Аэрокосмическое образование как способ профессионального самоопределения обучающихся

Разделы: Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Международные аналитики называют XXI век веком космонавтики. Наша страна обладает мощным научным, инженерным, творческим потенциалом, позволившим ей первой открыть дорогу в космическое пространство и занимать в освоении космоса одну из ведущих позиций.

Аэрокосмическая наука и космонавтика всегда будет привлекательна для молодёжи и в то же время содержит все сферы человеческой деятельности: передовые технологии, новую технику, конструкционные материалы, автоматику и ИКТ, физику и географию, биологию и медицину, философию и психологию, литературу и искусство.

Цель образования сегодня - это создание условия для развития и саморазвития учащихся, воспитания у них способности принимать самостоятельные решения. Поэтому центром новой государственной образовательной политики становится личность человека. Реализация этого права потребовала принципиальных изменений всей системы образования России, формирования новой образовательной политики. Педагогическая наука в России открывает новые направления и горизонты для системы образования и педагогической практики. Одним из новых направлений в педагогике является аэрокосмическое образование, имеющее большие возможности для гуманизации образования и развития личности. Необходимо оперативно вводить новые направления, обучать школьников эффективным моделям использования новых информационных технологий, формировать методологию системного анализа процессов и навыки исследовательской деятельности.

Мы ставим цель - создание системы личностно - ориентированного обучения для эффективной самореализации учащихся, развитие их творческого потенциала и использование его в рамках аэрокосмического образования.

Задачи:

- формирование личности с технологическим мышлением и определённым уровнем технической культуры,

- космизация индивидуального сознания, формирования позитивного к космонавтике общественного мнения,

- формирование у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на

примере жизни и деятельности космонавтов,

- распространение исторических и краеведческих знаний о земляках – покорителях космоса среди населения города,

- приобретение обучающимися компетенций исследовательской деятельности, умений выдвигать гипотезы и находить средства их адекватного изучения.

Основные проблемы, которые решаются:

- восполнить пробелы в знаниях об истории покорения космоса,

- выявление наиболее способных учащихся для участия в городских, областных, всероссийских и международных научно-практических конференциях, олимпиадах, выставках.

В МБОУ гимназии действует с 1998 года НОУ “Поиск”, в работе которого принимают учащиеся с первого по одиннадцатый класс, разработана и утверждена программа “Школа юного исследователя”, учитывающая специфику каждой ступени обучения. В начальной школе - это групповые (коллективные) исследования, в основной - и коллективные, и индивидуальные, а в старшей школе – в основном, индивидуальные проекты. Для работы учащиеся выбирают личностно значимые темы, исходя из собственных интересов или перспективы профессионального самоопределения. Необходимо с ранних лет приобщать ребенка к космическому мышлению, осознанию своей неразрывной связи со Вселенной, к пониманию, что они живут на уникальной планете, природу которой необходимо сохранить на многие века и тысячелетия.

Разработана дополнительная образовательная программа “Мы – дети Галактики”, которая ставит своей целью формирование бережного отношения к творческому и интеллектуальному наследию России, предоставление возможности самореализации старшеклассников в рамках направления “Школа - ВУЗ”. Эффективность данной программы обеспечивается интеграцией знаний по математике, физике и истории. Программа дает возможность полнее использовать потенциал общеобразовательных программ, позволяет создать для ребёнка эмоционально и социально значимый фон.

Опыт работы показывает, что обучение наиболее эффективно при освоении модуля “творческая деятельность”, в основе которого лежит схема “от идеи до конечного результата”. Развивается самостоятельное мышление ребёнка по поиску способов её решения, включается пусковой механизм творческой активности.

Проектный метод обучения оптимален, так как ориентирован на достижение целей самих обучающихся, формирует большое количество умений и навыков, развивает и поддерживает творческую индивидуальность ребёнка.

В результате планомерной работы ежегодно гимназисты представляют свои исследовательские работы и проекты на конкурсах различного уровня:

Всероссийская олимпиада школьников “Шаг в будущее, Космонавтика”, Всероссийский конкурс среди обучающихся “Космос”, Московский международный Салон изобретений и инновационных технологий “Архимед”, Международная конференция “Человек-Земля-Космос, Всероссийская конференция актива школьных музеев космонавтики “Мы-дети Галактики”, Фестиваль школьных музеев космонавтики.

Аэрокосмическое образование наиболее целесообразно развивать в условиях региона, так как оно будет ориентировано на социально-экономические задачи развития данного региона и значительно обогатит его образовательное пространство. Оно позволяет установить новые эффективные связи в педагогической деятельности с ВУЗами и научно-исследовательскими учреждениями. С 2004 года учащиеся гимназии являются участниками главных молодёжных научных мероприятий России – научной и инженерной выставки, научной конференции молодых исследователей, научно – технической олимпиады “Космонавтика и ракетная техника”, соревнования юных исследователей “Шаг в будущее, ЮНИОР”, которые организует и проводит Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана.

Программа “Шаг в будущее” пользуется заслуженным авторитетом и известностью, поскольку представляемые на ней работы отличаются высоким научным и профессиональным уровнем. В жюри программы участвуют выдающиеся учёные из МИРЭА, РХТУ им. Д. И. Менделеева, МГУ, МГТУ и других университетов. Не случайно, из лауреатов программы “Шаг в будущее” формируются национальные делегации России на Соревнование молодых учёных Европейского Союза, выставку Intel ISEF в США, Лондонский молодёжный научный форум и другие международные научные мероприятия.

В рамках программы учащиеся представляют свои работы в координационный центр на симпозиумы:

  • инженерные науки в техносфере настоящего и будущего,
  • естественные науки и современный мир,
  • математика и информационные технологии,
  • социально-гуманитарные и экономические науки.

Строгое жюри на месте отбирает лучшие научно - исследовательские работы и рекомендует их для участия в программе “Шаг в будущее, ЮГ России” в городе Ставрополь или Астрахань. Затем победители и призёры отправляют свои работы на отборочный конкурс в Москву. Учащиеся, получившие приглашение на конференцию, выступают в течение двух дней с докладами о своих научных результатах перед учёными, специалистами и своими сверстниками. После доклада автор защищает свою работу, отвечая на вопросы экспертов и присутствующих. Если учащиеся принимают участие в выставке, то они подготавливают экспозицию, которую размещают на стенде в выставочном зале. В процессе работы выставки учащиеся демонстрируют свой проект и отвечают на вопросы членов жюри, корреспондентов, фотографов, гостей выставки. В рамках программы проводится интеллектуальный конкурс по технологии развития памяти и логики, а так же предметные олимпиады.

Большинство учащихся становится победителями и призёрами программы “Шаг в будущее”, кандидатами в состав национальных делегаций.

Семнадцать учащихся МБОУ гимназии стали студентами МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Учащиеся принимают участие и в различных областных конкурсах.

  • Областной конкурс исследовательских работ по изучению истории и культуры Волгоградской области “Моя малая Родина”, секция “Земляки-герои”,
  • Областной конкурс исследовательских и творческих работ старшеклассников “История родного края”,
  • Областной фестиваль презентаций учебных проектов,
  • Областной конкурс учебно-исследовательских работ и творческих проектов “Царицын – Сталинград – Волгоград”.

Музей МБОУ гимназии входит в ассоциацию музеев космонавтики России (АМКОС), включён в краткий информационный справочник “Космонавтика в музеях России”.

Данный опыт по организации научной деятельности учащихся, безусловно, помогает реализации целей и задач ФГОС.

Аэрокосмическое образование, создавая грандиозную картину строения и эволюции Вселенной, позволяет человеку осознать свое место в окружающем мире и связать свое появление и развитие с общим процессом развития материи во Вселенной, возвышая человека и оказывая влияние на формирование его личности. Оно призвано способствовать развитию интеллекта детей, расширению их кругозора, формировать у них не только наглядно-образное (эмпирическое), но и теоретическое мышление.

Аэрокосмическое образование является выражением важнейших тенденций в развитии человечества: космизации, глобализации и экологизации.

Список использованных источников.

1. Боков П.Ю., Галкина Т.А., Королёв Д.Ю., Петрова Е.Б., Сперантов В.В., Шаронова Н.В. Особенности организации исследовательской деятельности учащихся по физике в гимназии //Физика в школе, №8, 2011

2. Головко О. Научно-практическая деятельность школьников // Народное образование - №3, 2003 г.

3. Ивочкина Т.Организация научно-исследовательской деятельности учащихся //Народное образование - №3, 2000г.

4. Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 127-134.

5. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.

6. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

7. Аэрокосмические технологии будущего – дело молодых!