Климатические пояса и области России

Разделы: География


Урок в системе: Урок продолжает систему занятий по темам “Атмосферная циркуляция”, “Зима и лето в нашей стране”, “Циклоны и антициклоны”. Урок направлен на формирование и расширение знаний учащихся по теме “Климат”, повторение предыдущих тем по атмосфере Земли, развитие аналитического мышления, умения делать выводы, формирование общего представления о климате Земли и его особенностях.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  • образовательная – расширение знаний по теме “Климат России”, формирование умений отличать и определять географические особенности разных типов климата,
  • воспитывающая – воспитание культуры взаимоотношений в группе, межличностных отношений,
  • развивающая – развитие умений при работе с атласом по определению границ климатической области и составления ее характеристики.

Задачи урока:

  • понять термин “коэффициент увлажнения”, освоить характеристику климатического пояса, уметь показывать на карте разные климатические пояса и объяснять причины такого климатического разнообразия.
  • освоить понятия “Климат России” относительно всех атмосферных процессов, географического положения России, и др.
  • развитие представлений о географической науке в области климатологии.
  • формирование мировоззрения и культуры учащихся посредством работы с разными источниками информации.

Цели для учащихся:

  • Понять термин “коэффициент увлажнения”.
  • Узнать количество и положение на карте климатических поясов, в которых расположена Россия.
  • Узнать количество и положение на карте климатических областей отдельных климатических поясов.
  • Понять причины разнообразия климата на территории России.
  • Освоить характеристику климатического пояса или области.

Тезаурус: климат, климатические области, климатообразующие факторы, атмосферная циркуляция, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.

Оборудование урока: тетради, учебники, ручки, интерактивная доска, презентация, план характеристики климата и его области, таблица (чистая), атлас, копия чистой контурной карты.

Комплекс здоровьесберегающих технологий: психологическая комфортность обучения, благоприятный психологический климат в классе, дифференциация заданий, реализация разных форм работы на уроке, чередование разных видов деятельности для снижения утомления, упражнение для сохранения зрения, личностно-ориентированный подход, развитие логического мышления, внутренняя и внешняя мотивация учащихся к обучению.

Ход урока

Действия учителя Действия учащихся Материал к уроку Время, минуты Вопросы к классу
1 Организационный момент: проверяет посадку учащихся по группам, приветствие, отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку, объявляет тему урока, кратко – план работы на уроке по данной теме Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, записывают тему урока в тетрадь. На доске – тема урока. 2 Приветствует класс,

Проверяет посадку.

Отмечает отсутствующих.

Проверяет готовность к уроку.

Объявляет тему урока, просит записать в тетрадь.

Объявляет план урока (на экране).

2 Мотивация учащихся на изучение материала и работу на уроке:

Проводит устный опрос по прошлым темам.

объясняет значение изучаемого материала в науке, в жизни, важность для учащихся в данный момент, формирование благоприятного настроя учащихся на уроке, психологического климата в классе

Настраиваются на урок, определяют для себя цели и задачи работы на уроке На доске таблица “что знаю, что хочу изучить, чему научился”

Учитель показывает на экране схему и задает учащимся вопрос: все ли типы климата могут быть нанесены на эту схему?

Ведет с учащимися диалог.

8 Учитель задает устные вопросы классу на повторение, в т.ч. вопрос “за окном циклональная или антициклональная погода?”.

Учитель в ходе ответов учащихся на вопросы начинает постепенно заполнять таблицу.

Для заполнения 2 столбика задает ряд вопросов (при необходимости).

Показывает мотивационную схему. Задает вопрос: все ли типы климата могут быть нанесены на эту схему? Ведет с учащимися диалог.

3 Подготовка к работе в группах: объясняет учащимся понятие коэффициента увлажнения.

Учитель дает инструктаж о работе в группах, сообщает учащимся задание, отводит определенное время.

Слушают и записывают объяснения учителя по коэффициенту увлажнения, слушают инструктаж, ведут с учителем диалог План работы, карточки, копия карты с климатическими поясами. 5 Объяснить понятие “коэффициент увлажнения”.

Обращает внимание учащихся на необычную посадку. Спрашивает почему?

Что дети будут делать в группе?

Рассказывает, как оформить работу в группе.

Дает таблицу.

Объясняет, как сообщить о результате работы.

3 Работа в группах: учитель раздает задание на работу в группах (задание таблица – ее часть для каждой группы), поясняет методику его выполнения на основе имеющихся у учащихся знаний и материалов на столе (вопросы от групп), определяет время данного вида деятельности, помогает учащимся в ходе групповой работы Выполняют задание, совещаясь в группах

Делают упражнения

Работа с таблицей, атласом по предоставленному плану, с чистой к/к. 10 Контролирует работу групп, направляет, следит за временем.
5 Фронтальная работа: по результатам работы группы отчитываются, все остальные учащиеся следят за заполнением таблицы. Организует выступление представителей групп, объясняет учащимся технологию заполнения таблицы по итогам работы групп. Учащиеся делают промежуточные выводы. Выступают представители групп по итогам групповой работы. Все остальные учащиеся следят и слушают выступления представителей групп. Дети заносят данные, полученные в ходе работы в группе, в общую таблицу на доске 15 Учитель организует работу экспертов – детей (победители олимпиады), дав им готовую таблицу для контроля или карту атласа.

Учитель помогает и направляет детей на правильный выбор характеристики климата.

Учитель размещает на доске контурные карты, с которыми работали группы.

6 Обобщение материала:

Учитель объясняет задание, которое являет обобщением таблицы №1, контролирует его выполнение, помогая наиболее слабым учащимся. По итогам работы над заданием задает вопросы, просит нескольких учащихся ответить, направляет ответы учащихся ближе к теме урока (выявление проблем, путей их решения и перспектив в процессе инфляции).

Выполняют задание, выступают по итогам задания с ответами на поставленные вопросы. Задание с текстом 5 Зачитывает поочередно характеристику климата,

Учащиеся определяют, к какому типу или области относится текст.

7 Подведение итогов работы: учитель организует подведение итогов урока по теме. Организует подведение итогов работы самими учащимися, направляет действия учащихся на реализацию темы урока, выявление в итоговых выводах проблем, перспектив и способов решения проблем. Формируют выводы о проделанной работе по теме урока, записывают их в таблицу. Таблица с анализом урока. 3 Завершают заполнение таблицы “знаю, умею, хочу научиться”.

Какова была цель урока?

Достигли ли вы ее? Как?

Что было самым трудным?

Что больше всего понравилось?

Дети делают вывод о проделанной работе.

8 Итоги урока: учитель организует подведение итогов урока. Учитель объявляет оценки за работу на уроке, ставит в дневник, в электронный журнал, сообщает домашнее задание и дает по нему необходимую информацию (инструктаж). Делают вводы о проделанной работе на уроке. Слушают учителя, дают дневники для выставления оценок, записывают домашнее задание в дневник. П.21 изучить, к/к климат – по заданию. 2 Объявляет оценки за урок, просит предъявить дневники учащихся, выставляет оценки в электронный журнал, сообщает и объясняет домашнее задание, сообщает тему следующего урока.

Рассказывает учащимся как выполнить домашнее задание:

Знакомит с параграфом (что выполнили, что еще предстоит изучить),

Как выполнить к/к.