Развитие познавательного интереса учащихся во внеурочной деятельности по экологии

Разделы: Экология


Организация внеурочной деятельности по экологии дает возможность учащимся проявить свои индивидуальные склонности, обнаружить и развить способности.

Одним из ведущих принципов организации внеурочной деятельности по экологии является тесная связь с обязательными занятиями по экологии. Эта связь имеет две стороны. Первая из них – опора во всей внеурочной работе по экологии на знания и умения учащихся, приобретенные на уроках. Вторая сторона – направленность всех форм внеурочной работы на развитие интереса учащихся к экологии, на формирование у них потребности к углублению и расширению знаний, на постепенное расширение круга учащихся, интересующихся экологией.

Для того чтобы внеурочная работа способствовала развитию познавательного интереса к экологии, в ее основе должна быть ориентация на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность учащихся. Только добытые собственным трудом знания и умения учащихся прочны, только они приносят удовлетворение и уверенность в собственных силах, пробуждают стремление к продолжению процесса познания.

Одна из важнейших задач внеурочной деятельности по экологии – развитие познавательного интереса учащихся. Без интереса к познанию методически правильно построенный урок с изложением материала на самом высоком научном уровне, с привлечением необходимых примеров из практической жизни не даст желаемого результата.

Развитие познавательного интереса является задачей не только внеурочной деятельности. Эту задачу учитель должен не упускать из виду ни на одном уроке. Однако внеурочная деятельность имеет ряд особенностей, позволяющих внести существенный вклад в решение этой задачи.

Особенностями внеурочной работы по экологии, повышающими ее эффективность, являются возможность большей, чем на уроке, индивидуализации работы с учащимися, предоставление каждому школьнику возможности выбора занятий по его интересам, работы в темпе, соответствующем его желаниям и возможностям. Большое значение имеет и тот факт, что эта деятельность не регламентируется условиями обязательного достижения каких-либо заданных результатов и при правильном подходе учителя она обязательно является успешной для учащегося.

Перед учителем не стоит задача привлечения к внеурочной работе всех учащихся. Одним учащимся можно рекомендовать посещение факультативных занятий или экологического кружка, другим – порекомендовать интересные книги или научно-популярные статьи по экологии. Многие учащиеся имеют склонность к самостоятельному выполнению опытов в домашних условиях. Эта деятельность также требует руководства со стороны учителя. Школьникам, проявляющим повышенный интерес к решению заданий, можно порекомендовать систематическое участие в конкурсах, научно-практических конференциях, подготовку к участию в школьной олимпиаде по экологии.

Развитие устойчивого познавательного интереса к экологии у части учащихся в классе является очень сильным фактором, способствующим возникновению и развитию интереса к экологии у остальных школьников.

Вариантом проведения внеклассного мероприятия может быть экологический хоккей. Экологический хоккей рационально проводить в разгар хоккейного сезона: в дни матчей на первенство мира, во время Олимпийских игр. Это увеличивает количество желающих принять активное участие в игре, так как объединяет интересы “спортсменов” и “экологов”.

Экологический хоккей при умелой организации может стать острым и динамичным соревнованием между двумя командами. Ему присуще все элементы остроты, имеющиеся в настоящем хоккее. Правила игры в экологический хоккей похожи на правила игры в большой хоккей. Только “хоккеисты” не бегают на коньках по льду, а сидят за партами. Бросок по воротам – в экологическим хоккее означает вопрос, заданный противником. “Гол” - на вопрос не дан ответ или дан ответ неправильный. “Шайба отбита” - защитники или вратарь дали правильный ответ.

Как и в большом хоккее, количество “хоккеистов” на поле от каждой команды по 6 (1 вратарь, 2 защитника и 3 нападающих), время игры чистое.

Перед матчем целесообразно подготовить афиши, сделать красочное табло, таблички для судейской коллегии, скамейки штрафников, вратарей, защитников, нападающих, пресс-центров. В последнем обязательно должны быть журналисты из школьной газеты.

В процессе подготовки к матчу игроки должны продумать названия своих команд, эмблемы и флаги. У каждого хоккеиста должен быть на груди свой номер. Количество игроков в команде неограниченно, как и в большом хоккее, так и в ходе матча можно делать неограниченное количество замен игроков, но только из числа тех, которые заявлены тренером перед матчем.

Чтобы матч стал красочным и остался у всех в памяти можно использовать фонограммы и устраивать музыкальные паузы.

В ходе матча судейская коллегия ведет тщательный подсчет всех бросков, добавлений, голов, отбитых шайб, произведенных отдельными хоккеистами; по итогам этого подсчета будет выявлен и награжден лучший вратарь, защитник и нападающий. Команда-победитель получает приз.

Лучше всего матч проводить в большом помещении, чтобы на игре сказывалось и присутствие зрителей. Это может быть актовый или спортивный зал. Однако экологический хоккей можно проводить и в обычном классе.

В ходе подготовки к матчу необходимо учесть возраст хоккеистов. Непременным условием является то, чтобы ребята проходили в школе одинаковый экологический материал и были одного возраста.

Вопросы должны отвечать определенным требованиям. Во-первых, все придуманные вопросы должны быть краткими. Хоккей – игра, которая проходит в скоростной борьбе. Во-вторых, вопросы должны быть сформулированы предельно ясно, по существу, чтобы противник не тратит время на разъяснение формулировки, иначе может быть нарушена динамика соревнования и матч получится вялым и неинтересным. В-третьих, вопросы должны быть качественными. В-четвертых, нападающий, задающий вопросы, должен знать и уметь правильно дать ответ на свой вопрос сам, иначе гола ему забить не удастся.

Матчем руководит судейская коллегия. Судьей на поле может быть сам учитель или ученик старшего класса, хорошо разбирающийся в экологии и обладающий умением вести матч. Судья следит за выполнением правил, удаляет нарушителей, останавливает время, дает игрокам разрешение на вопрос и на ответ.

С целью сохранения спортивного темпа матча необходимо быстро реагировать на ответы учащихся, сопровождая объяснение результатов кратким анализом ответов. Для этого вопросы судье должны быть известны заранее.

Приведем пример экологического хоккея, разработанного нами для обобщения изученного материала учащимися по теме: “Животный мир морей и рек” (7 класс) [1].

Тип: обобщающий.

Вид: игра.

Задачи.

  • Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации, разнообразии и взаимодействии животных морей и рек.
  • Развивающая: продолжать развивать у учащихся мышление, память, речь; умения   работать в команде.
  • Воспитательная: продолжать формировать научное мировоззрение и экологическую культуру у учащихся.

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация фотографий, рисунков).

Оборудование: мультимедиа проектор, ноутбук, экран, фотографии, рисунки показываются по ходу игры без подписей. (Приложение 1).

ХОД

I. Организационный момент (1 мин.).

Проверка готовности учащихся. Приветствие.

II. Проведение игры (35 мин.)

Сообщение цели учащимся. Сегодня вы должны вспомнить и обобщить материал темы “Животный мир морей и рек”, которую изучали в течение нескольких уроков.  Для этого вы поиграете в экологический хоккей. Для того чтобы поиграть в игру учащиеся класса должны познакомиться с правилами игры.

Правила игры

1. Функции и численность игроков

В обеих командах на поле находится по 6 игроков: 1 вратарь, 2 защитника и 3 нападающих. Нападающий задает вопрос команде противника, он должен правильно уметь ответить на свой же вопрос. Защитник отвечает на вопрос, заданный команде. Имеет право консультироваться с нападающим своей команды. Не имеет право консультироваться с вратарем. Вратарь отвечает на вопрос, заданный команде, в случае, если никто из команды не может ответить. Слово вратаря – последнее слово в команде.

2. Вбрасывание

Игра начинается после свистка судьи. Перед началом матча капитаны разыгрывают очередность задавания вопросов. После свистка судьи включается чистое время и один из нападающих команды “А”, задает вопрос команде “Б”, после чего один из нападающих команды “Б” задает вопрос команде “А” - так осуществляется “вбрасывание шайбы” каждый раз после остановки игры.

3. Борьба за шайбу

После осуществления “вбрасывания” команды обдумывают ответы на заданные вопросы (не более 1 минуты). Команда, подготовившая ответ первой, поднимает руку и после свистка судьи (увидевшего готовность команды) имеет право тут же быть выслушанной командой противника и судьями. Затем отвечает вторая команда. Каждая команда стремится как можно быстрее ответить на вопрос, т.е. “отбить шайбу от своих ворот”, уменьшая время противника на обдумывание.

4. Голевая ситуация

Вначале на вопрос отвечают защитники. В случае, если защитники не могут ответить, им могут помочь ответить (подоспевшие назад) нападающие. Если и нападающие не в состоянии ответить на вопрос правильно, то это значит, что шайба брошена так сильно, что ее сможет парировать только вратарь. Гол будет засчитан, если нападающий, бросивший шайбу, сам сможет правильно ответить на вопрос. Если же он не в состоянии этого сделать, то шайба не засчитывается, а нападающий, задавший вопрос, удаляется с поля.

5. Удаления

Нападающий не смог ответить на свой же вопрос, тогда его ждет удаление с поля на 2 мин. Игрок команды некорректно ведет себя на поле, спорит с судьей, игроками противника, своими игроками, тогда удаление от 2 до 5 мин. Игрок мешает отвечать сопернику, сбивает его с мысли – от 2 до 10 мин. Нападающий задал некорректный вопрос – 3 мин. Игрок мешает проведению матча, он опасен для окружающих “хоккеистов”, может сорвать матч – удаление до конца игры.

6. Время

Игра проходит в 3 периода с перерывами. Каждый период длится 20 мин. Продолжительность перерывов 5 мин.

7. Судейская коллегия

Судейская коллегия состоит из главного судьи, хоккейного эксперта, судьи чистого времени, судьи штрафного времени. В перерывах между периодами судейская коллегия дает анализ вопросов и ответов, анализирует счет.

8. Итог игры

Выигрывает команда, забросившая большее количество шайб.

Вопросы игры разрабатывались в соответствии с учебным материалом, представленным в учебнике под редакцией Н.М. Черновой [2].

Вопросы игры:

I. Водоем как многоэтажное здание

1. К каким условиям необходимо приспособиться животным, обитающим в воде.

Ответ: Животным, обитающим в воде, надо приспосабливаться и к меньшему, чем на земле, содержанию кислорода, и к сильным течениям, и к тому, что есть пресные и соленые водоемы.

2. Какие животные обитают на морском дне?

Ответ: На морском дне можно обнаружить массу разнообразных животных. Это различные губки, кишечнополостные (кораллы и актинии), плоские и кольчатые черви. Креветки, раки и крабы, а также множество двустворчатых и брюхоногих моллюсков, морских звезд и морских ежей.

3. Как называют группу водных донных животных?

Ответ: Донных животных называют бентосом.

4. Какие животные могут “парить” в толще воды, но не способны сопротивляться даже слабому течению?

Ответ: Это и простейшие (например, радиолярии), и кишечнополостные (медузы и гребневики), и ракообразные (в том числе мелкие рачки), и плавающие в толще воды утратившие раковину брюхоногие моллюски, и даже некоторые рыбы.

4. Как называют группу животных, которые могут “парить” в толще воды, но не способны сопротивляться даже слабому течению?

Ответ: Эта группа водных обитателей называется планктоном.

5. Какие крупные животные обитают в толще воды, легко справляются с самым сильным течением и способны развивать большую скорость?

Ответ: Это киты, дельфины, кальмары, меч-рыба.

6. Как называют группу крупных животных, обитающих в толще воды, легко справляющихся с самым сильным течением и способных развивать большую скорость?

Ответ: Эта группа водных обитателей называется нектоном.

7. Какое водное животное имеет воздушный пузырь, который, как поплавок, всегда держит тело у поверхности. Этот поплавок служит парусом, с помощью которого он ветром перемещается на большие расстояния.

Ответ: Португальский кораблик.

8. Какие морские животные приспособились к обитанию на побережье – на границе водной и наземно-воздушной сред?

Ответ: Это береговые рыбы и крабы, а также некоторые рыбы, например илистый прыгун.

9. Как называют морских животных, которые приспособились к обитанию на побережье – на границе водной и наземно-воздушной сред?

Ответ: Эта группа водных обитателей называется литоралью.

II. Взаимосвязи морских животных.

1. Какие формы взаимоотношений могут возникать в колониальных коралловых полипах?

Ответ: В телах этих полипов поселяются микроскопические одноклеточные водоросли, способные усваивать с помощью фотосинтеза солнечную энергию. Благодаря этим водорослям существуют сами кораллы и все остальные животные, которые питаются или находят убежище в их зарослях.

2. Каким образом взаимодействует акула с рыбами-прилипалами?

Ответ: У рыбы-прилипалы первый спинной плавник преобразовался в присоску, которая располагается на голове. При помощи этой присоски прилипалы прикрепляются к акулам. Таким образом, прилипалы могут путешествовать на очень большие расстояния, практически не затрачивая энергии. Более того, им достаются остатки пищи акул.

3. Какие животные используют другие организмы в качестве убежищ?

Ответ: Рыбы-клоуны прячутся среди жгучих щупалец актинии, а рыбки-кривохвостки спасаются от врагов среди иголок морских ежей. В норке рыбки-пескари поселяется небольшой рак, а в раковинах двустворчатых моллюсков живут мелкие крабы. Некоторые виды рыб живут в теле морского огурца – голотурии.

4. Какие взаимовыгодные отношения могут быть между различными рыбами?

Ответ: Мелкие рыбки-чистильщики избавляют от кожных паразитов крупных хищных рыб.

5. Какие рыбы, кормясь сами, помогают кормиться и другим.

Ответ: Рыбы-попугаи отламывают своими мощными челюстями веточки коралла и глотают их. К этому месту подплывают мелкие рыбки и достают из обломков прячущихся там морских червей.

III. Животные пресных морей

1. Какие условия существования в пресных водоемах?

Ответ: В реках обычно сильное течение.

2. Какие приспособления сформировались к жизни в стремительном водном потоке?

Ответ: Удлиненное обтекаемое тело и хорошо развитая мускулатура.

3. Каким образом рыбы живет при недостатке кислорода?

Ответ: Рыбы заглатывают атмосферный воздух и добывают из него кислород.

4. Какие рыбы могут пропускать пузырек воздуха через кишечник?

Ответ: Это вьюны и сомики коллхиты, часто содержащиеся в аквариумах.

5. У каких рыб газообмен происходит в ротовой полости?

Ответ: У аквариумных рыбок – петушков, макроподов, лялиусов, гурами.

6. Каких рыб называют двоякодышащими?

Ответ: У этих рыб имеются своеобразные легкие, с помощью которых они дышат атмосферным воздухом. Это протоптер, рогозуб, лепидосирен.

7. Каким образом приспособились к жизни в засушливых областях Африки рыбы нотобранхи?

Ответ: Как только после периода засухи начинается период дождей, в каждой луже появляются мальки нотобранхов. Они быстро растут, мечут икру. После того как лужа высохнет совсем взрослые нотобранхи погибают, а икра в высохшем состоянии сохраняется целый год. В следующий сезон дождей снова в каждой луже появляются эти рыбки.

III этап. Итог  (2 мин.)

Награждение учащихся и вручение призов.

Литература.

1. Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. Экология животных: 7 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / под ред. д-ра биол. наук проф. Н.М. Черновой. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 128 с.