Игровые задания для автоматизации звуков в кругу семьи

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Логопеды-практики часто задают себе эти вопросы:

Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка?

Как сделать так, что бы работа по автоматизации звуков продолжалась и дома совместно с родителями?

Как сделать так, чтобы у логопеда и родителей было единство требований к ребенку по правильности введения звука в речь?

Дети на каждом шагу сталкиваются с самыми разными картинками: в настольно-печатных играх, пазлах, тематических кубиках, детских книгах и журналах, книжках-раскрасках, и т.д. Поэтому именно картинки являются важным наглядным пособием при работе с детьми. Надо только научиться задавать вопросы к картинке, что бы она стала неотъемлемым помощником в работе над автоматизацией звуков. Предлагаемые приемы и задания к картинкам позволяют сделать предметные картинки самым универсальным многоцелевым пособием.

Приемы в работе с картинками, помогут заинтересовать и активизировать детей с различными речевыми нарушениями. Ведь при общении с ними важен каждый момент, способствующий обогащению и активизации словаря, формированию навыков словообразования и словоизменения. Приложение 1.

Слайд № 2 (а)

Перед вами пособие “Альбом-раскраска” для автоматизации звуков, это готовый комплект игр и упражнений. Альбом состоит из набора картинок и карточек с заданиями (для одного листа с картинками 4 карточки с заданиями).

Слайд 2(б)

Представленный речевой и наглядный материал ориентирован на дошкольников 5 – 7 лет. Задания на карточках обращены к детям. Картинки, представленные в альбоме, содержат слова с отрабатываемым звуком в определенной позиции: в прямых слогах, в обратных слогах, в слогах со стечением согласных, слова сложной слоговой структуры. Расположение картинок предполагает называние их ребенком в определенной последовательности: слева направо и сверху вниз. Задания расположены по принципу “от простого к сложному”. При подборе картинок учитывалось отсутствие конфликтных звуков в словах. Листы с картинками можно использовать в любом порядке, в зависимости от индивидуальной способности ребенка автоматизировать звук: в словах со стечением согласных либо в словах, содержащих прямые и обратные слоги. В альбоме так же подобраны загадки из серии “Доскажи словечко”. Загадка имеет большое значение в формировании интеллекта ребенка. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д.

Материал пособия самодостаточен, предполагает, что родителям не придется тратить время на поиски картинок и переписывание заданий логопеда. Методика, представленная в альбоме, апробирована в дошкольном учреждении и дала свои положительные результаты на протяжении многолетней работы с детьми с различными речевыми нарушениями.

Цель (Слайд №3)

Корректирующее сопровождение речевого развития ребенка в семье

Создавая пособие мы ставили такие задачи (Слайды №4, № 5)

  • Закрепление четкого произнесения звука [с] .
  • Развитие фонематического слуха.
  • Пополнение словарного запаса ребенка.
  • Формирование словоизменительных и словообразовательных навыков и умений.
  • Формирование умения делить слова на слоги.
  • Различение смысловых оттенков слов.
  • Ориентирование в пространстве.
  • Упражнение в согласовании местоимений с существительными.
  • Развитие речевой активности.
  • Развитие зрительного восприятия.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
  • Активизация памяти, внимания и мышления.
  • Тренировка слуховой и зрительной памяти.

Сверхзадачей данного пособия является (Слайд № 6):

Активизация речевого развития на материале познавательной деятельности:

  • умение обобщать: выделять общее и находить различие;
  • умение символизировать информацию: кодировать и декодировать.

В альбоме представлены следующие виды упражнений (Слайд № 7)

  • ориентировка на листе бумаги;
  • определение места звука в слове;
  • исключение четвертого лишнего;
  • подбор родственных слов;
  • найти по звучанию слово в слове;
  • кодировка родовых понятий;
  • отгадывание рифмованной загадки;
  • деление слова на части;
  • обобщающие понятия;
  • кодировка живое – неживое;
  • соотнесение существительного с числительным;
  • скажи ласково;
  • подбор прилагательных к существительным.

Предлагаю вам ознакомится с инструкциями, которые содержатся на карточках в альбоме. (Слайд №8)

Для ориентировки на листе мы просим ребенка назвать:

  • картинки в правом (левом) верхнем (нижнем) углу;
  • слова первой строчки (столбика) громко, а слова последней строчки тихо;
  • соседа справа (слева), вверху (снизу).

Присутствуют и двухсложные конструкции заданий, такие как:

  • Назови вторую картинку во второй строчке.
  • Найди правый верхний квадрат. Назови слова, которые находятся через одну клетку вниз, через одну клетку влево. Что общего в этих словах?

Инструкции для формирования фонематического восприятия включают в себя такие задания: (Слайд №9)

  • Найди и назови слова, которые начинаются с гласного звука
  • Найди и назови слова, в которых спряталось слово сок
  • Найди и назови слово, в названии которого спряталось насекомое
  • Назови картинки, в названии которых есть только твердые согласные звуки
  • Найди и назови слова похожие по звучанию. Какие звуки общие? Какими звуками слова отличаются?

Инструкции для формирования слоговой структуры отражены в следующих заданиях: (Слайд №10)

  • Найди и назови слова из двух (трех) слогов, которые соответствуют двум (трем) ударам в ладоши
  • Найди и назови самые короткие слова
  • Найди и назови слова, в названии которых слог [су] находится в начале (середине) слова

Инструкции для формирования падежных окончаний состоят из всем известных падежных вопросов: (Слайд №11)

  • Кого не стало? Чего не стало?
  • Смотрю на кого? Смотрю на что?
  • Рад кому? Рад чему?
  • К чему тянется пальчик? К кому тянется пальчик?
  • Подойду к кому? Подойду к чему?
  • Думаю о ком? Думаю о чем?
  • Доволен кем? Доволен чем?

Для развития памяти, внимания, мышления мы предлагаем такие задания: (Слайд №12)

  • Назови слова во второй строчке (слева направо). Запомни их. Закрой альбом. Повтори слова в обратном порядке.
  • Назови и запомни слова. Закрой альбом. Назови слова, которые заканчиваются на звук [с]

Предлагаю вам ознакомится с пособием поближе, на практике посмотреть, как это все действует. (Слайды № 13-19)

Прежде чем называть картинки, к каждому листу есть первая так называемая слоговая карточка.

Здесь ребенок произносит слоги с различной интонацией и ритмическим рисунком. На карточках представлены различные виды слогов: прямые, обратные, со стечением согласных.

Обязательным условием этой карточки является то, что ребенок не должен ничего произносить не осознано, взрослому следует объяснить значения не понятных для ребенка слов.

Перед ребенком 12 картинок – не надо стремится раскрашивать все картинки сразу, принцип такой: назвал картинку, четко произнося звук, выполнил задание и тогда раскрасил.

Ребенку предлагается найти живое и обозначить красным сердечком эти картинки. Затем мы определяем существительные женского рода и рядом с картинкой ставим коричневый круг. Отгадываем загадку. Отрабатываем штриховку по направлению сверху вниз. Выполняя задание одной карточки ребенок, произнес 6 слов и усвоил некоторые грамматические понятия. Так не заметно для себя ребенок повторяет одно и то же слово несколько раз – тем самым отрабатывая его произношение.

Далее ребенок обозначает слова мужского рода через кодирование коричневым треугольником. Словесное обозначение мужского рода возможно не только через слово мой, но и используя слова твой, он, наш. Ребенок определяет место звука в этих словах и раскрашивает картинки.

И последняя четвертая карточка к этому листу. Здесь ребенок определяет существительные множественного числа, пользуясь различными местоимениями они, наши, твои и кодирует это коричневым квадратом. Надо не забывать, что ребенок не выполняет задания молча, а обязательно проговаривает слова и словосочетания.

В альбоме используются и символы заданий.

“Солнышко” - образовать уменьшительно-ласкательную форму слова. Игра “Скажи ласково”.

“Ладошки” - деление слов на слоги. Игра “Хлопки”.

“Счетики” - назвать предметы по одному, по два, по пять. Игра “Посчитай”.

Если вы уже заметили то, картинки подобраны таким образом, что на каждой строчке можно поиграть в игру “Четвертый лишний” по принципу определения места звука в слове.

Предлагаемые задания направлены не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков. Однако для нас не столь важно качество раскрашивания. Это вы видите по детским работам (Слайд № 20). Ребенок раскрашивает здесь карандашами, фломастерами или красками. Это зависит прежде всего от желания ребенка, от его возраста, развития мелкой моторики и особенностей зрения.

Важно здесь то, что родитель выполняет четкие инструкции логопеда и оказывает тем самым своему ребенку необходимую помощь в логокоррекции. При этом процесс автоматизации звуков проходит быстрее.

Творчество и фантазия (Слайд №21)

Дети любят играть в ходилки, переставлять фишки по заданному направлению. Вот один из вариантов графического диктанта.

Если разрезать листы с картинками на отдельные карточки, то можно проводить такие игры так : “Живое – не живое”; “Чем мы пользуемся”; “Один или больше одного”; “У кого кто”.

Многие задания на карточках можно применить к картинкам на других листах, такие как “Четвертый лишний”, “Назови соседей”, “Назови живое”, “Скажи тихо - громко”, “Чего не стало”, “Запомни и назови”, “Один и много”, “Для чего нужен предмет”, задания на ориентировку в пространстве.

По результатам опроса родителей (Слайды №22-24)

Такая форма выполнения заданий по карточкам к уже готовым картинкам для автоматизации звуков подходит для 70% опрошенных родителей.

75% детей всегда с удовольствием выполняет такие задания. Надо отметить, что нет таких детей, которые отказываются поиграть с мамой в альбоме.

На выполнение заданий по одной карточке по опросам родителей затрачивается от 15 до 30 минут. И все-таки у 60% родителей это занимает всего15 минут в день.

Аналогичные альбомы на звуки Ш, Р, Л так же разработаны и апробированы на практике.

Литература

  1. Агранович З.Л. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников, М., 2006 г.
  2. Азова Е. А., Чернова О. О. Комплект логопедических домашних тетрадей: Учим звуки - ML, ТЦ СФЕРА, 2010 г.
  3. Алифанова Е.А.,. Егорова Н.Е, Логопедические упражнения в рифмах, М. 2000 г.
  4. Баскакина И. В. Лынская М. И. Комплект рабочих тетрадей для исправления недостатков произношения звуков. - М., АЙРИС ПРЕСС, 2007 г.
  5. Безрукова О. А. Учебно-методическое пособие “Слова родного языка”, “Грамматика русской речи”. М., “Каисса”, 2007 г.
  6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи, М., 2002 г.
  7. Комарова Л. А. Комплект альбомовпо автоматизации звуков.- М., “Издательство ГНОМ”, 2011 г.
  8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал по автоматизации звуков у детей (альбомы на разные звуки), М., 2001 г.
  9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуалыю-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения, М., 2001 г.
  10. Ю.Парамонова Л. Г. “Нарушение звукопроизношения у детей”. С-Пб. “Союз”, 2005 г.
  11. Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия, - ML, “Издательство Мир книги”, 2008 г.
  12. Четверушкина С. П. “Слоговая структура слова: системный метод устранения нарушений” ООО “Национальный книжный центр”, 2011 г.