Урок по теме «Лагерная проза в русской литературе на примере произведения А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»

Разделы: Литература


Солженицын является гигантом борьбы
за человеческое достоинство
в современном трагическом мире.
А.Сахаров

Цель: сформировать представление о личности писателя и его гражданской позиции; выявить особенности организации повествования в произведении “Архипелаг ГУЛАГ”.

1. Основные этапы биографии А.И.Солженицына (лекция учителя).

Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. Его отец происходил из крестьян, участвовал в первой мировой войне, награжден Георгиевским крестом, погиб от несчастного случая за полгода до рождения сына.

После средней школы Солженицын заканчивает в Ростове-на-Дону физико-математический факультет университета, одновременно поступает заочником в МИФЛИ, но, не закончив его, уходит на войну в 1941году. Командует на фронте батареей. В одном из писем к другу критикует Сталина, за что в феврале 1945года арестован и осужден на 8 лет, из которых 4 самых трудных года провел на общих работах в политическом Особлаге. Затем был сослан в Казахстан “навечно”. В 1935году был освобожден и в 1957году реабилитирован. В эти годы работал школьным учителем в Рязани.

После публикации в журнале “Новый мир” (1961год)рассказа “Один день Ивана Денисовича” был принят в Союз писателей СССР. Однако, кроме нескольких рассказов и одной статьи, его произведения не печатались. Солженицын переправляет написанное за границу, за что его исключают из Союза писателей.

В 1970году писателю присуждена Нобелевская премия.

После “Одного дня Ивана Денисовича” Солженицын получил целый поток писем, благодаря которым был отобран опыт 227 свидетелей лагерной жизни, со многими из которых писатель встречался и беседовал лично. В 1974году он опубликовал за рубежом первый том книги “Архипелаг ГУЛАГ” - опыт художественного исследования, обобщающее произведение о лагерной жизни. За это он в 1974году был выслан из страны. Сначала жил в Цюрихе, затем переехал в Америку.

Солженицыным написаны: романы “В круге первом”, “Август Четырнадцатого”, повести “Раковый корпус”, “Март семнадцатого”, рассказы “Матренин двор”, “На поле Куликовом”, “Захар-Калита” и другие произведения.

В 1994 году А.И.Солженицын вернулся в Россию.

2. Беседа по вопросам, сопровождаемая комментированным чтением эпизодов романа.

“Архипелаг ГУЛАГ” стал олицетворением трагедии России 20 века.

Особенность книги А.И.Солженицына состоит в том, что автор показывает “противостояние человека силе зла – как внешнего, так и захватывающего самое сердце, - историю падения, борьбы и величия духа...”

Ведущая тема произведения – тема духовного падения и возрождения личности. Тема раскрывается через систему мотивов.

1. Мотив движения.

2. Мотив памяти.

3. Мотив сопротивления.

4. Мотив страха.

Все мотивы связаны с образом Архипелага ГУЛАГА.

В чем заключается символика заглавия произведения?

Архипелаг – итал.arcipelago – группа островов, расположенных близко друг от друга и имеющих обычно одно и тоже происхождение и сходное геологическое строение.

“Колыма была самый крупный и самый знаменитый остров, полюс лютости этой удивительной страны ГУЛАГ, географией разодранной в архипелаг, но психологией скованной в континент”. Это “государство в государстве”.

“Архипелаг этот чересполосицей иссек и испестрил другую, включающую страну, он врезался в ее города, навис над ее улицами”.

Подобными группами островов выглядит скопления лагерей на воображаемой карте нашей родины. “От Берингова пролива и почти до Босфорского разбросаны тысячи островов”.

Как попадают на этот таинственный архипелаг?

Туда ежечасно летят самолеты, плывут корабли, гремят поезда.

Жертвой является и автобиографический герой Солженицына. Страна предстает обреченной и поставленной на колени, она превратилась в частицу ГУЛАГА.

Какой символ использует автор для создания образа вечного движения?

Этот символ – колесо. Под могучим колесом системы гибнут люди, разбиваются судьбы. “Вы слышите грохот колес? Это идут вагон – зеки...во всякую минуту суток. Во всякий день года. А вот хлюпает вода – это плывут арестантские баржи. А вот рычат моторы воронков. Все время кого-то ссаживают, втискивают. А этот гул? – переполненные камеры пересылок. А этот вой? Жалобы обокраденных, избитых”.

Мотив зловещей таинственности архипелага настойчиво проходит через все повествование. Страна ГУЛАГ - “почти невидимая, почти неосязаемая”. “Иные совсем не догадывались о существовании архипелага, очень многие слышали что-то смутно”.

“Это все рядом с вами, но не видимо вам”, - настойчиво повторяет автор. “Поезд тронется, и сотня стиснутых арестантских судеб пронесется по тем же змеистым рельсам, за тем же дымом, мимо тех же полей, столбов, стогов”.

Как показаны люди ГУЛАГА?

“Резкий ночной звонок или грубый стук в дверь”, “вход не вытираемых сапог”, “взламывание, вспарывание, сброс, срыв со стен, выброс на пол...вытряхивание, рассыпание, разрывание, хруст под сапогами”.

Как называется человек, который оказался в подобной ситуации?

Это “кролик”. “Может, тебя еще не возьмут? Может, обойдется?...”

Автор показывает масштаб явления, сравнивая волны арестов с крупными российскими реками.

Что делает с человеком ГУЛАГ?

На пути в гулаговский ад начинается процесс расчеловечивания: “в один миг трещат и ломаются все привычки людского общения, с которыми ты прожил жизнь...Во всей твоей прошлой жизни – ты говорил людям слова, и они отвечали тебе словами. Ты помнишь разные людские отношения ...но то,что застигло тебя здесь, вне этих слов и вне этих отношений”.

Что произошло с инженером Е. ?

История инженера Е. это пример расчеловечивания. Он напоминает ежа, летучую мышь, но не человека.

Какой прием использует автор?

Автор использует прием контраста – Лев Николаевич.

Кто работает в ГУЛАГЕ – “волчье племя”.

Кому удалось, несмотря ни на что, остаться человеком?

Но, несмотря на нечеловеческие условия, можно остаться людьми. Пример тому – комбриг Травкин из главы “Арест”. “Его лицо задумчиво светилось. Продолжая очащаться и распрямляться перед самим собой, он поднялся из-за стола, через чумную черту протянул мне руку и с отепленностью всегда сурового лица сказал”.

Растление всегда противостоит восхождению – эта мысль писателя проходит через всю книгу.

С темой веры связан один из главных символов - небо.

Что символизирует обращение к небу?

“О, апрельское небо! Это ничего, что в тюрьме...я многое пойму здесь, небо! Я еще исправлю свои ошибки – не перед ними – перед тобою, небо!” Это обращение к Богу.

Какие цвета противопоставлены в произведении?

Голубой, белый цвета противостоят черному, который символизирует ночь, тьму, смерть, передает состояние человека, попавшего в лагерь и потерявшего надежду. “Все черно ...и в жилой зоне темно – только адским огнем горит из-под плиты ...шесть вагонеток рыжей глины – три черпака черной баланды...Раскрытые глаза к черному потолку, черному небу”.

Черное небо – символ душевной подавленности, а голубое – душевной радости. “Наше первое тюремное небо – были черные клубящиеся тучи и черные столбы извержений...Наше последнее тюремное небо было бездонно-высокое, бездонно – ясное, даже к белому от голубого”.

Какой символический смысл приобретает в произведении гора?

Гора – символ движения вверх, приближение к небу, к Богу. Итог подводиться в главе “Ветерок революции”. Никогда б не поверил я...что исподволь душа моя разогнется, что, незаметно подымаясь на невидимую вершину Архипелага, я оттуда взгляну совсем спокойно на дали Архипелага”.

Лагерь меняет человека. “Вы никогда не вернетесь в прежний мир”, - пишет автор.

3. Обобщение.

А.И.Солженицын создает памятник в Слове погибшим и замученным в Архипелаге. Трагедия народа должна обернуться очищением и прозрением, должна послужить уроком следующим поколениям.