Семинар-практикум для родителей «Малая академия здоровья» на тему «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»

Разделы: Работа с родителями, Логопедия, Коррекционная педагогика


Цели:

  • осуществлять психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников с целью повышения педагогической компетенции;
  • активизировать «работу» по осуществлению обратной связи с родителями;
  • формировать у родителей способность адекватно оценивать возможности ребёнка и в соответствии с этим ставить реальные задачи его дальнейшего развития;
  • развивать понимание необходимости опережающего воздействия здоровьесберегающих средств на здоровье подрастающего поколения с детства.

В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе – лишь некоторые факторы агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. Важно обеспечить психологическое благополучие в семье.

Оздоровительные игры способствуют:

  • сохранению и укреплению здоровья детей;
  • развитию сенсорных и моторных функций;
  • формированию потребности в двигательной активности;
  • профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
  • приобретению навыка правильного дыхания;
  • привитию навыков элементарного самомассажа;
  • формированию гармоничной личности;

Непременным условием игр с детьми является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все игры должны проводиться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Самомассаж, игры с водой, песком обеспечивают эмоциональное тепло и поддержку детям. Надо помнить заповедь Гиппократа «Не навреди». Демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.

Психоэмоциональное состояние играет положительную роль в оздоровлении. Дети зачастую «отвечают» болезнями на беспокойство и озабоченность родителей. А именно в таком состоянии мы пребываем, когда болеют дети, этот негативный эмоциональный фон мешает выздоровлению ребенка. Психика ребенка, особенно в младшем возрасте устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно, заниматься.

Во время игры часто возникают неожиданные смешные ситуации. Это вызывает искреннюю радость и у детей, и у родителей. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь, позволяет родителям проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви и заботы.

Самомассаж: при проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять от периферии к центру (от кистей рук к плечу). Методика проведения всех видов массажа соответствует существующим научно обоснованным оздоровительным системам.

Игры с водой. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения. Развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Такие игры проводятся не каждый день. После них приходится долго наводить порядок, но ребенок от них получает массу полезных впечатлений. Играть с водой ребенок должен только в присутствии взрослых. Во время игр обязательно комментируйте словами все, что делает и видит ребенок. Обращайте его внимание на то, как «ведут себя» в воде предметы из разных материалов, разного веса, размера, с отверстиями или без них.

Игры с песком. Песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Наши дети – «особые» – с ограниченными интеллектуальными и физическими возможностями – с удовольствием играют с песком. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Важно помогать детям, делать самомассаж
песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать руки в песок. Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности в играх с песком влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирует внимание, память.

А сейчас перейдем к практике. Результаты анкетирования показали, что вы знаете и понимаете важность игр с детьми. Однако ваши знания недостаточны. Давайте вместе сделаем самомассаж, поиграем с песком и водой. Надеемся, что представленный материал вызовет у вас интерес и будет полезен в практической работе, в ваших играх с детьми.

Психогимнастика

Что за чудо – чудеса!
Раз – рука, и два – рука.
Вот ладошка левая,
Вот ладошка правая,
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лечить
Чуткие руки умеют дружить.
И скажу вам, не тая, (возьмёмся за руки и сделаем мостик дружбы)
Руки всем нужны друзья

Массаж лица «Умывалочка»

Надо, надо нам помыться.
Где тут чистая водица?
Кран откроем – ш-ш-ш
Ручки моем – ш-ш-ш .
Щечки, шейку мы потрем .
И водичкой обольем е
Хлопают в ладоши.
Показывают руки то в вверх ладонями, то тыльной стороной.
Делают вращательное движение кистями
Растирают ладони друг о друга.
Энергичное поглаживание.
Мягкое поглаживание

Массаж ушей «Чтобы уши не болели».

Чтобы уши не болели,
Разомнем мы их скорее.
Вот сгибаем, отпускаем
И опять все повторяем.
Козелок мы разомнем,
По уху пальчиком ведем.
И ладошкой прижимаем,
Сильно, сильно растираем.
Пальцами мягко разминают ушную раковину.

Пальцами сгибают ухо и отпускают его.

Растираем козелок.
Указательным пальцем ведем по уху.
Ладонями энергично растирают  уши.

Массаж головы «Ежик» (активизирует работу головного мозга и снимает усталость).

На комод забрался ежик.
У него не видно ножек. 
У него такого злючки,
Не причесаны колючки;
И никак не разберешь –
Щетка это или еж?
Круговой массаж черепа.
И.п. правая ладонь на лбу, на затылке.
Затем правая ладонь, поглаживая правый висок, перемещается к затылку, а левая через левый висок уходит ко лбу.
Ладони и пальцы надавливают на кожу.
Средними пальцами массировать круговыми движениями точки у основания черепа на затылке

Игры с водой

Для того, чтобы в полной мере насладиться прелестью водной стихии, вам необязательно
ехать на море. Вполне достаточно маленького надувного бассейна, детской ванночки или, в крайнем случае, пластикового тазика дома. Многие родители не подозревают о том, что игры с водой – это и прекрасный способ развить наблюдательность, естественное здоровое любопытство, интерес к миру. У вас появляется возможность приобщить малыша к удивительному миру – миру переливающихся водных струй, практически к сказке.
Добро пожаловать в мир сказки.

Немного об осторожности

Чтобы избежать даже малейшего риска для малыша, родители должны быть предельно внимательны во время игр в воде! Абсолютно исключена ситуация, например, когда мама оставляет малыша в надувном бассейне и отвечает на звонок по телефону – да, она находится рядом, но малыш может неловко повернуться, нахлебаться воды и надолго приобрести страх перед водной стихией. Поэтому родители должны всегда четко контролировать ситуацию.

Самодельный водопад

Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он "шумит". А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.

Вода принимает форму

Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Родителям стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Утонет или нет?

Вам понадобятся самые разные мелкие предметы: камешки, кубики, тряпочки, губки, пуговицы, мелкие резиновые и пластмассовые игрушки, фишки от настольных игр и т.п. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду. Затем можно предложить малышу сгруппировать предметы – в одну сторону те, которые тонут, и в другую – "непотопляемые". После этого взрослый просит ребенка назвать предметы, которые не тонут, которые тонут и которые тонут после намокания.

Маленький рыбак

Все предметы, использованные в игре "Утонет или нет", бросают в бассейн или тазик. Это будут рыбки. Малышу выдается "удочка" – половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок "сачком" – для этого подойдет дуршлаг или сито.

В час по чайной ложке

Вам потребуются: 2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.
Налейте воду в один стакан. Покажите ребенку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно.
Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия «пустой — полный».

Кораблики

Вам потребуются: тазик, бумага.
Налейте в тазик немного воды. Покажите ребенку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Скорее всего, ребенок повторит ваши действия.
Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

Сквозь сито

Вам потребуются: стакан, сито.
Поставьте перед ребенком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.
В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.

Игры с песком

Узнаем их сами и научим своих малышей. Игра — это то, что больше всего на свете любит каждый малыш и то, что спасет взрослых от его капризов; игра — это то, что позволит не устать. Поиграем?

Что же нужно для игры

Малышу можно предоставить не только уличную песочницу или морской пляж, но и сделать небольшой "филиал" дома, чтобы у него была возможность поиграть и зимой и летом, в любую погоду. Для этого необходим прямоугольный ящик с невысокими бортами. Профессиональная песочница имеет размеры, при которых ее легко удержать в поле зрения: 49,5*72,5*7. Она делается из дерева или пластмассы, изнутри окрашивается голубой краской – этот цвет символизирует воду и небо. Кроме прямоугольных существуют квадратные и круглые песочницы.
В домашних условиях можно использовать невысокий ящик или поднос, ванночку для проявки фотографий – главное, чтобы материал был достаточно прочным, не промокал и не ржавел. Песок должен быть крупным, желтого или светло-коричневого цвета. Перед тем как насыпать его в ящик, обязательно прокалите в духовке с целью обеззараживания. Песочница устанавливается на невысокий стол, при желании можно играть и на полу. Рядом ставится бутылка с водой, чтобы намочить песок, если возникнет такое желание.
Для игр нужно множество миниатюрных фигурок высотой не более 10 см – люди, животные, растения, транспорт, строения, природный материал, украшения, символика. Хорошо подходят фигурки от "киндер-сюрпризов". Домашнюю "коллекцию" удобно хранить в выдвижном ящике или коробке. С помощью фигурок можно создавать композиции "Мой мир", "Мое настроение", "Моя семья" и т.п. – нужно лишь прислушаться к себе и брать то, к чему потянутся руки, и ставить предметы в то место, которое кажется наиболее подходящим.

Предлагаем игры для детей, которые внесут разнообразие, помогут всесторонне развиться, доставят колоссальное удовольствие всем участникам.
Игры с песком можно организовать таким образом, чтобы они были не просто развлечением, а носили обучающий характер.

Игры могут способствовать:

  • стабилизации эмоционального состояния;
  • развитию тактильно-кинестетической чувствительности и моторики рук;
  • развитию восприятия, внимания, памяти, графических навыков;
  • расширению представлений об окружающем и развитию речи;
  • формированию математических представлений: о форме, величине, количестве, пространстве.

Игры, направленные на стабилизацию эмоционального состояния, развитие тактильно-кинестетической чувствительности и ручной моторики.

Знакомство с песочницей

Цель – снижение психофизического напряжения.
Предложите крохе "поздороваться" с песочком, сделать, что ему нравится. (погладить, пересыпать, порисовать на нем; почувствовать, какой он на ощупь: холодный или теплый, шершавый или гладкий, приятный-неприятный, мягкий и т.п.

После того как ребенок проведет самостоятельное исследование, покажите ему такие движения:

  • дотроньтесь до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
  • легко/с напряжением сожмите кулачки с песком, затем медленно высыпайте его в песочницу;
  • дотроньтесь до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;
  • перетирайте песок между пальцами, ладонями.

Знакомство с мокрым песком проводится так же, как и с сухим. Обратите внимание крохи на то, что песок изменился, он не сыплется, похож на кашу, теперь из него можно лепить.
Ребенку предлагается свободная игра. Песок можно перемешивать руками, черпать совком или формочкой, делать горки, пещеры, дороги, прятать в него игрушки и т.п.

Насыпание песка в емкости, пересыпание

Оборудование: 2 емкости с узким горлышком, воронка.
Ребенок насыпает песок в бутылку, при желании можно использовать воронку. С помощью воронки можно пересыпать песок из одной бутылки в другую.

Необыкновенные следы

Цель – развитие тактильной чувствительности, воображения.
"Идут медвежата" – ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" – ребенок расслабленными / напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жуки" – ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых