН, КДН и ЗП не дает права навешивать на ребенка клеймо. В младшем школьном возрасте ребенок попадает в ситуацию оценивания окружающими, не только взрослыми, но и сверстниками. Их оценки становятся более значимыми. Именно в этом возрасте наиболее активно происходит нравственное развитие ребенка, освоение социальных норм, закладывается моральная основа личности.

Анализируя поступки детей, можно выделить три наиболее часто встречающиеся причины воровства:

1. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.
2. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.
3. Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Причины совершения детьми данных проступков лежат в сфере эмоционального неблагополучия и работа должна вестись в нескольких направлениях: работа с семьей, индивидуальная работа с ребенком, профилактическая работа в детском коллективе. Коррекционная работа с ребенком должна быть направлена на то, чтобы помочь ребенку сформировать такие черты личности, которые помогут ему воздержаться от кражи. Дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления, кто умеет сдерживать свои желания, эмоционально благополучны, не склонны к воровству. Исключение составляют случаи истинной клептомании, которые являются психическим заболеванием, но такие случаи редки. Поэтому в случае отсутствия положительного эффекта от проведенной коррекционной работы и наличия рецидива правонарушений следует обратиться к врачу-психоневрологу за консультацией.
С учетом данных факторов был разработан цикл занятий для младших школьников, стоящих на учете ОДН ОУУН и ПДН, КДН и ЗП по причине воровства (кражи). Занятия курса состоят из 10 занятий, проводятся в индивидуальной форме один раз в месяц в рамках психологического сопровождения детей «группы риска». Длительность одного занятия – 40-50 минут.

Цель занятий – создать условия для развития социально адаптированной личности.

Задачи:

  • Развитие морально-нравственных и этических норм поведения;
  • Формирование умения оценивать собственные действия и поступки;
  • Развитие принятие ответственности за свои слова и поступки;
  • Развитие позитивной «Я-концепции»;
  • Способствовать развитию эмоционально-волевых качеств;
  • Способствовать совершенствованию коммуникативных навыков в общении со взрослыми и сверстниками.

Форма проведения занятий:

– диагностические беседы, консультативные беседы;
– практические задания (проективные методики, анкеты, анализ моральной дилеммы и т.д.);
– сказкотерапия (анализ рассказов, сказок литературных и психологических), что способствует формированию нравственного, духовного развития личности;
– ситуационные задания, психогимнастика, сюжетно-ролевые игры;
– арттерапевтические упражнения (рисование картин, просмотр и анализ картин и т.д.).

Для увеличения эффективности работы в процессе всех занятий ребенок пользуется личной рабочей тетрадью, в которой отведено место и для анализа своего опыты и для практического выполнения заданий на самих занятиях. Если занятия проводятся регулярно, то включают в себя выдачу домашних заданий, если занятия проводятся 1-2 раза в месяц, то выполнение домашних заданий следует проводить на самом занятии.

Примерная структура занятий:

– Ритуал приветствия.
– Разминка.
– Анализ домашнего задания. Рефлексия опыта.
– Беседа-консультация.
– Психогимнастика.
– Практическое упражнение, задание. Обсуждение.
– Упражнение на саморегуляцию. Релаксация.
– Ритуал прощания.

Предполагаемый результат работы: расширение знаний о себе, своих возможностях и особенностях; развитие рефлексивных навыков; осознание свои поступков и принятие ответственности за них.

Тематическое планирование

Название темы

Количество часов
Занятие 1.  «Вводное занятие» 1
Занятие 2.  «Хорошие и плохие поступки» 1
Занятие 3.  «Правда и ложь» 1
Занятие 4.  «Добрые дела» 1
Занятие 5.  «Что такое хорошо и что такое плохо» 1
Занятие 6.  «Я и мои друзья» 1
Занятие 7.  «Поступки и их последствия» 1
Занятие 8.  «Я контролирую себя» 1
Занятие 9.  «Цена поступка» 1
Занятие 10.  «Заключительное занятие» 1

Содержание занятий (Приложение 1)

Рабочая тетрадь для занятий (Приложение 2)

Литература

  1. Программа работы по коррекции склонности к воровству и обману у детей Цыплянской Е.А./ 2012 г.
  2. Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996
  3. Стихи.ру (http://www.stihi.ru);
  4. Сайт «Все для детей». Раздел «Стихи». (http://allforchildren.ru/ )
  5. Сайт «1 сентября». (http://festival.1september.ru)