Автоматизация звука [р] в предложениях. Устное народное творчество

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Лексическая тема: Устное народное творчество.

Цель. Автоматизация звука [р] в предложениях.

Задачи.

Образовательные:

  • Расширить знания детей по лексической теме “Устное народное творчество”.

Коррекционные:

  • Работать над развитием фонематического анализа;
  • Вырабатывать навыки правильного произношения звука [р] в предложениях;
  • Развивать мыслительные процессы.

Воспитательные:

  • Повышать мотивацию к логопедическим занятиям;
  • Воспитывать толерантное отношение друг к другу, уважение к труду.

Оборудование: зеркала, носовые платки, плакат с артикуляционным профилем звука [р], игрушки собаки и кошки, мультимедийное оборудование, презентация к занятию, ноутбуки.

Ход занятия

I. Мотивационный этап.

1. Массаж ладоней пальцев рук.

Сорока-белобока
Где была? – Далёко!
Печку топила,
Кашку варила,
Деток кормила.
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости на двор –
Кашицу на стол.
Этому дала на блюдечке, (загибаем мизинец)
Этому - на тарелочке, (загибаем безымянный палец)
Этому – на ложечке, (загибаем средний палец)
Этому – поскрёбышки. (загибаем указательный палец)
А этому – не дала! (трогаем большой палец)
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил –
Ничего тебе не дадим!

II. Операциональный этап.

1. Работа над артикуляционной моторикой.

Упражнения “улыбочка – трубочка (слонёнок)”, “маляр”, “грибок – гармошка”.

Дети выполняют упражнения перед зеркалом.

Логопед: - Потренируемся над чётким произношением гласных у-и, и-ы в скороговорках.

Дети, глядя в зеркала, повторяют за логопедом скороговорки:

Купи кипу пик. На былинке пылинка, пылинка на былинке.

Выяснение темы занятия.

Логопед: - Ребята, что вы проговорили? (скороговорки).

- Правильно, сегодня на занятии мы познакомимся с устным народным творчеством. Научимся чётко проговаривать звук [р] в предложениях.

Устное народное творчество – это народная мудрость сохранённая поколениями. Зародившееся в глубине веков и передаваемое из уст в уста. Фольклор выражает любовь и уважение к труду, заботе о природе, веру в добро. К жанру устное народное творчество относятся песни, былины скороговрки, прибаутки, пословицы и многое другое.

Коррекция изолированного звука [р].

На доке плакат артикуляционного профиля звука [р].

Логопед демонстрирует игрушечных животных - собаку и кошку. Дети по очереди имитируют рычание собаки и урчание кошки (меняя высоту голоса).

2. Работа над развитием фонематического слуха “Фонетическая раскраска”

Логопед: - Дети, раскрасьте только те картинки в названии которых слышится звук [р].

Дети выполняют задание на ноутбуках, затем производят фонематический анализ слов.

3. Работа над звуком [р] в пословицах и поговорках.

Чтение пословиц и поговорок с чётким произнесением [р].

О дружбе

  • Ссора до добра не доведёт.
  • Добро век не забудется.
  • Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось.

О труде

  • Раньше встать — много успеть.
  • Кто не работает — тот не ест.
  • На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай.

Игра “О чём эти пословицы?”

Дети читают пословицы и озаглавливают каждую.

  • Хорошую дружбу и топором не разрубишь.
  • Мир не без добрых людей.
  • Не сиди с ложа руки.
  • Большой говорун — плохой работник.

Физминутка. Подвижная игра “У кота - воркота”

У кота-воркота
(Дети парами выстраиваются друг за другом)
Не закрыты ворота.
Не закрыты ворота.
Для честного народа.
(Один человек проходит через все ворота и разбивает последнюю пару)
Проходи, народ,
В огород.

Работа над звуком [р] в скороговорках.

Логопед (говорит и отбивает ритм): От топота копыт пыль по полю летит.

Дети учатся произносить скороговорку в медленном, среднем и быстром темпе.

Игра “Дополни по картинкам”.

Дети читают начало скороговорки и дополняют словом, показанной на картинке.

  • До поры лежали ... .
  • В саду рос куст ... .
  • Наша дорожка усыпана ... .
  • Был бы покос, да настал ... .

Работа над слуховым восприятием и дикцией.

Логопед: - Послушайте запись, повторите чётко проговаривая звук [р] и окончания в словах.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Логопед: - Ребята, какую задачу мы поставили в начале занятия? (Научиться произносить звук [р] в предложениях, познакомиться с устным народным творчеством).

- Нам удалось её решить!? (Да)

- Оцените свою работу на занятии, отметьте себя на лесенке успеха.