Внеклассное занятие по теме «Узоры России. Лоскутное одеяло Сочи-2014»

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Искусство – самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного,
не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству.

Томас Манн

2014 - год культуры в России. Знание и понимание культуры народов своей страны и мира - важное условие воспитания духовно-нравственной личности. Россия – многонациональное государство, где каждый народ имеет свои культурные традиции. Олимпиада в Сочи предоставила возможность всему миру увидеть многообразие национальной культуры, декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, объединила людей в общекультурном пространстве. Символом единения культуры народов России явилось лоскутное одеяло, в котором сочетаются узоры национальных промыслов России, от “гжели” до “хохломы”.

Основная идея: “Искусство – самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству” - с этим утверждением Т. Манна трудно не согласиться.

Сегодня нельзя воспитать человека-гуманиста, человека с серьезными духовными запросами, настоящего патриота, без опоры на народное искусство и национальную культуру.

В современных условиях наступления “массовой культуры” становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности.

Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. И здесь народное искусство в силу своей доступности обладает особыми возможностями. Освоение культурного наследия прошлого, формирование интереса к нему оказывают позитивное влияние на эмоциональную и нравственную сферы личности.

На занятии учащиеся должны убедиться в том, что народное искусство – наше национальное достояние, наша духовная ценность, что знать и понимать искусство так же престижно, как и грамотно говорить на родном языке.

Основная проблема: Какие воспитательные возможности заложены в народном искусстве, декоративно-прикладном творчестве? На занятии решается проблема формирования и развития ценностного отношения учащихся к культурному наследию России через ознакомление с декоративно-прикладным искусством. Для решения данной проблемы используется яркий культурный образ – “лоскутное одеяло” Сочи-2014.

Образ лоскутного одеяла стал наглядным воплощением идеологии Игр, призванных выразить характер современной России, и познакомил гостей со всего мира с традиционным русским гостеприимством. В основу образа заложена идея сопричастности каждого жителя страны Играм в Сочи. Он отражает эмоциональность и сдержанность, деликатность и экспрессию, одним словом – русский характер. Собирательному образу русского человека присуще тепло, доброта, душевность.

В процессе занятия учащиеся должны убедиться в том, что народное искусство объединяет людей, способствует их взаимопониманию, воспитывает и поддерживает патриотическое чувство. И, напротив, незнание своей культуры, непонимание глубинного смысла народного творчества, нежелание познавать национальную культуру приводят к равнодушию, неуважению традиций народов, к их разобщению и межнациональным конфликтам. Эти проблемы актуальны не только для нашего многонационального государства, но и для всего мира.

Технологии: развития критического мышления, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение.

Цель: развитие ценностного отношения учащихся к культурному наследию народов России.

Задачи:

  • показать многообразие народного искусства России, пробудить интерес учащихся к изучению декоративно-прикладного творчества;
  • воспитывать толерантность, патриотизм;
  • способствовать развитию творческой инициативы и самостоятельности учащихся;
  • формировать у школьников рефлексивную позицию по отношению к своим поступкам.

Форма: групповая работа, заочная экскурсия, проблемно-диалоговое общение. Занятие проведено с участниками профильной смены “Олимпийское Созвездие” в условиях временного детского коллектива. Смена состоялась в период проведения Зимней Олимпиады в Сочи. По игровому сюжету смены участники были объединены в отряды - “федеральные округа”, поэтому и на занятии группы соответствовали округам. Занятие проведено во внеурочное время.

Методы: словесный, наглядный, практический, исследовательский.

Средства: технические средства обучения, видеоролик “Этнографический парк России” (приложение 1), мультимедийная презентация Microsoft PowerPoint “Народные промыслы в федеральных округах России” (приложение 2), “Образцы узоров для поисковой деятельности учащихся” (приложение 3), мультимедийная презентация Microsoft PowerPoint “Узоры России. Лоскутное одеяло Сочи-2014” (приложение 4), раздаточный материал “Узоры народных промыслов России” (приложение 5), “Трафареты узоров для практической работы” (приложение 6).

Оборудование: компьютер, проектор, цветные карандаши, краски, ватман, ноутбуки (компьютеры) по количеству групп.

Возрастная категория учащихся: 12-16 лет.

Приглашенные специалисты: художник-оформитель.

Ход занятия

1. Стадия вызова (5-7 минут).

Данный этап занятия направлен на актуализацию имеющихся знаний учащихся, мотивацию их к дальнейшей деятельности, пробуждение интереса к получению новой информации, постановку учащимися собственных целей обучения.

Демонстрация ролика “Этнографический парк России” (приложение 1).

Видеоматериал способствует созданию эмоционального настроя учащихся, представления о культурном образе России и пробуждению интереса к изучению национального многообразия декоративно-прикладного творчества народов России.

Беседа с учащимися о просмотренном видеофрагменте “Этнографический парк России” с постановкой проблемных задач занятия.

Учитель предлагает учащимся поделиться впечатлениями о заочной экскурсии по “Этнографическому парку России” в Сочи-2014 и сформулировать вопросы, на которые они бы хотели получить ответы во время занятия. Знаем ли мы культуру своей страны? Задумываемся ли над смыслом культурных традиций и их значением в нашей жизни, в нашем личностном росте? Уважительно ли мы относимся к национальным традициям других народов? Способны ли мы нести ответственность за сохранение и развитие национальной культуры? Какой смысл заложен в высказывании Томаса Манна? Актуально ли это утверждение и знание национальной культуры для современного человека?

2. Стадия осмысления содержания (30-40 минут).

Эта часть занятия направлена на сохранение интереса учащихся к теме при работе с новой информацией, постепенное продвижение их от имеющегося знания к новому, на поиск ответов на поставленные в начале занятия вопросы.

  • Демонстрация презентации “Народные промыслы в федеральных округах России” (приложение 2).
  • В ходе просмотра учащиеся систематизируют имеющиеся знания, получают новые знания и готовятся к поисковой работе.
  • Работа в группах (8 групп по количеству федеральных округов): поисковая работа по заданию.

Задание:

1. Просмотреть презентацию “Узоры России. Лоскутное одеяло Сочи-2014” (приложение 4)*.

2. Найти образцы, относящиеся к вашему федеральному округу, и рассказать об особенностях этих народных промыслов (раздаточный материал “Образцы узоров для поисковой деятельности учащихся” (приложение 3)).

Презентация содержит полный материал об узорах России, из которого ребята могут выбрать необходимую информацию для поисковой работы.

Текстовое сопровождение к слайдам мультимедийной презентации

“Узоры России. Лоскутное одеяло Сочи-2014”.

Слайд 1. Название презентации: “Узоры России. Лоскутное одеяло Сочи”.

Слайд 2. В основу дизайнерского решения лег принцип “лоскутного одеяла” (пэчворк) – сочетание 16 орнаментов самых известных национальных промыслов России, от “гжели” до “хохломы”. Лоскутное одеяло было непременным атрибутом русского крестьянского дома.

Слайд 3. Со временем лоскутная техника превратилась в искусство, которым увлекались даже знатные особы. Историкам известен любопытный факт: супруга Петра I Екатерина собственноручно сшила мужу в подарок лоскутное одеяло. Сегодня принцип “пэчворк” известен не только в России – экспозиции музеев Германии, Австралии, США, Швейцарии и других стран содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники.

Слайд 4. Образ “лоскутного одеяла” стал наглядным воплощением идеологии Игр, призванных выразить характер современной России, и познакомил гостей со всего мира с традиционным русским гостеприимством. В основу Образа заложена идея сопричастности каждого жителя страны Играм в Сочи.

Слайд 5. Он отражает эмоциональность и сдержанность, деликатность и экспрессию, одним словом – русский характер, присущий каждому жителю страны-хозяйки Игр 2014 года. Собирательному образу русского человека присуще тепло, доброта, душевность.

Цветовая гамма символизирует многообразие природных ресурсов России: горы, леса, синее небо, а также 4 времени года.

Слайд 6. Вологодское кружево. Белоснежные кружевные узоры стали популярны в Европе еще в конце 18 века. Родиной их является город Вологда Северо-Западного округа России. В основе рисунка - разнообразные “снежинки” и “паучки” на сквозных фонах. В растительных узорах преобладают мотивы из гибких ветвей с петлеобразными листьями, трилистниками, круглыми или вытянутыми лепестковыми и лапчатыми цветами, веерообразными мотивами, подковообразными фигурами и т. д. Узоры на изделиях располагаются по окружности широкими каймами со свободной или заполненной орнаментом серединой, идут по периметру изделия, собираются в полосы разной ширины, могут быть распределены по всему ажурному фону.

Слайд 7. Хохлома. Старинный народный промысел, появившийся в 17 веке в Нижегородской губернии (Приволжской округ). На лоскутном олимпийском одеяле будет легко различить сочные красные ягоды земляники и рябины. При выполнении росписи на дерево наносят серебристый оловянный порошок. После того, как изделие покроют специальным составом и 3-4 раза обработают в печи, тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет хохломской посуды.

Слайд 8. Уфтюжская роспись. Район Верхней Уфтюги (приток Северной Двины) Северо-Западного округа является настоящим музеем народного искусства. Здесь мастерили небольшие берестяные короба с крышкой. Большая часть поверхности остается непокрытой орнаментом. Композиция всегда одна и та же: гибкая веточка, несущая легкий цветок, раскинувшиеся “ресничками” листья, ягоды, птицы.

Слайд 9. Кубачинские узоры. Художественной обработкой металла на Кавказе начали заниматься еще в глубокой древности. Кубачинцы (один из коренных народов Дагестана, аул Кубачи, численность 5900 человек) - жители Северо-Кавказского округа - изготовляли не только холодное оружие, но и серебряную посуду и украшения. Основа узора – стилизованные растительные мотивы.

Слайд 10. Якутские узоры. В старину в Якутии (Дальневосточный округ) по одежде и украшениям женщины можно было довольно точно узнать ее возраст, положение и даже количество детей, а также коров, лошадей и оленей. Самый популярный мотив в якутском орнаменте – лира. Лира с ответвлениями наверху означает крупный рогатый скот, а если много веточек - это олень. Большое значение имеют сочетания цветов. Черно-белый узор символизирует жизнь – смена дня и ночи, радости и горя. Зеленый – цвет роста, природы. Синий – цвет снега и воздуха.

Слайд 11. Гжель. В 60-ти километрах от Москвы (Центральный округ) раскинулся так называемый “Гжельский куст” - 27 деревень, где с середины 17 века добывают глину для фаянса и фарфора. Гжельскую посуду расписывают вручную оксидом кобальта, мастер быстрыми мазками наносит на изделие геометрические или растительные узоры, который после обжига в печи приобретает насыщенный синий цвет.

Слайд 12. Северодвинская живопись. Старообрядцы и осевшие на Русском Севере на берегах Северной Двины (Северо-Западный округ) поляки распространили там искусство переписи книг, которые оформлялись с помощью различных декоративных приемов, которыми затем начали украшать бытовые предметы из дерева. Северодвинская живопись отличается преобладанием красного цвета и сложными флористическими узорами (листья и цветы переплетаются, создавая ковер), включая изображение сказочных птиц и животных.

Слайд 13. Жостовская роспись. Почти два века мастера в деревне Жостово в Подмосковье (Центральный округ) вручную выводят яркими красками на черном фоне крупные цветы на расписных подносах. По краям изделий рисуют мелкие цветы, которые словно сливаются с темным фоном, поэтому кажется, что основной узор выступает из глубины. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет.

Слайд 14. Трехгранновыемчатая резьба (клиновидная). Этим способом резьбы широко пользовались многие народы России при изготовлении прялок (самые известные – тарногские прялки, район Тарнога, Вологодская область, Северо-Западный округ). Главным узором был резной геометрический орнамент: розетки означают символ солнца, а теснящиеся пересеченные квадраты – образ возделанной земли.

Слайд 15. Мезенская роспись. Тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году. Река Мезень находится между Северной Двиной и Печорой (Северо-Западный округ). Предметы росписи густо испещрены дробным узором (звёздами, крестиками, чёрточками), выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — “земляная краска”,  охра. Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Как правило, на мезенских прялках изображается один ряд оленей и ниже ряд коней. В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесённые одним мазком красной краски.

Слайд 16. Палехская миниатюра. Палехская миниатюра - вид живописи темперными красками (это краски, которые растирают на яичном желтке или клеевом растворе) на лаковых изделиях из папье-маше. Мастера в поселке Палех Ивановской области Центрального округа расписывают шкатулки, ларцы, брошки, панно, заколки для галстука, игольницы. Для изделий (главным образом на темы современности, литературных произведений, сказок, былин, песен), выполненных яркими красками по чёрному фону, свойственны тонкий и плавный рисунок, обилие золотой штриховки, чёткость силуэта уплощённых фигур, нередко сплошь покрывающих поверхность крышек и стенок изделий. Поэтичная сказочность персонажей, декоративность форм пейзажа и архитектуры ("горки", "древесы", "палаты") и удлинённые пропорции фигур восходят к иконописным традициям. Миниатюры обычно обрамляются сложным (по рисунку) узором, выполненным творёным золотом.

Слайд 17. Ракульская роспись. Ракульская роспись возникла на реке Ракулке (приток Северной Двины, Северо-Западный округ) для украшения прялок. Рисунок на лицевой стороне прялки имел трехъярусную композицию: пышная извивающаяся ветвь наверху, изображение птицы в середине и цветок тюльпана на ножке. Листочки одного кустика окрашивают иногда в два, а то и в три цвета: желтый, золотистый (охра), красно-коричневый, зеленый, белый и черный. Особое значение придавалось желтым и золотистым цветам, потому что это - цвета солнца. С солнцем в жизни крестьянина связано очень многое: хороший урожай, достаток в доме, добрые и светлые взаимоотношения в семье.

Слайд 18. Кубанские узоры. Вышивка – основной вид народного изобразительного искусства славянского населения Кубани (Южный округ). Традиции южнорусской культуры нашли яркое отражение в праздничном кубанском женском костюме. Рукава, ворот, манжеты и нижнюю часть подола традиционно вышивали мережками, крестом и гладью. Вышитые узоры – цветы, животные – не только украшали одежду, но и служили оберегами от злых сил. В традиционной кубанской вышивке был белый фон - цвет, на котором зарождалась жизнь, красный цвет - цвет любви, жизни и черный цвет - цвет плодородного кубанского чернозема, богатства Кубани. В вышивке был и геометрический, и растительный, и животный орнамент.

Слайд 19. Павлопосадские платки. В небольшом подмосковном городе Павловский Посад (Центральный округ) еще в 18 веке местные мастерицы делали платки с орнаментом из золотой нити. Рисунок набивался на ткань с помощью резных деревянных досок. В узоре преобладают пышные цветы и гирлянды, а также “турецкий узор”. В 1870-х годах стали изображать садовые цветы (розы и георгины). В конце XIX — начале XX века происходит окончательное оформление стиля: объемное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка на чёрном или красном фоне. Платки выполнялись из шерстяной ткани.

Слайд 20. Русский ситец. Славянские племена с X века занимались разведением льна, ткачеством холстов и полотен. Особое распространение этот промысел получил в городах Центрального округа: Костроме, Твери, Иваново. Темой узора для будущей ткани часто становились окружающие предметы: “елочки”, “горох”, “цветы”, “рубчики”, “клетка”.

Слайд 21. Прикладное искусство народов Приволжского округа. Татарские узоры.

Характерным признаком татарского орнамента является его контурное решение. В своей основе татарский орнамент состоит из цветочно-растительных элементов: трилистник (цветок, стебель, лист), тюльпан, гвоздика, лотос, восточные огурцы, геометрических и зооморфных мотивов.

В узоре тюльпан - цветок обновления, весною он всходит первым, обновляет природу, жизнь, роза - символ красоты и любви, шиповник, рябина - растения, которые приносят радость и счастье, ветки применяются в виде талисмана. Это многообразный мир чувств и настроений человека.

Наиболее распространенные цвета татарского орнамента: синий, голубой, зеленый, иногда красный и их оттенки.

Слайд 22. Прикладное искусство народов Приволжского округа. Мордовские узоры.

Орнамент мордовский восходит к культуре древних племён мордвы. Наиболее разнообразны его формы в народном искусстве 18 —19 вв. Богатством орнамента отличается вышивка женского народного костюма. Преобладает геометрический орнамент: точки, ромбы, треугольники, квадраты, кресты, зигзаги, гребёнки, решётки, 8-конечные звёзды, крючки, прослеживается симметричное построение узора. Выделяется орнамент в один цвет (красный или чёрный) или в два основных цвета (красный и чёрный) с дополнением зелёного, оранжевого.

Слайд 23. Прикладное искусство народов Сибирского округа. Эвенские узоры.

Орнамент эвенков представляет собой по составу мотивов довольно пеструю картину. Это и вышивание бисером, меховая аппликация, вышивание подшейным волосом оленя, раскрашивание.

Орнамент эвенков состоит из геометрических узоров, бордюрных мотивов из кругов, полукругов, треугольников, углов, зигзагов, ромбов, квадратов, крестообразных и вильчатых узоров. Орнамент в одежде обладает определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество.

Слайд 24. Прикладное искусство народов Сибирского округа. Бурятские узоры.

Все многообразие бурятских орнаментов разделяется на пять основных групп: геометрические (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы, звезды); зооморфные или анималистические; растительные (листья, цветы, плоды, лотос); природные, или космогонические (солнце, луна, вода, огонь.); культовые. Орнаментом украшаются вещи из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, на мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах.

Слайд 25. Прикладное искусство народов Уральского округа. Узоры народов ханты и манси. В основе орнаментальной системы ханты и манси находятся два основных понятия: “след” и “изображение”. Оба понятия восходят к охотничьему мировоззрению. Поэтому в названия мотивов орнамента часто входят слова “лапки”, “коготки”, “ступня”. Другая идея непрерывных бордюров – это “голова”, множественностью голов создается изобилие. “Изображения” животного – это “следы” (отпечатки) его души. Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости и металла. Орнаментом и сегодня украшают свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта.

Слайд 26. Прикладное искусство народов Уральского округа. Узоры ненцев.

Для ненецкого орнамента характерна равнозначность фона и узора. Разнообразие узорных мотивов достигается сочетанием геометрических фигур: квадратов, треугольников, ромбов различной величины и полос разной ширины. Вместе с тем такой узор всегда вписан в строгую геометрическую рамку. У ненцев каждый цвет является символом. Белый цвет обозначает добро, благополучие, чистоту. Черный цвет ассоциируется с болезнью, смертью. Зеленый – цвет травы, весны и лета. Красный – цвет огня и тепла или крови – цвет зарождения жизни.

Слайд 27. Олимпийский узор.

Узор олимпийских одежд Сборной России – “перо жар-птицы” был впервые представлен в коллекции Пекин - 2008. Перо жар-птицы стало олимпийским узором не случайно. Эта птица - из волшебного образа русских сказок, воплощающая мечту об удаче и благополучии.

Слайды 28-34. Узоры лоскутного одеяла изображены в интерьере, сувенирах, на одежде, медалях, пиктограммах видов спорта.

3. Стадия рефлексии (20-30 минут).

На данном этапе занятия осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученного материала. Учащиеся соотносят новую информацию с известным материалом, используют знания, полученные на стадии осмысления содержания; выполняют творческую работу.

Практическая (творческая) работа “Создание лоскутного одеяла”.

Оборудование: ромб, цветные карандаши, фломастеры, трафареты узоров, простой карандаш, ножницы, раздаточный материал “Узоры народных промыслов России” (приложение 5), “Трафареты узоров для практической работы” (приложение 6).

Работа в группах по 3-4 человека. Создание фрагмента лоскутного одеяла с использованием мотивов национального декоративно-прикладного творчества населения федерального округа.

1. Рассмотрите отдельные элементы узоров (например, цветок, ягодка и т.д.), которые встречаются в прикладном искусстве народов, проживающих в округе, соответствующем вашей группе. Используется раздаточный материал “Узоры народных промыслов России” (приложение 5).

2. Выберите фон (синий, зеленый, оранжевый, малиновый) для создания части лоскутного одеяла – ромба.

3. Выберите орнамент, который перенесете на ромб.

4. Создайте часть лоскутного одеяла с учетом цветовой гаммы.

Группы представляют готовые работы (фрагменты “одеяла”), которые оценивает художник-оформитель. Из фрагментов затем составляется “лоскутное одеяло”, которое могут увидеть все участники смены.

Подведение итогов, поощрение участников занятия.

Учащиеся делают вывод о том, что народное искусство – наше национальное достояние, наша духовная ценность, что знать и понимать искусство так же важно и престижно, как и грамотно говорить на родном языке; что искусство “символ ... стремления человека к добру, к истине и совершенству”.

Литература.

  1. С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке – М.:Просвещение, 2011.
  2. В мире мудрых мыслей/ А.О.Давтян – СПб.: Издательский Дом “Нева”, 2006.
  3. Традиции русского дома: Настольная семейная книга/ В.К.Красунов – Нижний Новгород: ФГУИПП “Нижполиграф”, 2003.
  4. Д.В. Григорьев Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011.
  5. М.И. Рожков. Мы отвечаем за себя и за других. – Воспитание школьника. - № 10, 2013.- с.37-40.

Интернет-ресурсы.

  1. http://sochi2014.bosco.ru/
  2. http://www.partnersearch.ru/okruga/skfo.php
  3. youtube.com (видеоролик “Этнографический парк России”)

* Приложение 4 представлено мультимедийной презентацией “Узоры России. Лоскутное одеяло Сочи-2014”, которая участвует в конкурсе “Презентация к уроку” и помещена в папку “Презентация”. В статье на данную папку действует гиперссылка.