Формирование и сохранение социально-эмоционального и нравственного здоровья дошкольников в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель проекта – создание системы работы по социалъно-эмоциональному и нравственному развитию дошкольников, которая обеспечит становление базовых свойств личности ребенка: самооценки и образа “Я”, эмоционалъно-потребностной сферы, нравственных ценностей, коррекции эмоционального состояния воспитанников в условиях ДОУ.

Задачи проекта:

  • разработка соответствующей методической и дидактической базы;
  • поддержание престижа ДОУ на рынке образовательных услуг;
  • удовлетворение потребностей родителей в получении детьми нового направления в развитии;
  • формирование максимально комфортной предметно-развивающей среды, которая наиболее эффективно обеспечит развитие социального и эмоционально-психического здоровья детей;
  • учет всех направлений развития ребенка, приобретение опыта вхождения в социум, адаптации и активной жизни в нем;
  • использование дополнительных возможностей (финансовых, материальных) для приобретения оборудования, вовлечение в процесс работы родителей, детей;

Одной из приоритетных задач по формированию социально-эмоционального, нравственного и психического здоровья детей дошкольного возраста является создание системной работы, что обеспечит освоение ребенком не только культурного опыта, способов взаимодействия с окружающими, развитие культурных навыков, но и будет способствовать коррекции его эмоционального состояния.

Гипотеза:

Если в группе создать комплексную систему работы по формированию и сохранению социально-эмоционального и нравственного здоровья дошкольников, это обеспечит становление базиса культурного опыта детей, их индивидуальности; сформирует способы взаимодействия с окружающими, а так же будет способствовать коррекции эмоционального состояния дошкольников.

Актуальность:

Создание проекта по формированию и сохранению социально-эмоционального и нравственного здоровья дошкольников в условиях ДОУ, повышение качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС и обеспечения максимального психологического комфорта дошкольников;

Ориентация на требования Федеральной целевой программы развития образования, выдвигающую одним из приоритетов безболезненную социализацию личности ребенка в социуме и активную жизнь в нем.

Целесообразность и научность

Используются идеи:

  • Козловой С.А: “О формировании у ребенка представлений об окружающем мире, о себе, как о представителе рода человеческого, о людях, живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях” [6]
  • Рылеевой Е.В: “Направлена на индивидуализацию личностного развития дошкольников, представлен комплекс дидактических игр, формирующих социальный статус ребенка” [7]
  • Стеркиной Р. Б.“Новые требования, которые предъявляет к воспитанию подрастающего поколения современное российское общество: будущие граждане должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться друг к другу, быть способными на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнение и предпочтения окружающих” [1]
  • Клюевой Н.В.: “Организация работы по обучению навыкам общения детей, не только имеющих личностные особенности (замкнутость, конфликтность, агрессивность, застенчивость), но и с детьми, которые не имеют особых проблем в общении, с целью дальнейшего развития и совершенствования их коммуникативных навыков” [3]
  • Смирновой Е.О.: “Человеку, не владеющему навыками общения трудно жить в современном мире. Учите ребенка общаться с окружающими людьми, это чрезвычайно важно для становления личности дошкольника, развития его внутреннего мира” [4]
  • Кряжевой Н.Л.: “Комплекс игр и упражнений помогут взрослым развивать эмоциональную сферу дошкольников и исправлять некоторые отклонения (страхи, робость, агрессию), используя специальным методы: анимотерапия, арттерапия,
    танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники” [2]
  •  Чумичевой Р.М.: “Детство выступает пространством свободы ребенка, в этом пространстве душа ребенка становится или эмоционально открытой миру взрослых, или в ней происходит отчуждение, озлобленность по отношению к другому взрослому или сверстнику” [1]

Оригинальность данного проекта определяется тем, что в нем практически реализован подход к организации условий способствующих формированию и сохранению социально-эмоционального и нравственного здоровья дошкольников в условиях ДОУ.

Новизна заключается:

  • В разработке и внедрении авторских оригинальных конспектов НОД, апробации современных методик по проблеме социально-эмоциональное, нравственное развитие дошкольников, создании комфортной, предметно-развивающей среды в условиях конкретной группы ДОУ.
  • В создании в дошкольном учреждении условий для развития социального и эмоционально-психического и нравственного здоровья детей, взаимодействие в работе воспитателей, родителей и всех сотрудников детского сада.
  • В установлении тесного взаимодействия с социумом.
  • В разработке тематического перспективно-календарного плана по программе “Я, ТЫ, МЫ” (авторы Князева О.П., Стеркина Р.Б.), для работы с детьми разных возрастных групп. План составлен с использованием интегративного подхода, включения направления социально-эмоционального развития во все виды деятельности ребенка, как в НОД, так и в процессе взаимодействия (педагог+ребенок, ребенок+ребенок, ребенок+родители), во время режимных моментов, свободной игре и т.д.
  • В организации и проведении индивидуальной коррекционной работы.

Практическая значимость:

Предлагаемый проект предусматривает социально-эмоциональное и нравственное развитие воспитанников в условиях ДОУ во всех видах деятельности, таких как игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная, трудовая, чтение художественной литературы, согласно современным ФГОС.

Ожидаемый результат:

  • Создать условия и пространственную среду, благодаря которым, дети всегда будут находиться в благоприятной эмоциональной атмосфере.
  • Установить с детьми более доверительные отношения, что облегчит процесс воспитания и позволит при необходимости оказывать помощь каждому ребенку, который испытывает эмоциональный дискомфорт.
  • Укреплять уверенность в себе, дети станут более активны, коммуникабельны.
  • Установить тесное сотрудничество с организациями социального назначения.
  • Усовершенствовать систему работы с детьми, с воспитателями, с родителями.
  • Заинтересовать коллег, вызвать у них желание творчески подходить к решению задач по социально-эмоциональному развитию детей в своих группах.
  • Укрепить связь семьи и детского сада;
  • Накопить разнообразный методический материал по работе с детьми, родителями и воспитателями; анкеты, перспективные и тематические планы, опросники, психологические практикумы, авторские конспекты НОД.

Этапы реализации проекта:

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.

I этап – организационный;

II этап – практическая реализация проекта;

III этап – подведение итогов; создание материалов по проекту.

Литература.

1. Князева О.П., Стеркина Р.Б., Программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста “Я,ТЫ,МЫ” 1999.

2. Кряжева Н.И. “Развитие эмоционального мира детей” Ярославль- 1997.

3. Клюева Н.В. Филиппова Ю.В. “Общение: дети 5-7 лет” Ярославль - 2001.

4. Смирнова Е.О. “Особенности общения с дошкольниками” М., 2000.

5. Смирнова Елена Олеговна, Холмогорова Виктория Михайловна Материалы курса: Моральное и нравственное развитие дошкольников: лекции 5 – 8. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2006.

6. Козлова С.А. “Мой мир” М., 2000.

7. Рылеева Е.В. “Вместе веселее” М., 2000.