Метод продуктивного чтения на уроках по основам православной культуры

Разделы: Общепедагогические технологии


Обеспечение духовно-нравственного развития личности россиянина — ключевая задача современной государственной политики, направленной на модернизацию страны.

Само по себе духовно-нравственное развитие личности — сложный, многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека, от семьи, общества, культуры, человечества в целом.

Особая роль в духовно-нравственном воспитании школьника отведена предмету основы православной культуры. Это значит, что роль каждого слова, выбранного метода, способа введения информации очень велика.

Предмет основы православной культуры помогает решить следующие задачи:

- получить новые сведения о культуре своей страны;

- узнать о системе морально-нравственных ориентиров русского человека;

- получить информацию о древних традициях, обрядах и обычаях родной страны;

- развивать разговорную и письменную речь учащихся;

- развивать творческие способности учащихся;

- повысить общую культуру поведения ребенка;

- воспитать в ребенке уважение к старшим;

- помочь ребенку побороть плохие привычки и научиться изменять черты характера.

Задача школы сегодня - вооружить детей знаниями. Но одного этого для развития мало, тем более - для развития личности, её образования. Поэтому репродуктивный метод работы учителя недостаточен для решения задач образования личности, её развития.

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опыт, интеллект ребенка. Поэтому сегодня непомерно возрастает роль школы и именно предметов художественного и духовно- нравственного цикла, к которым относится и учебный предмет “основы православной культуры”.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения  обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и другие.

Современному  учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Не так давно я “открыла” для себя технологию продуктивного чтения, которую использую на своих уроках.

Как таковая, эта технология с одной стороны, не настолько сложна, как кажется (даже с учетом ее многоэтапности), а с другой – не настолько проста, чтобы ее не стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения на уроках по разным предметам.

С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).

1. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Перед чтением применяю приём “прогнозирования”, то есть ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на выделенные слова в тексте). Затем исполнительные действия по выявлению логического содержания текста (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним и т.д.)

2. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.

По ходу чтения провожу словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций, обращение к жизненному опыту учащихся.

3. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Ставится вопрос к тексту в целом. Выполнение творческих заданий в рабочей тетради, которые развивают различные умения, например, умения находить главную мысль, умения ориентироваться в тексте и т.д.

Для примера приведу два приема:

Прием: Оценка текста

Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа:

Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как, по-вашему, почему они выделены?

Какая главная мысль в данном параграфе (абзаце)?

Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?

В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…? и т.д.

Приём: Составь задание

Данный приём может использоваться как самостоятельно, так и в контексте технологии продуктивного чтения. Очень важно, чтобы самостоятельная работа с учебником на уроке не превратилась в скучное и никому не нужное зазубривание. Учебник может стать хорошим помощником ученикам для их продуктивной деятельности на уроке, когда самостоятельно или в микрогруппе они составляют и формулируют учебные задачи.

В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся. Прием “Составь задание” может являться примером краткосрочных, оперативных проектов, которые можно выполнить в течение урока или даже его части.

Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов “Что…?”, “Когда…?”, “Где…”, “Почему…” и т.д. Например, при изучении темы “Как христианство пришло на Русь”, ребятам дается задание задать вопросы:

“Что?…” (Что важное пришло на Русь в правление князя Владимира)

“Когда…?”, (Когда произошло названное событие)

“Где…”, (Где Владимир осуществил задуманное)

“Почему…” (Почему он это сделал)

Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Важно заметить, что учащимся не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно.

Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме “Прочти…”. Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал. Во время работы над составлением заданий учитель выступает в роли эксперта и консультанта.

Как говорил А.Франс: “учиться можно только весело.... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”. Вот такой “аппетит” приходит к ученикам, когда они работают над составлением учебных заданий.

Таким образом, технология продуктивного чтения помогает большинству моих учеников вычитывать информацию из текстов разных видов, этот навык помогает им и при изучении различных учебных предметов, будь то литература или история, биология, география.

Главное преимущество данной технологии – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций. А это главный принцип ФГОС – “Научить учиться”.

Предлагаю технологическую карту урока основ православной культуры по теме: “Подвиг” (приложение)

Список литературы

  1. А.Г. Асмолов  “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе”,  М: Просвещение, 2010.
  2. С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева “Как учить работать с книгой”, М., 1995.
  3. С.А. Дыбленко, О.В. Соболева “Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя”, 2002, №8.
  4. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 18.
  5. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 35-43.
  6. Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. - / Сост. В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2005.
  7. Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших школьников. - М.: Ментор. - 2007. - №1. - С. 11-13.