Урок биологии с ИКТ и методом проектов по теме «Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость». 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Дидактическая цель:

  • создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в новых учебных ситуациях

Задачи по содержанию урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности организмов и связи их с окружающей средой, с особенностью регуляции работы органоидов одноклеточных животных, с ролью нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности кишечнополостных, дождевых червей, насекомых и позвоночных;

Развивающие:

  • Продолжить развитие умений отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую работу (мини-проект); публично защищать результаты творческой деятельности;
  • Сформировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности.

Воспитательные:

  • Привитие навыка самоконтроля;
  • Воспитание собранности, сосредоточенности;
  • Воспитание самостоятельного мышления;
  • Формировать ценностное отношение к окружающей природе.

Оборудование: Презентация к уроку, мультимедийный проектор, компьютер, экран, цветы – оригами в корзине.

  • 1 группа “Типы нервных систем” (зачетный лист, микроскоп, микропрепарат нервной ткани, натур.объект – дождевые черви, стеклянная палочка, ватман, маркеры)
  • 2 группа “Нервная система позвоночных” (зачетный лист, микроскоп, микропрепарат нервной ткани, натур.объект – дождевые черви, стеклянная палочка, муляж головного мозга млекопитающих, ватман, маркеры)
  • 3 группа “Рефлекс” (зачетный лист, натур.объект – дождевые черви, стеклянная палочка, лимон, ватман, маркеры)
  • 4 группа “Раздражимость” (зачетный лист, микроскоп, предметные стекла, натур.объект – дождевые черви, стеклянная палочка, культура инфузории – туфельки, поваренная соль, припаровальные иглы, цифровой фотоаппарат, лабораторный штатив, ватман, маркеры)

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Методы: проблемный, с применением метода проектов, исследовательский, диалоговый.

Форма работы: групповая, индивидуальная, коллективная.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Сегодня у вас необычный урок.

Вы будете публично защищать результаты своей творческой деятельности мини – проекты. Поэтому, все мы, немного волнуемся. Я предлагаю выполнить упражнение для снятия излишнего волнения.

Упражнение.

Произносится фраза “ Я люблю тебя и весь мир!”, которая сопровождается жестами.

“Я” - правой рукой показываем себя;

  • “люблю” - правая рука прикладывается к сердцу;
  • “тебя” - разводим обе руки;
  • “и весь мир”- руками описываем большой круг, и шлем воздушный поцелуй.

Повторяем 3 раза.

Работать вы будете в группах, индивидуально и коллективно. В каждой группе есть консультант. Прошу себя представить.

II. Объяснение нового материала (Презентация)

Слайд2

Итак, тема нашего урока:

“Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость”

Слайд 3

Цель урока: - познакомиться с регуляцией процессов жизнедеятельности организмов и связи их с окружающей средой, с особенностью регуляции работы органоидов одноклеточных животных, с ролью нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности кишечнополостных, дождевых червей, насекомых и позвоночных.

Актуализация знаний

Вопросы:

  • Что такое орган? ( (от греч. “органон” - орудие, инструмент) - часть тела, выполняющая определенные функции)
  • Какие органы животных вы знаете?
  • Что такое система органов? Приведите примеры. (связанные между собой органы, объединенные общей работой)
  • Что такое Регуляция? (направление, упорядочивание)
  • Что такое Координация? (согласование, соподчинение, установление взаимосвязи между какими-либо действиями, явлениями, понятиями)
  • Какие системы обеспечивают согласованную работу всех органов? (проблемный вопрос)

По ответам учащихся, дополняя и уточняя их, учитель на ватмане составляет схему.

Регуляторные системы организма

  • Нервная
    • Регуляция путем передачи нервных импульсов (электрический сигнал)
  • эндокринная
    • Регуляция с помощью химических веществ (гормонов)

Нервный импульс – это волна возбуждения, которая распространяется по нерву.

У кого впервые появилась нервная система? И как в ходе эволюции шло усложнение нервной системы?

Ответить на эти вопросы нам поможет группа № 1

Работа в группах над мини-проектами (в каждой группе свой консультант)

Инструктивная карта

Группа “Типы нервных систем” № 1

Цель: изучить строение нервной системы гидры, дождевого червя, насекомых

Задача: В ходе эволюции процессы координации и регуляции усложнялись, усовершенствовались. Так впервые появилась нервная система. У кого она впервые появилась?

И как в ходе эволюции шло усложнение нервной системы?

Алгоритм работы группы:

Пользуясь учебником стр. 114 (со слов Впервые... - 116, найдите и выпишите в тетрадь определения понятий

  1. Сетчатая нервная система - ...;
  2. Узловая нервная система - ...;

Зарисуйте в тетради нервную систему гидры, дождевого червя, насекомых, подпишите рисунки.

  • Приведите примеры животных с сетчатой и узловой нервной системой.
  • Обсудите полученные результаты в группе.
  • Оформите мини-проект и подготовьте рассказ по своей теме.

Как вы думаете, у каких животных наиболее сложная нервная система и более совершенная регуляция процессов жизнедеятельности? Почему?

Ответить на этот вопрос нам поможет группа № 2

Инструктивная карта

Группа “Нервная система позвоночных” № 2

Цель: изучить особенности строения нервной системы позвоночных

Задача: какого типа нервная система позвоночных?

Алгоритм работы группы:

Пользуясь учебником стр. 118-120 до слов “Эндокринная система...” найдите и выпишите в тетрадь все отделы нервной системы позвоночных:

  1. Из чего состоит центральная нервная система?
  2. Из чего состоит периферическая нервная система?
  3. Назовите основные отделы головного мозга позвоночных?

Зарисуйте в тетради строение головного мозга акулы, гуся, лошади, подпишите рисунки.

Вопрос: как взаимосвязано поведение животных со строением головного мозга?

Выявите сходство и различия в строении мозга представителей разных групп.

  • Обсудите полученные результаты в группе.
  • Оформите мини-проект и подготовьте рассказ по своей теме

Слайд 4 В основе нервной деятельности лежат рефлексы

Рефлекс – это адекватная (т.е. правильная) ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы.

Какие бывают рефлексы? Приведем несколько примеров.

Проведем опыт.

(“Определение безусловного рефлекса у дождевого червя”, “Определение условного рефлекса на лимон”)

Группа № 3, пожалуйста, объясните нам, почему эти 2 рефлекса имеют различную природу происхождения?

Инструктивная карта

Группа “Типы рефлексов” № 3

Цель: Изучить различные типы рефлексов

Задача: Указать отличие инстинкта от рефлекса

Алгоритм работы группы:

Пользуясь учебником стр. 119, 124, найдите и выпишите в тетрадь определение понятия:

  • Рефлекс -...;
  • Нервный импульс -...;
  • Инстинкт - ...;

Приведите примеры сложного поведения насекомых, так называемых общественных животных (сооружение муравейников, “разделение труда” у муравьёв и пчёл, “танцы” пчёл, построение сот).

Вопросы:

а) Что лежит в основе этих видов деятельности?

б) Указать отличие инстинкта от рефлекса и записать определение в тетради.

  • Какие бывают рефлексы? Приведите примеры.
  • Обсудите полученные результаты в группе.
  • Оформите мини-проект и подготовьте рассказ по своей теме
  • Как вы думаете, могут быть рефлексы у инфузории туфельки, у амебы?

Проделаем следующий опыт. Поместим рядом на стекле каплю чистой воды и каплю воды с инфузориями. Соединим обе капли тонким водяным каналом. В каплю с инфузориями положим маленький кристаллик соли. Как вы думаете, что произойдет?

(По мере растворения соли туфельки будут переплывать в каплю с чистой водой: для инфузорий раствор соли вреден)

На этот вопрос нам поможет ответить группа № 4

Инструктивная карта

Группа “Раздражимость” №4

Цель: изучить особенности регуляции процессов жизнедеятельности одноклеточных животных и их взаимоотношений с окружающей средой Задача: Все ли живые организмы обладают способностью к регуляции и координации своих процессов, характерна ли она для простейших?

Алгоритм работы группы:

Пользуясь учебником стр. 114, найдите и выпишите в тетрадь определения понятий

  • Раздражимость -...
  • Чувствительность -...

Вопрос: Все живые организмы обладают способностью к регуляции и координации своих процессов, характерна ли она для простейших?

Найдите в тексте учебника примеры, доказывающие это. Привести примеры того, что простейшие животные обладают чувствительностью.

Проделаем следующий опыт. Поместим рядом на стекле каплю чистой воды и каплю воды с инфузориями. Соединим обе капли тонким водяным каналом. В каплю с инфузориями положим маленький кристаллик соли. (Произведите видеосъёмку движения инфузории)

Зарисуйте в тетради опыт 1 и опыт 2, подпишите рисунки.

Обсудите полученные результаты в группе.

Оформите мини-проект и подготовьте рассказ по своей теме

III. Физминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

IV. Выступление групп. Защита мини-проектов.

V. Закрепление изученного материала – тестирование по Cлайдам 6-11

VI. Подведение итогов в группах.

Предлагается перечислить фамилии наиболее активных учащихся участвующих в проекте.

Учащиеся определяют уровень своих достижений.

Подводят итог.

Лист самооценки (Зачетный лист)

Зачетный лист

Ученика (цы) 6 класса

Ф.И.________________________

____________________________

Работа над проектом_________

Тест______________

3. Итоговая оценка________

VII. Домашнее задание Cлайд 12

Тема не вызвала затруднений: выполнить задания в рабочей тетради №81 № 84 № 85;

Имеются затруднения: читать внимательно с. 114-200 до слов “Эндокринная система...”, с. 124, вопросы 1-10.

VIII. Рефлексия (Оценка эмоционального состояния учащихся на уроке)

Разноцветные тюльпаны:

  • Красные - было тревожно
  • Желтый - не комфортно (что-то не понял)
  • Зеленый - комфорт (все понравилось)