Урок литературного чтения на тему «И.А. Крылов "Стрекоза и муравей"»

Разделы: Начальная школа


Класс: 2.

Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи.

Тема И.А. Крылов “Стрекоза и Муравей”
Цель урока Продолжить формирование представлений о жанровых особенностях басни: наличие морали и высмеивание недостатков в образах животных.
Кол-во учебных часов 1
Планируемый результат Предметные умения УУД
Научить анализу и интерпретации басни, продолжить знакомство с особенностями жанра, способами изображения персонажей.

Научиться характеризовать персонажей.

Научиться выразительному чтению басни.

Научиться выделять “воспитательную” составляющую басни как жанра, формировать представление о лени и легкомыслии персонажа.

Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанной басни; выражать отношение к поступкам персонажей. Учиться переносить смысл басни на конкретную жизненную ситуацию, связанную с поведением людей.

Обсуждать новые версии по поводу прочитанного текста, проявляя умения слушать отвечающего, задавать вопросы, сопереживать, оказывать помощь собеседникам.

Формировать действия контроля и оценки.

Основной тезаурус урока Басня, персонаж, характеристика персонажа, мораль, интонация.

Кум, кума.

Организация пространства Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Литературное чтение (особенности жанра “басня”).

Русский язык (обогащение словарного запаса; моделирование устного высказывания; освоение диалоговых форм общения).

Театр (подготовка небольшого спектакля по изученной басне).

Фронтальная работа.

Работа в парах.

Учебник Л. Ф. Климановой “Литературное чтение”, 2 класс, часть 1.

Аудиозапись басни И. А. Крылова “Стрекоза и Муравей”

Этапы урока Деятельность учителя и учащихся
I. Актуализация знаний

Цель: вспомнить то, что ученикам известно о басне.

- С каким писателем мы познакомились на прошлом уроке? Что вы можете о нем рассказать? (Иван Андреевич Крылов)

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (“Лебедь, Рак и Щука”)

- К какому жанру относится данное произведение? (басня)

- Уточним, что такое басня.

Работа в парах

Вспомним правила работы в паре:

  • Работайте дружно.
  • Спокойно высказывайте своё мнение.
  • Терпеливо выслушивай мысли других.
  • Вместе находите правильное решение.
  • Справедливо определите выступающего.

- На карточках прочтите текст, вычеркните то, что не относится к жанру басен.

- краткая форма повествования,

- действующие лица – животные, но подразумеваются люди,

- высмеивает пороки людей,

- есть мораль,

- повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.

Вывод:

Басня – это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют животные, а подразумеваются люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль.

II. Постановка и решение учебной задачи

Цель: заинтересовать учащихся новым исследованием; формировать умение характеризовать персонажей, анализировать басню.

Речевая разминка

- Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с басней И.А. Крылова. А вот с какой из них, вы узнаете на речевой разминке.

Без работы хоть убей,
Жить не может муравей.
Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают стрекозы.

- Прочитайте разными способами на одном выдохе:

  • Ритмично, четко;
  • Быстро;
  • С замедлением.

- Герои разминки пришли к нам сегодня в гости. Они хотят о себе рассказать.

Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе.

Стрекоза:

- Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. Самым впечатляющим, вероятно, вы находите наше искусство полета. Действительно, я могу перечислить вам девять различных видов полета, которыми мы мастерски владеем. Я ни в коем случае не должна забыть еще одну характерную особенность - нашу впечатляющую красочность. После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок. Вы найдете у нас всевозможные сочетания: от нежных тонов, переходящих в металлически светящиеся, до насыщенных и резких. Невозможно не восторгаться нашей красотой!

Муравей:

- Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника, открывая в нем входы-выходы или вытаскивая на поверхность – погреться на солнышке – белых личинок. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.

- Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню “Стрекоза и муравей”)

- Давайте прослушаем текст басни, которую исполнит артист театра и кино И. Масюк.

Первичное восприятие текста. Слушание басни в аудиозаписи.

Самостоятельное чтение басни (“чтение для себя”).

Словарная работа

- Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне? (Кум, кума – крестные отец и мать по отношению к родителям крестника)

Работа в парах

- Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания:

Зима катит в глаза.

В мягких муравах у нас.

Голову вскружило.

Оглянуться не успела.

В ум пойдет.

Помертвело чисто поле.

Злой тоской удручена.

Забыла обо всем.

Не хочется думать.

Неожиданно наступила зима.

Быстро прошло.

В поле стоит мёртвая тишина.

Тоскует.

В мягкой траве у нас.

Анализ басни.

Составление характеристики героев. Сравнительная характеристика.

- Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте. (Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.)

- Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)

- Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?

- Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?

- Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте. (Трудолюбивый. Мудрый.)

- Настали ли нужда и голод для Муравья?

- Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?

Чтение и ответы на вопросы учебника:

- Кто из героев понравился и почему?

- Справедливо или нет поступил Муравей?

- Почему Стрекоза злой тоской удручена?

- Сочувствуешь ли ты ей?

- В каких строках басни содержится основная мысль? Как ты её понимаешь? Соотнеси с пословицей “Делу время, потехе час”

Исследовательская деятельность (Является ли данное произведение басней?)

Памятка

1. Как называется произведение? Кто его автор? В стихах или прозе оно написано?

2. Кто являются главными героями?

3. Что осуждается в произведении?

4. В каких строчках заключена мораль?

III. Интерпретация произведения (инсценирование, чтение по ролям)

Цель: формировать умение работать в паре по выполнению творческого задания на основе изученного произведения.

Задание учебника:

- Разыграйте с другом, как в театре, разговор Стрекозы и Муравья. Определите характеры героев и с какой интонацией произносятся реплики.

Перечитывание басни с целью подготовки “сценки”. Работа в парах (распределение ролей, обсуждение способов передачи характеров персонажей, первая “читка” будущей сценки).

IV. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности.

Цель: формирование умения контроля, оценки и самооценки деятельности.

- О каких человеческих пороках И.А. Крылов рассказал в басне “Стрекоза и Муравей”? (лень, легкомыслие)

- Встречались ли вы в жизни с такими людьми? Приведите примеры.

- Чему вас научила эта басня?

- Кто на уроке помог вам сделать открытие?

- Оцените работу своей пары.

- Работа будет оцениваться по следующим критериям:

  • Дружно ли работала пара?
  • Сколько заданий выполнили за урок?
  • Правильно ли выполнены задания?

Оцениваться работа будет по каждому критерию на:

  • хорошо (красный жетон)
  • есть недочёты (желтый жетон)
  • плохо (синий жетон)

Домашнее задание: приготовить сценку для выступления.