Проект как одна из форм восприятия фольклора детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Сказки — прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. Как много хороших, добрых воспоминаний связано у каждого из нас с этим понятием. Формируется любовь к сказке в раннем детстве. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Она, и только она имела в себе такие воспитывающие возможности, с какими и сейчас не в состоянии сравниться самые мощные и современные воспитательные технологии. Нет ни одного народа, где не рассказывали бы сказки. Язык сказки универсален - её с удовольствием можно слушать в любом возрасте.

Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Таким образом, именно через сказку малыш начинает познавать мир. Детская сказка – это общение с малышом на понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни.

Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека.Тайну, заключенную в сказке, ребенок чувствует. Значение сказки для жизни маленького человека, его эмоционального мира никто не пытается оспаривать. Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка.

Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. В коллективном воспитании очень важно, чтобы связующая нить проходила через каждого ребенка, только тогда возможно развитие индивидуальных качеств детей. Если педагогу удается установить духовный контакт с каждым воспитанником, процесс воспитания становится интересен и взрослому, и ребенку. Главное - постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться.

Цели и задачи ФГОС ДО включают образовательную область “Познавательное развитие”, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. В соответствии с этим в списки художественной литературы включены классические произведения из золотого литературного фонда. Литературный материал подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-творческих способностей детей, эстетического вкуса, культуры восприятия литературных произведений.

В каждой группе должен быть уголок сказок, уголок книги. И любой воспитатель сталкивается с проблемой правильного оформления этого уголка и организации работы в нем. Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу (сказку) и спокойно рассмотреть и “перечитать” ее.

Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это и первый художественный музей, где ребенок знакомится с творчеством замечательных художников: Ивана Билибина, Юрия Васнецова, Владимира Лебедева, Евгения Чарушина и многих других.

Мы стараемся организовать образовательный процесс в нашей группе в соответствии со стандартами. С этой целью с детьми нашей группы был реализован проект на тему “В гостях у сказки”, который был направлен на:

Развитие интереса к сказкам, к устному народному творчеству.

Создание условий для активного использования сказок в творческой деятельности детей.

В течение месяца с детьми я провела цикл бесед на тему: “Что такое сказка”, “Моя любимая сказка”, “Какие сказки вам читают дома”, “Правила общения с книгой”. Читали сказки разных авторов, вместе с родителями воспитанников подбирали дидактический материал по теме, совместно с детьми придумывали сказку и рисовали иллюстрации к этой сказке. Сказок получилось так много, что мы решили создать свою “Книгу сказок”. Это и был наш продукт проекта.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что сказка это основа основ воспитания, это универсальная педагогическая система, в которой тысячелетия народного опыта уже отобрали самые естественные и необходимые формы развития речи, логического и образного мышления, этических и нравственных идеалов. Сказка помогает активизировать все основные психические процессы ребенка.

Литература.

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Театрализованные занятия и игры в детском саду. - М.: АРКТИ, 2010.- 144 с.

2. Логинова, В.И. Саморукова, П.Г. Дошкольная педагогика [Текст] /В.И.Логинова, П.Г.Саморукова. - М., 2010.

3. Маханева М.Д. “Театрализированные занятия в детском саду” пособие для работников дошкольных учреждений - М.: Просвещение 2010.

4.Намзин А.Б. “Волшебный мир традиционной русской педагогики” / http://starina.library.tver.ru/us-0062.htm