Игровой урок по ОБЖ "Правила пожарной безопасности"

Разделы: ОБЖ


Игра — культурный феномен. При умелом ее использовании выполняет самые разнообразные функции: педагогическую, гедонистическую, коммуникативную, эстетическую, этическую и ряд других. За последнее десятилетие в педагогических науках “интерес к игре, как особому виду человеческой деятельности, возрастает” (Т.А. Апинян), и это объяснимо, потому что идет интенсивный поиск, вызванный потребностью открыть такие формы организации учебной деятельности на уроке, которые обеспечили бы и высокую эффективность преподавания и, вместе с тем, гармоничность развития личности.

Иногда игры на уроках ОБЖ отсутствуют. Это происходит отчасти потому, что по таким играм и технологиям их использования практически нет доступных методических разработок, хотя включение игровых элементов в урок и наблюдается: к примеру, инсценирование, составление сценариев, устное словесное рисование, КВНы, викторины и др.

Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Выход мы видим в использовании игровых форм. Подобные уроки дают прекрасные результаты.

Игра — это форма деятельности в условных ситуациях. Идея использования элементов игры с целью активизации познавательной деятельности не нова. Так, выдающийся немецкий педагог Ф. Фребель считал, что развивать фантазию ребенка младшего возраста можно, используя простой игровой материал. Он рассматривал игру ребенка как “зеркало жизни” и “свободное проявление внутреннего мира”. “Дары” Фребеля — шар, куб, цилиндр — дидактическое средство, с помощью которого дитя устанавливает связь между внутренним и внешним миром.

Цель игрового обучения — обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. Это уроки-соревнования, конкурсы, викторины и т.п. Но следует ответить на вопрос, в какой мере в учебной деятельности возможна игра? Определить место, направленность и форму проведения игровых уроков. Практика показала, что учителю необходимо хорошо потрудиться, чтобы игровой урок был не только интересен, но и полезен учащимся. Он не должен быть единичным и случайным в учебно-воспитательном процессе.

Многолетний опыт позволяет сделать вывод, что для успешного проведения игровых уроков учителю нужно иметь склонность к драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре. В зависимости от своих индивидуально-личностных способностей, интересов, учитывая подготовку класса, материальные возможности и пр., учитель самостоятельно разрабатывает сценарии игровых уроков. При этом можно заимствовать идею, какие-либо элементы, привлекать учащихся. Со временем складываются определенные традиции сотрудничества, использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной работы.

Известно, что игра — это сочетание повторения и неожиданности, “активный принцип”, “содержательная функция со многими гранями смысла” (Й. Хейзинга). Она должна строиться на полученных ранее знаниях и умениях и обеспечивать приобретение новых. Игра способствует формированию у школьника такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с одноклассниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность. Порой именно в игре ребенок проявляет себя с совершенно неожиданной стороны. Подготовка к урокам в игровой форме способствует развитию у детей фантазии, выявлению способностей: они сочиняют стихи, рисуют, придумывают конкурсы, сценки, пробуют себя в различных ролях.

Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного разрешения, что ведет к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы, развитого мышления.

Еще раз подчеркнем, что при организации игровых уроков нужно помнить, что их главная цель — самостоятельная деятельность учащихся по повторению старых знаний и добыванию новых. Порой, организуя подобные уроки, учитель все внимание обращает на внешнюю сторону: красивое оформление, костюмы, призы, чаепитие и пр. и при этом упускает главное. Важно найти оптимальное сочетание игры и обучения, “не заиграться”.

“Туши пожар, пока в беду не попал”

Игровой урок-конкурс по теме “Правила пожарной безопасности”. 5 класс

Ход урока

Предварительная подготовка: за две недели до конкурса необходимо разделить класс (или классы) на команды, которые должны выбрать себе капитана, название и девиз.

Каждой команде предлагается нарисовать несколько знаков на данную тему. Засчитываются только нарисованные знаки, соответствующие пожарной безопасности.

  1. Окурки не бросать.
  2. Не вешать белье над плитой.
  3. Не оставлять включенным обогреватель.
  4. Не забудь потушить костер.
  5. Место для курения.
  6. Огнетушитель.
  7. Запрещается курить.
  8. Запрещается пользоваться открытым огнем.

Представление команд

Конкурс начинается с представления команд-участниц. Капитаны в произвольной форме сообщают название команд и девиз. Например, команда “Искорка”, ее девиз: “При пожаре не сидим, набираем 01”. Команда “Пламя”, девиз: “Дал знать о пожаре и помощь идет — к месту пожара летит вертолет”.

Интеллектуальная разминка

Это несложный конкурс: нужно лишь отвечать на вопросы, при этом члены команд могут предварительно советоваться друг с другом. Перестрелка вопросами и ответами служит разведкой боем. В течение одной минуты каждой команде загадывают по четыре загадки, потом в течение одной минуты задают по два вопроса. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

Загадки

Вот так мошка —
Осиновая ножка!
На стог села —
Все сено съела. (Спички.)

Шипит и злится, воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (Огонь.)

Кругом вода,
А с питьем беда. (Море.)

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. (Река.)

Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица. (Вьюга.)

Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Метель.)

Единица наследственной информации. (Ген.)

Изменение в генах. (Мутация.)

Вопросы:

  1. От чего люди гибнут на пожаре? (От дыма, огня, ядовитых газов, потери сознания.)
  2. Что такое эвакуация? (Это экстренный выход из опасной зоны при ЧС.)
  3. Что содержится в пожарном ящике? (Топор, лопаты, огнетушитель, ведро, багор и ящик с песком.)
  4. Что является причиной пожара? (Непотушенная сигарета, неотключенная электроплита, игра со спичками.)

Эстафета “Пожарная каска”

Один из участников команды бежит до пожарной каски, висящей на гвозде, снимает ее, надевает и возвращается к своей команде, передает каску следующему игроку, тот должен добежать до места и повесить каску на гвоздь. Так повторяется до тех пор, пока вся команда не выполнит задание.

“Тушение пожара”

Необходимы вода или песок. Эта игра заключается в тушении пожара. Один из игроков команды должен добежать до указанного места: девочка с двумя ведрами или мальчик с тележкой для песка, затем обежать его и вернуться к своей команде. Игра повторяется до тех пор, пока вся команда не выполнит задание.

“Препятствие”

Участники должны на животе перелезть через баллоны, а затем добежать до гимнастической лестницы, залезть на нее, спуститься и возвратиться к своей команде, передать эстафету.

“Пострадавший”

Понадобятся носилки и, конечно, пострадавший. Два участника должны добежать до места назначения, положить пострадавшего на носилки, добежать до своей команды и передать их следующим.

Конкурс капитанов

Капитанам команд предлагается по очереди дать правильное объяснение пословицам и поговоркам.

  1. Дыма без огня не бывает.
  2. Пожар снежком не погасишь.
  3. Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
  4. Где дым, там и огонь.
  5. Малая искра города прожигает, а сама прежде всех погибает.
  6. Затопила печку, а сама на крылечко.

Знаки пожарной безопасности

Проверка выполнения домашнего задания команд: каждый правильно нарисованный знак оценивается в 1 балл.