Понятие о причастии

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (155 кБ)


Цель: знакомство с особой частью речи причастием.

Задачи:

  • рассмотреть, как образовались причастия;
  • познакомится с суффиксами причастия, определяемыми словами;
  • научиться подбирать синонимичные конструкции;
  • формировать умения работать с лингвистическими сказками.

Оборудование: презентация, текст с лингвистической сказкой и заданиями (Приложение).

Урок №1

Ход урока

1. Сегодня мы познакомимся с новой для вас частью речи, которую В.И.Даль охарактеризовал так: “Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного”. (Слайд №1)

Как вы понимаете слово причастная? (Слайд 2)

2. Итак, знакомство мы начнём с лингвистической сказки. Прочитайте сказку и выполните задания.

Жили-были на свете одинокие суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-. Скучно им было жить на белом свете. И решили они пойти за советом к Глаголу. Рассказали ему о своём житье-бытье. Отвечает им Глагол: “Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть, - основу”.

- Спасибо! – в голос ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам – получились некрасивые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, что-то ещё не хватало им.

Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник – Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.

- Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.

- Спасибо, доброе Прилагательное!

И суффиксы, взяв свои подарки, счастливые, отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играла, плясали, рисовали составленные слова. Один из братьев предложил:

- Давайте жить так, как нам хочется, будем веселиться, никого не будем слушаться.

Согласились остальные братья, очень уж захотелось побыть беззаботными, свободными. Забыли они, что в их большой стране Грамматике, где они жили, нельзя быть эгоистом, надо думать и заботиться о других. Но недолго им удалось лентяйничать.

Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное. И решили они наказать бездельников.

Глагол сказал:

- За ваши проказы вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего. Ну и ещё, так и быть, оставлю вам два вида – совершенный и несовершенный.

- А я наказываю вас тем, что будете вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам, - сказало Прилагательное.

С тех пор не забывают Причастия о Глаголе и Прилагательном. Погрустили они, погрустили, да делать нечего, надо трудиться. Больше ничего плохого не замечал за ними никто. А части речи простили их. Прощать-то тоже надо уметь.

(В.Савельева)

1. Найдите в этом тексте признаки сказки.

2. Озаглавьте сказку.

3. Объясните лексическое значение и происхождение термина ПРИЧАСТИЕ.

4. Докажите, что причастие имеет признаки прилагательного и глагола.

5. Заполните графы таблицы, указывая признаки глагола и прилагательного для подобранного вами причастия.

Причастие      
От какого глагола образовано      
Признаки глагола Вид      
Время      
Возвратность      
переходность      
Признаки имени прилагательного Число      
Род      
Падеж      

6. Продолжите фразу: “Причастие можно узнать по...”.

7. Расскажите об основным признаках причастия, предварительно составив план своего рассказа.

3. Подведение итогов работы со сказкой в виде теста “Верю не верю”. (Слайд 3-4)

Задача – определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения.

  • Верите ли вы, что причастия своим “внешним видом” похожи на прилагательные?
  • Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?
  • Верите ли вы, что причастия не могут быть настоящего и прошедшего времени?
  • Верите ли вы, что причастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов?
  • Верите ли вы, что причастия имеют суффикс –онн ?

Верите ли вы, что причастия склоняются?

4. Домашнее задание (на выбор):

А) передайте содержание сказки, соблюдая требования научного стиля. Запишите свой текст, озаглавьте его;

Б) напишите сочинение “Путешествие в город Причастинск”. Подчеркните в тексте сочинения термины.

Урок №2

Понятие о причастии.

1. Итак, “рождение причастия произошло”. (Слайд №5).

2. Создаём “портрет ребёнка”. (Слайд №6 ).

Подумайте, какие “психологические” черты должны быть у “маленького ребёнка Глагола и Прилагательного”?

Оформите свои размышления (наблюдения) в виде таблицы:

Признаки глагола Признаки прилагательного
   

Сравните свою таблицу с эталоном. (Слайд №7).

3. Как отличить причастия? Для этого мы используем суффиксы, синонимичные конструкции.

Запомни суффиксы причастия! (Слайд №8).

Ведение понятии определяемое (главное) слово (Слайд №9).

4. Работа по тексту. (Слайд № 10).

Кругом л_жит св_ркающий на солнце снег. Дремлют пос_р_бренные д_ревья. Прижались к земле зап_рошённые ин_ем кусты. Т_шина в уснувшем л_су.

Задания. (Слайд №11).

А) Прочитайте выразительно текст. Проведите его текстоведческий анализ (определите тему, основную мысль, тип и стиль речи, средства связи предложений в тексте).

Б) Найдите в предложениях причастия и определяемые слова, выпишите эти словосочетания.

В) Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы.

- Причастия может определить по синонимичным конструкциям. (Слайды 12-13).

- Подберите синонимичные конструкции к причастиям с определяемыми словами из текста. (снег, который сверкает на солнце, деревья, которые серебрятся, кусты, которые запорошил иней, лес, который уснул).

5. Работа по учебнику (слайд №14) М.М.Разумовской на стр. 164-166 прочитайте теоретический материал и выполните тест. (Тест на слайде №15).

Причастие – это................................

Причастие отвечает на вопросы.........

Причастие образуется с помощью суффиксов......................................

Причастие совмещает в себе признаки следующих частей речи:.....................

6. Делаем выводы: Причастие – это особая форма глагола (самостоятельная часть речи), которая обозначает признак предмета по его действию и отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? что делающий? что делавший? и др.

7. Домашнее задание: параграф 34, упр. 387, стр. 166

Литература

1. Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5-8 классах. Сочинение рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе: учебное пособие. – Ростов – на – Дону, 2012. – стр. 52-53

2. Русский язык. 6 класс.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. – М.:Дрофа, 2010.