Литературная игра «Олимпиада в созвездии муз». (Внеклассное мероприятие для учащихся средних и старших классов)

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Развивающие игры, игры-соревнования являются прекрасным средством развития личности глухих и слабослышащих учащихся. Уроки, имея строго заданную жесткую структуру с определенным набором целей и задач, не позволяют учащимся в полной мере раскрыть свои способности. В то время как игра не только формирует различные обще- учебные знания и навыки, но также расширяет кругозор, развивает фантазию, воспитывает чувство ответственности, взаимовыручку между играющими.

К сожалению, даже у неслышащих учащихся среднего и старшего возраста уровень развития памяти, внимания, мышления сформирован недостаточно. Память кратковременна и неустойчива. Продуктивность внимания у глухих и слабослышащих очень сильно зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала. Глухим необходима яркая образная подача материала, так как зрительный анализатор является ведущим при переработке информации. Резкое недоразвитие речи, низкий словарный запас задерживают интеллектуальную активность учащихся, вызывают трудности многостороннего восприятия, анализа и обобщения объектов. В связи с этим возникают трудности в процессе обучения глухих и слабослышащих учащихся. Они не в полной мере усваивают учебный материал, не всегда могут сконцентрировать внимание и сохранять необходимый темп работы.

Глухие учащиеся недостаточно активны в овладении новыми знаниями и опытом. Для развития умений и навыков, расширения словарного запаса требуется организация схожих и совершенно новых ситуаций в урочной и внеурочной деятельности учащихся. Проведение разнообразных интеллектуальных игр и соревнований способствует активизации этого процесса.

В нашей школе большое внимание уделяется развитию глухих и слабослышащих учащихся именно через различные формы игровой деятельности. Ежегодно проводится игра по станциям, тематика игр разнообразна. В феврале 2014 года в школе проводилась игра по станциям, посвященная олимпийским играм в Сочи.

Для станции литературы “Олимпиада в созвездии муз” были подготовлены вопросы, связанные с творческими состязаниями, проводимыми в Древней Греции (Пифийские игры). Проводилось две игры для учащихся средних и старших классов. Учащиеся старших классов смогли подготовить справочный материал об истории игр для учащихся 5-х – 9-х классов и перед игрой познакомить с ним учащихся. Информация с помощью учителя обобщалась и оформлялась в виде презентации. Часть материала представлена в презентации. (Презентация, слайды 2-8.) К станции литературы для учащихся 5-х – 9-х классов было подготовлено десять вопросов в тестовой форме. (Презентация, слайды 10 – 29).

В сильных классах вопросы можно показывать и без выбора ответа ( после вопроса в презентации есть ответ.) Наиболее подготовленные учащиеся старших классов также могут выступать в качестве ведущего на станции.

В старших классах учащимся предлагается 20 вопросов. Десять вопросов с выбором ответа и десять без него. Здесь себя могут проявить как сильные, так и более слабые учащиеся. Задания во второй части предлагаются на выбор самих учащихся класса по темам “Музы в поэзии”, “Ребусы”. (Презентация, слайды 31–51).

Наибольшее количество баллов получает тот класс, который сможет ответить на все вопросы за определенное количество времени. Членами жюри и наблюдателями выступают активные учащиеся, которые участвовали в подготовке вопросов и материалов к игре. Наблюдатели подсчитывают очки на станции, члены жюри подводят общие итоги игры по станциям.

Задачи

Образовательные:

  • Расширять знания учащихся об олимпийских играх, творческих соревнованиях, проводимых в Древней Греции.

Развивающие:

  • Активизировать познавательный интерес учащихся.
  • Развивать стремление высказывать собственное мнение, ориентироваться в необычных игровых ситуациях.

Воспитательные:

  • Создавать условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи.

Оборудование: компьютер, проектор, авторская презентация “Олимпиада в созвездии муз”.

Правила игры

За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за неполный ответ – 1 балл, за неправильный ответ – 0 баллов. Баллы игроков, которые дали правильный ответ, суммируются отдельно.

Данные о количестве заработанных учащимися баллов заносятся в маршрутный лист.

В состав жюри входят педагоги и учащиеся, принимавшие активное участие в подготовке игры.

Ход игры

Организационный момент

Мотивация

- Мы с вами находимся на станции литературы “Олимпиада в созвездии муз”.

- Нам предстоит путешествие в историю.

- Знаете ли вы, что значит слово “Олимпиада”? Где проводились первые олимпиады?

- А кто такие музы? Что вы знаете о них?

(Ответы учащихся.)

(Если учащиеся затрудняются с ответом, то с информацией выступают учащиеся, которые участвуют в организации игры.) Слайды № 2 - 8

- Мы отправляемся в Древнюю Грецию и будем говорить о творческих соревнованиях, которые там проводились, познакомимся с музами – покровительницами искусств.

- Будьте внимательны и активны. От каждого из вас зависит успех вашей команды.

- Начинаем олимпийский марафон. В путь!

Основная часть

I. Олимпийский марафон Слайды № 10 -29

1. Победителей Олимпийских игр в Древней Греции награждали венками.

Из веток какого дерева делали венки для победителей?

2. В честь победителей в Древней Греции и в наше время на соревнованиях поют торжественные песни. Как называют эти торжественные песни?

3. Назовите имя греческого Бога, который подарил людям огонь?

4. Как называют победителя за победу в области искусства?

5. Какой струнный музыкальный инструмент получил в подарок бог Аполлон и стал богом муз?

6. Как называется место, где обитают музы. Поэт Василий Жуковский предлагал там Пушкину “...первое место на русском...”?

7. Без этой музы мы никогда бы не узнали историю Древней Греции и историю Олимпийских игр. Назовите имя этой музы?

8. Что общего между музой балета Терпсихорой и фигурным катанием?

9. Прочитайте строки М.Ю. Лермонтова, подумайте и ответьте: музой какой науки была муза Урания? (“..Ночь тиха, пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит.”)

10. К какому роду художественной литературы относятся строки из былины “Илья Муромец и Соловей-разбойник”? (Из того ли - то из города из Муромля,...Выезжал удаленький дородный добрый молодец, ...Ай к обеденке поспеть хотел он в Киев-град...”)

Музы в поэзии Слайды № 31 – 41

Прочитайте строки и ответьте: о какой музе пишет в стихотворении А.А. Ахматова?

“...Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.”

(Эвтерпа – муза лирической поэзии)

2. Прочитайте строки и ответьте, о какой из 9 муз в них говорится:

“Свиток в руке и задумчивый взгляд...
Люди с почтеньем о ней говорят,
Если с риторикой лично знаком –
Истина двери откроет в ваш дом...” (Галина Терешкова)

(Полигимния – муза торжественных гимнов)

3. Назовите имя музы, к которой обращается А.С. Пушкин:

“О муза пламенной сатиры!
Приди на мой призывный клич!”

(Талия – муза комедии)

4. Как называется произведение, из которого взяты эти строки? Кто автор?

“...Узрю ли русской Терпсихоры
Душой исполненный полёт?”

(А.С. Пушкин. “Евгений Онегин”)

5. “...Мельпомена, гордись славой заслуженной
И с улыбкой увей кудри мне лаврами...”

Музу Мельпомену изображают с маской в руках? Почему?

(Мельпомена – муза трагедии, трагического театра)

III. Ребусы Слайды № 42 – 51

1. Разгадайте ребус.

Вы узнаете название древнегреческого струнного музыкального инструмента.

(Кифара – струнный музыкальный инструмент)

2. Разгадайте ребус.

Вы узнаете, как называется место, посвященное Музам – богиням – покровительницам поэзии, искусства и наук.

(Музей – (с греч. “мусейон”) – храм музы)

3. Разгадайте ребус.

Вы узнаете, как называется инструмент для письма в Древней Греции.

(Стилос (стило) – инструмент для письма)

4. Разгадайте ребус.

Вы узнаете, как называется место для проведения соревнований, состязаний.

(Стадион – место для состязаний, соревнований)

5. Разгадайте ребус.

Вы узнаете имя старшей из девяти муз.

(Каллиопа – муза эпической поэзии)

Подведение итогов

В конце игры каждая команда сдает свой маршрутный лист в жюри.

Подсчет баллов производится по маршрутным листам.

Церемония награждения

Награждается та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.

Также отмечаются те участники игры, которые в личном зачете набрали наибольшее количество баллов.