Интегрированный урок (ОБЖ + химия) по теме «Алкоголь, его влияние на здоровье и поведение человека. Социальные последствия»

Разделы: Химия, ОБЖ


Цели и задачи:

  • На основе межпредметных связей дать учащимся представление о разрушающем действии алкоголя на организм человека.
  • Показать пагубное влияние алкоголя на личность человека, его интеллект и нравственность.
  • Рассмотреть социальные последствия алкоголизма.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации учебной деятельности: устный журнал “Человек и алкоголь”.

Методы: словесный, наглядный.

Оборудование: ИКТ, журнал, опережающие задания, костюмы для сценки, муляж торса человека, сигнальные карты, лабораторное оборудование для опытов.

Эпиграф

“Самая большая победа - это победа над собой,
а самое постыдное - это быть побежденным
своими страстями”.
Демокрит.

Ход урока

Преподаватель ОБЖ

- Тема, которая сегодня рассматривается на уроке, актуальна, хотя и не нова. Всем известно, что такое пьяный человек. Мы также знаем, что алкоголизм-это трудноизлечимая болезнь. Но не все знают о разрушающем действии алкоголя на системы и органы человека. Проблема алкоголизма актуальна не только для нашей страны. И каждый человек относится к ней по-своему. Как к ней относится каждый из вас, давайте выясним при помощи голосования сигнальными картами. (Внимание на экран!)

  • Я не против употребления спиртных напитков.
  • Я не против употребления спиртных напитков другими, но сам употреблять не буду.
  • Я категорически против употребления спиртных напитков!

Объявляются итоги голосования.

Прежде чем начать разговор об алкоголизме, учитель химии расскажет вам о свойствах веществ, содержащих алкоголь.

Страница ХИМИЧЕСКАЯ

Учитель химии

- Вспомним! Какие вещества называются спиртами?

Спиртами называются органические вещества, в которых одна или несколько гидроксильных групп соединены с углеводородным радикалом

- В журнале приведены первые представители одноатомных спиртов. Продолжите гомологический ряд алканолов.

- Из курса органической химии известно, что веществом, вызывающим алкогольное опьянение, является питьевой, или этиловый спирт. Какова его формула?

- Следует напомнить о том, что в силу особенностей своего химического строения этиловый спирт в обычных условиях – это жидкость с удельным весом 0,8 г/мл3. А жидкостью он является потому, что между молекулами спирта образуются водородные связи (записывается на доске):

- Такие же водородные связи спирт образует с молекулами воды, поэтому он хорошо растворяется в воде.

- Следовательно, спирт, попадая в желудок, легко всасывается в его слизистую оболочку, проникает в кровь и разносится по всему организму. Даже при небольшом количестве выпитых алкогольных напитков, спирт оказывает воздействие на функции желудка, печени, желез внутренней секреции, центральную нервную систему.

- Озвучим способы получения спиртов.

Страница ИСТОРИЧЕСКАЯ

Преподаватель ОБЖ

- Когда и где впервые был получен спирт, мы узнаем из исторической странички.

Сообщение учащегося.

“История алкоголизма”

Похититель рассудка – так именовали алкоголь с давних времен. “Пьянство есть упражнение в безумии” (Пифагор). Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н.э. Алкогольные напитки изготавливались из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Папуасы Новой Гвинеи, еще не умевшие добывать огонь, уже знали приемы приготовления хмельных напитков. Алкогольные напитки получали из пальмового сока, ячменя, пшеницы, риса, проса, маиса. В древней Индии приготовляли напиток “сома”,игравший важную роль в религии. Сому пили жрецы во время ритуальных церемоний, жертвоприношений, он считался напитком бессмертия.

Особенно широкое распространение в древности нашло виноградное вино. В Греции виноград возделывали за 4000 лет до н.э. Вино считалось даром богов. Покровителем виноградарства и виноделия в Греции считался сын Зевса-Дионис(Вакх).В честь Диониса проводились праздники-вакханалии. На них устраивались торжественные процессии игры, приглашались гости из разных стран.

Чистый спирт получили в VI-VII вв. арабы и назвали его “аль коголь”, что означает “одурманивающий”. Впервые водку изготовил араб Рабез в 860 г. Изготовление спирта резко усугубило пьянство. Не исключено, что именно это и послужило поводом для запрета употребления спиртных напитков, вошедшего в свод мусульманских законов -Коран. И несмотря на это, культ вина процветал и воспевался в стихах даже в странах, где он был запрещен религией. В средние века в Заподной Европе тоже научились делать спиртные напитки.

Иногда говорят, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылаются на слова летописи: “Веселие на Руси есть пити”. Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов русского народа, профессор Н.И.Костомаров(1817-1885), доказал, что в Древней Руси пили мало. Только на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чара пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим грехом.

Преподаватель ОБЖ

На царских пирах пили ковшами, но не водку, а мед-пиво, крепость их не превышала 5-7о. А водка на Руси появилась в ХVI веке. В 1552 году Иван Грозный устроил в России первый кабак, где водку подавали толь опричникам. Спаивание народа безудержным становится в конце ХIХ века. Первые попытки искоренить пьянство были предприняты в 1917 году. С тех пор война не прекращается.

Страница СОЦИАЛЬНАЯ

Преподаватель ОБЖ

- А необходима ли эта война?

- Что является причиной, побуждающей людей употреблять алкоголь?

Давление сверстников, скука, снятие психического напряжения, аморальное поведение родителей, потому что нравится и. д.

- Почему нельзя употреблять систематически алкоголь?

Сокращается жизнь, неадекватное поведение, вероятность рождения больных детей, негативное влияние на системы органов.

- Социальные исследования показывают: в пьющих семьях 40% детей недоразвитые и больные. В таких семьях мертворожденные дети появляются в 2 раза чаще, а детская смертность в 3 раза выше, чем в непьющих семьях. Одна рюмка водки снижает работоспособность на 20-30 %. До 40 % правонарушителей, в том числе успевшие пристраститься к алкоголю и наркотикам, воспитываются в неполной семье. В состоянии опьянения совершается 55 % всех краж, 79 % грабежей, 69 % нападений. Средняя продолжительность жизни на 15-20 лет меньше у людей, употреблявших алкоголь.

Станция ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

Учитель химии.

- Что такое алкоголь? (Одноатомный спирт.)

Проведем эксперимент.

Цель: узнать влияние спирта на белки.

- Почему именно на белки? (Белки – это основа жизни. Как многоэтажный дом построен из отдельных кирпичиков, так и наш организм построен из клеток, структуры которых состоят из белка.)

Демонстрация опыта.

Кусочек свежего мяса помещаем в химический стакан. Наливаем в этот стакан медицинский спирт.

Чтобы сразу увидеть результаты опыта, мы заранее его проделали, а теперь продемонстрируем. Через 10-15 минут мы увидим тоже самое и в первом стакане.

- Спирт входит не только в вино-водочные изделия, но и в состав пива. При употреблении 100 г пива ориентировочно погибает до 3000 клеток мозга, 100 г вина – 5000 клеток, 100 г водки – 7500 клеток.

- Что является продуктом окисления спиртов? (Альдегиды.)

Альдегиды образуются в печени путем окисления спиртов, а ведь это сильнодействующие яды, которые отравляют наш организм.

Таким образом, не так страшен спирт, как продукт его окисления.

Страница МЕДИЦИНСКАЯ

Преподаватель ОБЖ

- Давайте выясним, как алкоголь влияет на организм человека. Приглашаем вас на врачебный консилиум.

Сценка “Врачебный консилиум”.

Гастроэнтеролог:

- Очень сильный вред наносит алкоголь печени. Цирроз печени – удел многих злоупотребляющих. Цирроз – омертвение печеночной ткани и замещение ее рубцовой. Перед печенью стоит нелегкая задача: обезвредить этанол и помочь другим органам снизить не соответствующую естественной концентрацию его в крови. Она начинает бороться с ним, как с любым внешним ядом, при этом она должна обезвреживать все другие токсические вещества, попадающие в организм. Постепенно активность печени падает, и почти все усилия уходят на борьбу с возрастающими дозами спиртного. Происходит перерождение печеночных клеток, замещение их грубой соединительной тканью. В крови появляются токсические вещества. Этанол воздействует на желчный пузырь, тормозит выделение одного из веществ желчи – билирубина и замедляет его ток. Вследствие алкогольной интоксикации двигательная активность пищеварительного тракта нарушается, и токсическая алкогольная желчь затекает в проток поджелудочной железы – это может вызвать панкреатит и у здорового человека. Этанол стимулирует увеличение в поджелудочной железе концентрации ферментов: амилазы и липазы, подъем общей активности расщепления белков. Начинается процесс “самопереваривания” органа. Снижая ферментативную и двигательную активность тонкого кишечника препятствует усвоению витаминов, углеводов и белков (возникает дефицит питания). При язвенной болезни спиртные напитки могут привести к эрозии слизистой оболочки и кровотечению.

Кардиолог:

- Нарушается сократительная и импульсопроводящая функция сердца. Алкоголь вызывает ожирение сердца, нарушает кровенаполнение внутренних органов, понижает количество гемоглобина в крови, разрушает эритроциты, способствует развитию гипертонии, падает бактерицидная активность крови. При первых же приемах этанола снижается количество белков в сыворотке крови.

Эндокринолог:

- Все знают заболевание внутрисекреторной части поджелудочной железы – сахарный диабет. Больные диабетом – даже при умеренном потреблении спиртного рискуют вызвать у себя коматозное состояние. У них и так высок уровень эндогенного, т.е. вырабатываемого самим организмом алкоголя. У таких людей нарушение углеводного обмена.

Нефролог:

- Среди органов-мишеней для этанола можно назвать и почки – он изменяет обмен молочной кислоты, тормозя тем самым выделение мочевой кислоты. Задерживая шлаки в крови, спиртные напитки ухудшают состояние больных уремией – хронической почечной недостаточностью.

Невропатолог:

- Алкоголь, попадая в головной мозг, воздействует на центры положительных эмоций, расположенные в гипоталамусе. При этом на короткое время снижается напряжение, исчезает чувство тревоги и страха. У злоупотребляющих людей определенная часть клеток гипоталамуса превращается в “приобретенный центр алкоголизма”. В случае снижения концентрации алкоголя он начинает посылать сигналы, требующие введения в организм дозы алкоголя для выравнивания его концентрации. Так возникает стремление к спиртному.

Нарколог:

- Пьянство ослабляет умственные способности: снижается сообразительность, развивается забывчивость, неспособность сосредоточиться на чем-либо, кроме мыслей о спиртном. Характер поведения меняется от бестактной общительности до угрюмой замкнутости; нередко возникают подавленность, злобность. Слабоволие, грубость, безжалостность, черствость, эгоистичность, бесцеремонность становятся основными чертами характера алкоголика.

Преподаватель ОБЖ

- У алкоголика поражаются все системы органов: пищеварительная, кровеносная, мочевыделительная, дыхательная, половая, эндокринная, нервная. У алкоголиков развивается катар глотки, легких. Происходит снижение содержания витамина В1 и аскорбиновой кислоты в организме. Общее отравление организма алкоголиков проявляется в снижении устойчивости к инфекциям, в том числе туберкулезу.

Творческая задача. “Древняя мудрость”.

На Руси, согласно древнему обычаю, молодоженам запрещалось пить хмельные напитки на свадебном пиру. Докажите справедливость древних запретов с позиций современной науки. (Спирт обладает возможностью проникать через клеточные мембраны быстрее, чем вода. Вместе с тем это наркотическое и ядовитое вещество. Попадая в организм отца и матери, этиловый спирт способен нанести непоправимый вред детям. Этанол проникает в яйцеклетки и сперматозоиды, нарушая генетические структуры. Если зачатие ребенка происходит, когда в организме отца либо матери присутствует этанол – т.е. алкоголь – есть большая вероятность рождения ребенка на свет с психическими и физическими отклонениями).

Вы узнали, как влияет алкоголь на здоровье человека.

Страница ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

Преподаватель ОБЖ

- А теперь давайте выясним, сколько стоит пьянство?

Сообщение учащегося.

“Сколько стоит пьянство?”.

Спиртные зелья ежегодно уносят сотни тысяч человеческих жизней, разрушают личность, причиняют много горя и страданий как самим пьющим, так и их близким. Доходы, получаемые от продажи алкоголя, намного ниже экономических потерь, связанных с его употреблением. Так, производительность труда у вышедшего на работу после сильной выпивки снижается на 15-20%. Немалый ущерб наносит также текучесть кадров в связи с профессиональной деградацией алкоголиков. Водители в нетрезвом состоянии совершают дорожные аварии, уносящие не только человеческие жизни, но и причиняющие огромный материальный ущерб. Исследования показали, что заболеваемость с временной утратой трудоспособности в группе людей, употребляющих алкоголь, в 1,9 раза выше. А лечение самой алкогольной болезни выливается в очень большие суммы.

Станция ПРАВОВАЯ

Преподаватель ОБЖ

- Очень часто алкоголь бывает, связан с преступлениями.

Сообщение учащегося.

“Алкоголь и преступления”.

В нетрезвом состоянии подростки часто совершают необдуманные поступки, и даже преступления. Изучение преступности несовершеннолетних показывает, что примерно каждый из десяти правонарушителей вступает в конфликт с законом из-за краж и хулиганства. Среди краж распространенными являются хищения сладостей, фруктов, сигарет, спортивного инвентаря, мобильных телефонов, вино-водочных изделий, то есть такого имущества, которое представляет интерес для данного возраста. В общей массе преступлений несовершеннолетних убийства составляют 1-1,5%. Такой же процент составляют и изнасилования, которые чаще всего совершаются группой. Уголовная статистика фиксирует более высокий уровень преступности несовершеннолетних в крупных городах, где городская “растворяет” подростка в социальной среде, способствует анонимности его поведения.

Станция ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

Мы просили вас выразить свое отношение к алкоголизму в виде рисунков. Вы успешно справились с этим! Ваши рисунки украсили журнал!

Большое спасибо!

Заключение.

Преподаватель ОБЖ

На этом уроке вы узнали много нового об алкоголе, о его действии на человеческий организм, о тех социальных последствиях, которые сопровождают пьянство. Изменилось ли ваше отношение к употреблению спиртного?

Давайте проведем повторное голосование.

Подводятся итоги повторного голосования.

Мы рады, что наш урок не прошел даром. Возможно, через десяток лет, вы не вспомните гомологический ряд спиртов, их химические свойства, забудете как звали ваших учителей, но если вы будете помнить разрушающее действие алкоголя, будете вести здоровый образ жизни, значит, мы работали не зря. Ведь недаром есть в школьной программе предмет ОБЖ, т. е. основы безопасности жизнедеятельности!