Интегрированный урок экономики, математики и английского языка по теме "Виды бизнеса в России"

Разделы: Математика, Иностранные языки, Экономика


Цели:

  • познакомиться с участниками предпринимательской деятельности, способствовать формированию знаний по предпринимательству и навыков предпринимательской деятельности, необходимых в жизненных ситуациях;
  • выявить особенности правовой грамотности предпринимательства;
  • содействовать пониманию необходимости знаний по предпринимательству в современных условиях экономики.
  • уметь различать формы бизнеса, недостатки и преимущества каждой фирмы.
  • воспитание потребности в практическом использовании иностранного языка в будущей профессиональной деятельности;
  • развитие у обучаемых интересов в области социально-экономических наук, научного мировоззрения, а также языковых способностей и речевой культуры;
  • формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании форм частных предприятий, для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования
  • повышение интереса к использованию полученных знаний в ситуации ролевого урока (иностранный корреспондент - владелец частного предприятия с переводчиком);
  • работать в группах, вместе анализировать полученную информацию и находить решение деловых проблем;
  • владеть основными видами публичных выступлений, создавать и проводить презентации на английском языке;
  • использовать знания математического аппарата для расчёта экономических величин, анализ этих величин.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Форма урока: урок-игра (пресс-конференция).

Структура урока.

План

1) Организационный момент.

2) Вступительное слово учителя.

3) Разминка (активизация знаний по терминам).

4) Выступления учащихся по группам.

5) Пресс-конференция с использованием иностранного языка.

6) Работа с математическими задачами.

7) "Выдача лицензий".

8) Рефлексия.

Ход урока

Вступительное слово учителя экономики.

Современная Россия это страна рыночной экономики. После окончания учебных заведений вы обязательно столкнетесь с разными формами бизнеса. Знать их особенности, разбираться в проблемах, иметь навыки предпринимательства это цели нашего урока- игры.

Для того чтобы войти в режим игры я предлагаю вам провести разминку. Ведущий предлагает маленькие четверостишья. Учащиеся их заканчивают русскими терминами и английскими.

1. Продукт труда, что можно обменять, купить и самому продать. Свезти на ярмарку, на рынок, на базар. Что это за продукт? – ТОВАР (commodity, article, goods).

2. Получил купец доход, увеличил оборот. Все расходы оплатил, свою ПРИБЫЛЬ получил (profit, gain, income).

3. Если деньги лежат не в чулке, если в дело вложить пожелал. И работают в поле, в станке, твои деньги уже КАПИТАЛ (capital, fund).

4. Купили люди акции: актер, монтер, студент. Теперь они надеются, что будет ДИВИДЕНД (dividend).

5. Деньги взяты в долг, на срок и возможно, под залог. Делу это не вредит, коль под дело взят КРЕДИТ (credit, loan).

6. Когда умеешь рисковать, решенья быстро принимать, из дела прибыль извлекать, а не стоять, как наблюдатель, тебя зовут ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ (entrepreneur, businessman, employer, manufacturer).

7. Обязан деньги ты вложить, чтоб производство запустить, и чтоб ты прибыль получал - начальный нужен КАПИТАЛ (fund, capital).

QUOTATION:

When an artist looks at the world, he sees colour;

When a musician looks at the world, he hears music.

When an economist looks at the world,

he hears a symphony of costs and benefits.

D. Colander

А теперь мы начинаем нащу пресс-конференцую.

На нашей пресс-конференции присутствуют "иностранные" журналисты, которые приехали с целью - познакомиться с формами бизнеса в России.

Учитель предлагает представиться "иностранным" журналистам. Учащиеся называют свои имена и газету, которую они представляют.

Учитель - ведущий: А теперь я хочу представить группы предпринимателей, которые пришли к нам, чтобы поделиться своим опытом предпринимательской деятельности

После представления вы можете задать вопросы.

Первая группа представляют Хозяйственное товарищество на вере (коммандитное).

(Limited Partnership – LP) .

Учащиеся показывают презентацию. Презентации должны содержать следующие вопросы.

1. Определение.

2. Наименование.

3. Учредительные документы.

4. Участники.

  • 4.1. Права полных товарищей.
  • 4.2. Обязанности полных товарищей.
  • 4.3. Права вкладчиков.
  • 4.4. Обязанности вкладчиков.

5. Органы управления.

6. Складочный капитал.

7. Порядок распределения прибыли.

8. Ответственность товарищества на вере.

9. Законодательная база.

10 Выбытие участника.

11  Ликвидация товарищества на вере.

"Жуpналисты" (представители иностранных газет и журналов) задают вопросы на английском языке. Переводчики переводят вопросы и ответы.

Предположительный вопрос и ответ.

Вопрос: 1. Какую роль играют вкладчики? (What is the role of partners?)

Ответ: 1. Вкладчики не могут принимать решения. (Co-owners don’t have the right to take decisions.)

2. Не несут полной ответственности. (They are liable according their exact share in business.)

Вторая группа представляет Акционерное общество.

(Public Limited Company - PLC) Акционерное общество как юридическое лицо.

Акционерное общество как юридическое лицо - это организация участников рынка, для которой характерно наличие трех обязательных признаков:

  • уставный капитал формируется из вкладов (взносов) его участников; эти вклады поступают в полное распоряжение (в собственность) акционерного общества;
  • имущественная ответственность участников общества ограничена размером их вкладов; акционерное общество самостоятельно несет ответственность по всем своим обязательствам;
  • уставный капитал делится на определенное количество акций, которые выдаются в обмен на вклад и которыми владеют его участники, а не само акционерное общество.

Вопрос: 1. Какие права имеет акционер?. (What stock holders’ rights are?)

Ответ: 1. Владелец акции имеет право участвовать в управлении фирмой. (Stock holders have the right to participate company’s management.)

2. Получать часть прибыли. (Also they have the right to get dividends according to their share.)

Третья группа представляет Производственный кооператив.

Понятие и признаки производственного кооператива

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Определение производственного кооператива, содержащееся в действующем законодательстве, включает в себя признаки, характеризующие его как одну из организационно-правовых форм предпринимательской деятельности.

К числу таких признаков относятся:

- добровольность возникновения;

- членство как принцип организации производственного кооператива;

- равные права участников независимо от размера пая;

- метод деятельности - на основе взаимопомощи и самодеятельности;

- организация управления - на основе выборности и самоуправления;

- совместное осуществление производственной и иной хозяйственной деятельности.

(Production Cooperative – PC)

Вопрос. 1. Как распределяется прибыль в вашем бизнесе?. (How is the profit shared in your business?)

Ответ. Прибыль распределяется по труду. (Income is shared according our labour contribution.)

Четвертая группа представляет Унитарное предприятие.

(Unitary Enterprise – UE) Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

3. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

4. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

5. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

6. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Вопрoсы: 1. Кто является собственником вашего предприятия? (Who is the owner of the company?)

2. Предприятия каких отраслей бывают унитарными? (For which industries or branches are Unitary Enterprise Companies common?)

Ответы. 1. Собственником унитарного государства является государство. (The state is the owner of the Unitary Enterprise Company.)

2. Унитарными бывают оборонные заводы, почта, газо и водоснабжающие предприятия. (Unitary Enterprise Companies are common forsuch industries as defence, gas, oil, power, water supplying as well as post and transportation.)

Учитель - ведущий. Итак, мы познакомились с разными формами бизнеса.

Но чтобы заниматься законно бизнесом следует получить государственную лицензию. Давайте представим, что мы находимся на лицензировании. И представитель лицензионной фирмы предлагает вам выполнить следующие задания.

Слово предоставляется учителю математики.

Давайте вспомним как рассчитать такие экономические величины как суммарные расходы на производство, (статьи расходов), доход, бухгалтерская прибыль, экономическая прибыль, рентабельность. Что такое процентное отношение чисел?

Теперь каждой группе выдаётся задания:

1. Рассчитайте рентабельность работы предприятия за отчётный год, имея следующие показатели:

Расходы за отчётный год:

- расхода на закупку сырья - 600 тыс. руб.;

- расходы на аренду производственных помещений – 120. тыс. руб.;

- расхода на изготовление продукции – 230 тыс. руб.;

- расходы на реализацию продукции - 90 тыс. руб.;

- расходы на рекламу – 48 тыс. руб.;

- расходы на зарплату (с отчислением налогов за расчётный период) – 4000 тыс. руб.;

- себестоимость 1 единицы продукции – 1, 4 тыс. руб.;

- цена реализации 1 единицы продукции составляет 130% от её себестоимости;

- количество единиц продукции, изготовленный за 1 месяц - 300 единиц;

Считать, что предприятие работало с одинокой производительностью в течение всего года.

После расчёта рентабельности учитель математики проверяет её численное значение у каждой группы и задаёт вопросы:

- какой экономический смысл несёт полученное вами число (рентабельность – 28%);

- как предполагаете вы расходовать полученную прибыль?

2. Имеющиеся денежные средства Вы вложили в предпринимательскую деятельность и получили бухгалтерскую прибыль –________ (Вы её рассчитали в ходе решения задачи № 1) А если бы на имеющиеся у Вас денежные средства Вы купили ценные бумаги, то получили бы дивиденды на сумму 1380 тыс. руб. (Экономическая прибыль). Найдите процентное отношение бухгалтерской и экономической прибылей. Можно ли считать применение имеющихся в вас средств эффективным?

Рефлексия.

Учитель - ведущий. Итак, мы прошли лицензирование, повторили формы бизнеса.

А в конце урока ответьте на вопросы:

1. Что этот урок дал для вас? Поможет ли он вам в будущей жизни?

2. Что вы не узнали на уроке, но хотели бы узнать?

3. Нужны ли тебе такие уроки, соединяющие несколько дисциплин? Почему?