Обобщение опыта работы по курсу внеурочной деятельности «Учимся проектировать»

Разделы: Начальная школа


Цель образования по новым стандартам: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как научить учиться. По новым стандартам, кроме учебных предметов, предусматривается и внеурочная деятельность. Её задача: способствовать достижению результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Я хочу поделиться опытом работы по курсу внеурочной деятельности “Учимся проектировать”.

Метод проектов – одна из личностно – ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на организацию самостоятельной деятельности школьника (индивидуальной, групповой, парной), которые проводятся в течение определённого участка времени. Проект – это шесть “П”:

  • проблема;
  • проектирование (планирование);
  • поиск информации;
  • продукт;
  • презентация;
  • портфолио проекта.

Основная трудность, работая с первоклассниками, в том, что они не умеют читать и писать, быстро утомляются, нет культуры труда. Поэтому те проектно - исследовательские работы, которые представляются на городской конференции, далеки от наших. Это наш конечный результат. С чего я начала. На первом занятии рассказала ребятам, чем мы будем заниматься, показала презентации проектных и исследовательских работ моих пятиклассников с 1-4 класс. Каждый ученик завёл альбом по проектированию.

В 1-м классе были выполнены следующие работы: “Букет первоклассника” (нужно было раскрасить осенние листочки цветными карандашами или фломастерами в разные цвета: красный - я умею это делать хорошо; жёлтый - у меня это получается не очень хорошо; зелёный - я обязательно этому научусь), коллективный проект по составленному плану из конструктора “Лего” “Улица города”.

В сентябре на уроке окружающего мира ходили на экскурсию в лес, в результате родилась идея сделать исследовательскую работу “Осенние изменения в природе”. Учащиеся выполняли работу по группам. Каждая группа заносила свои результаты в таблицу. Итогом этой работы стала фотовыставка “Осенние изменения” (в жизни цветов, в жизни растений, в неживой природе, в жизни людей).

На уроке музыки учили русскую народную песню “Теремок”, на занятии по проектированию выполнили её инсценирование и показали всему классу.

Тема одного из занятий была “Источники получения информации”, которое проходило в библиотеке. По его итогам было дано домашнее задание - сделать сообщение о любом животном. Учащиеся выполнили задания в альбомах по проектированию, а некоторые сделали презентации. В январе была выполнена исследовательская работа “Влияние различных условий на рост и развитие репчатого лука”.

На предметной неделе математики был выполнен творческий проект “Смешарики в стране Математики”. По теме “Здоровье – это здорово!” провели три занятия. В результате спроектировали режим дня и выполнили коллективный творческий проект “Дерево здоровья”. Следующие наши работы: “Знакомьтесь – это я!”, “Моя семья”, “Любимые бутерброды моей семьи”, создание альманаха и презентации к нему “Профессии наших родителей” (этот проект – коллективная работа всего класса), “Синичник”.

Во 2-м классе выполнили исследовательскую работу “Экологический мониторинг пришкольного участка”, к 70-летию нашей области сделали информационный проект “Достопримечательности Кузбасса”, которые были представлены на общероссийский конкурс “Портфолио ученика” и стали его номинантами.

Кроме этих проектов, были выполнены и следующие: “Что можно увидеть в окрестностях нашего лицея”, “Овощи, фрукты - полезные продукты”, “Увлечения наших одноклассников”, “Россия – великая наша страна”, “Воздушные средства передвижения от сказок и до наших дней”.

3 класс: “Родословная моей семьи”, “Как изготовить мыло в домашних условиях”, “Чайный проект”, “Морской проект”, “Обитатели морских глубин”, “Украшения со дна моря”, “Классные сказки”. Программой “Школа 2100” предусмотрена проектно – исследовательская деятельность по всем предметам. Даже изданы специальные пособия для учащихся “Всё узнаю, всё смогу” и “Мои первые опыты”, по которым мы занимаемся с 3-го класса.

4 класс. Информацинные проекты: “История книги”, “Милый сердцу уголок” (к юбилею города), “Тайна острова Пасхи”, “Сделано в СССР”, “Машина времени”, “Моя страничка математической энциклопедии”, “Творчество Л. Н. Толстого”, “История жилища человека”, “Петровские мануфактуры”.

Творческие проекты: “План развития микрорайона”, “План развития российской науки и техники в стране до 2030 года”, “Как сохранить нашу природу”, “Транспортный проект”, “Земля – планета жизни”, “Дом моей мечты”, “Птичья столовая”, “Как сохранить своё здоровье”, “Жалобы животных и растений”, “Российская торговая ярмарка XVIII века”, “Моё портфолио”. Исследовательская работа “Самый непопулярный падеж”.

Проектной деятельностью с 1-4 класс занимаются все учащиеся.

Курс “Учимся проектировать” позволяет проследить связи между различными школьными дисциплинами, развивает у учащихся мыслительные умения, вовлекает их в активный процесс обучения.

Со 2-го класса учащиеся принимают участие в конкурсах. 2012/2013 уч. год - Общероссийский конкурс проектно-исследовательских работ “Портфолио ученика”. 2013/2014 уч. год, 3 класс - всероссийский конкурс “Первые шаги” и лицейская научно-практическая конференция “Интеллект”. 2014/2015 уч. год, 4 класс - муниципальная научно-практическая конференция “Шаг в будущее – 2015”, лицейская научно-практическая конференция “Интеллект” и всероссийский конкурс “Первые шаги - 2015”.

Организуя проектную деятельность младших школьников в ходе индивидуальной, групповой и коллективной работы, я создаю условия, способствующие развитию у младших школьников навыков исследовательской работы. У учащихся развивается интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин.

Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в создании проектов, в планировании своей деятельности. Кроме того, проектная деятельность способствует формированию у учащихся общеучебных умений и навыков, развиваются мыслительные умения и навыки. Им предоставляется возможность творить в основной для младших школьников деятельности – учебной.

Таким образом, проектная деятельность – это возможность организовать самообучение, самовоспитание учащихся, потребность найти знания самостоятельно, что является актуальным в современной школе и жизни, то есть научить учиться.  Организация проектной деятельности – перспективный путь развития учащихся.

Я убеждена: чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить проектную деятельность в образовательный процесс. Проектная деятельность – старт в науку, и начинать её надо с начальных классов.