"Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  1. поставить новую учебную задачу и открыть способ действия при решении поставленной задачи;
  2. развивать внимание, речь, логическое мышление;
  3. воспитывать любовь к математике.

Оборудование: таблица «Состав числа 10», карточки: «Учебная задача», карточки с цифрами у каждого ученика, модели изучаемого способа действия. 

Ход урока

1. Организация внимания учащихся.

2. Актуализация ранее изученного.

Состав числа 10.

10
1
 
3
 
5
 
7
 
9
 
2
 
4
 
6
 
8
 

– Посмотрите на доску. Мы сейчас будем дополнять данные числа до 10.

– Что повторяли, выполняя это задание? (состав числа 10).

– Для чего нужно знать состав числа 10?

3. Изучение нового материала.

8 + 2   3 + 7
6 + 3   4 + 2
5 + 2   9 + 3

– Посмотрите на выражения. Что вы можете о них сказать? (это суммы)

– Предлагаю Вам самостоятельную работу. Найдите значения этих сумм в тетради.

– Откройте тетради и запишите число. Выполняйте.

– Поднимите руку, кто справился с этим заданием?

А у кого возникли затруднения при вычислении значений выражений.

Каких? Почему?

– А какой это случай? (Это случай, когда в ответе получится число > 10).

– Значит, какая же УЗ встала перед нами?

9 + 3

(учиться складывать однозначные числа с переходом через 10).

– Кто вычислил значение этого выражения? Как рассуждали?

(выслушать всех) 9+1+1+1=12

– Оцените ответ. Удобно, быстро ли? (нет)

– Есть ли другие рассуждения?

– Так как мы прибавляли число 3 (по частям)

– Какие знания нам помогли выполнить сложение таким способом?

(знание состава числа, умение прибавлять к 10).

– Так как же удобно к 9 + 3?

(дополнить до 10, а к 10 удобнее прибавить любое число)

4. Рефлексия.

– Закрепим этот случай сложения.

– Откройте учебник на стр. 58. Найдите № 1. Прочитайте задание. Выполняем вместе. Один рассуждает у доски, все в тетради.

№ 1

 

– Сколько удобно сначала прибавить к 8? (2) Почему?

А 4? Это 2 и сколько?

– Итак, какую учебную задачу мы сегодня решали? Чему учились?

9 + 3

– Какой же мы выбрали удобный способ вычисления? (по частям)

– Как по частям?

– Этот способ действия мы будем использовать на следующих уроках?.

5. Физминутка.

6. Повторение.

Задача № 3 стр. 58

– Прочитайте задачу. О ком говорится в задаче? Что известно о Саше? (за упр. на кольцах - 10 баллов). А что еще известно? ( за упр. на турнике на 1 балл меньше).

– Как Вы понимаете, что за упражнения на турнике Саша получил на 1 балл меньше, чем за упражнения на кольцах?

(за упражнения на турнике Саша получил столько же баллов. что и за упражнения на кольцах, но без одного).

– Постройте к задаче схему.

– Схема анализа. Кто пойдет к доске и проанализирует задачу?

Ученик.(Чтобы ответить на вопрос задачи «Сколько баллов получил он за упражнения на турнике, я должен знать, сколько баллов Саша получил за упражнения на кольцах. Это я знаю – 10 баллов.

И я должен знать, на сколько баллов за упражнения на турнике он получил меньше.

Это я тоже знаю, на 1 балл.

 

Теперь я должен подумать, каким действием я буду отвечать на вопрос задачи?

Т.к. я знаю, что за упражнения на кольцах Саша получил 10 баллов, а за упражнения на турнике столько же, но без 1, то отвечаю на вопрос задачи действием вычитанием.)

– Запишите решение задачи самостоятельно. А за доской ….

Проверяем. 10 – 1 = 9 (б.)

Ответ : 9 баллов.

7. Итог урока

– Что интересного для вас было на уроке?

– С каким новым случаем сложения вы сегодня познакомились?