Звуки [т], [т'], буквы "Т, т"

Разделы: Начальная школа


Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Т, т; научить давать характеристику звукам [т], [т'] в словах “тигр”, “труба”; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха, творческого воображения.

Планируемые результаты образования:

Предметные:

  • знают букву Т, т; умеют давать характеристику звукам [т], [т'] в словах, читают плавно, безотрывно, по слогам и целыми словами вслух и про себя; понимают содержание прочитанного.

Метапредметные:

  • Познавательные: общеучебные – осознанность восприятия предложений, стихотворного текста; логические – выполнение несложных логических действий – расшифровывание слов.
  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
  • Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
  • Личностные: высказывают своё мнение, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Оборудование: мультимедийная презентация, интерактивная доска, фишки для составления схем слов, рисунки с изображением тигра и трубы, карточки со словами “повторить”, “букварь”, “слоги”, “слова”, “предложения”, “расшифровать”.

Ход урока

I. Мотивация деятельности

Учитель:

Дети, вам тепло?
В классе светло?
Прозвенел уже звонок?
Уже закончился урок?
Только начался урок?
Хотите учиться?
Значит, можно садиться.

- Поприветствуйте друг друга. (Дети сидят группами по 4 человека. Партнёры по плечу и по лицу приветствуют друг друга)

Дети:

Я желаю тебе сегодня добра,
Ты желаешь мне сегодня добра.
Если будет трудно, я тебе помогу.

- Посмотрите на смайлики. Похлопайте в ладоши те, чьё настроение соответствует первому смайлику, второму, третьему. (Слайд 1)

II. Актуализация знаний.

(Структура КОНЭРС, ТАЙМД-ПЭА-ШЭА)

- На стенах нашего класса развешаны буквы (о, т, к ). Выберите понравившуюся букву и встаньте около неё. Подумайте, почему она вам понравилась.(3 сек.) Образуйте пары с рядом стоящим партнёром не из вашей группы. Расскажите, почему вы эту букву выбрали. Начинают партнёры меньшие ростом.(30 сек.) (Через 30 сек. сигнал колокольчика для 2 партнёра; 1-2 учеников попросить высказаться)

- Поблагодарите друг друга и займите свои места.

- Составьте слова из данных букв (кто, кот, ток)

- Каких сказочных котов знаете?

(Слайд 2). Звучит песня из мультфильма “Кот Леопольд...”

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл на урок! Кто это?

Дети. Кот Леопольд!

(Пока звучит песня, можно представить участников под №1,2,3,4; участников под буквами А,Б )

- Посмотрите, он принёс с собой какие-то карточки и письмо (Слайд 3)

- Ребята! Если вы выполните все мои задания, то узнаете моё самое главное правило!

Ваш друг Леопольд.

- Ну, что, ребята, хотите узнать самое главное правило Кота Леопольда?

-Тогда за дело! Итак, первая карточка. На ней написано: “Повторить!” Значит, мы должны повторить все, что мы уже знаем.

  1. На какие 2 группы можно разделить все звуки?
  2. Как отличить гласные от согласных?
  3. На какие группы можно разделить все согласные звуки?
  4. Какие гласные указывают на твёрдость согласных?
  5. Какие гласные указывают на мягкость согласных?
  6. Как узнать, сколько в слове слогов?
    (Интерактивная игра “Рассади животных по вагонам”. Количество слогов в слове соответствует номеру вагона)
  7. Какие скороговорки вы знаете?

III. Постановка учебной задачи.

- Разучим новую скороговорку.

Три сороки - тараторки тараторили на горке. (Слайд 4)

- Какой звук чаще всего встречается в этой скороговорке.

- Какая тема нашего урока? Чем будем заниматься на уроке?

IV. Открытие нового знания.

1. Звукобуквенный анализ слов ТИГР, ТРУБА. Знакомство с буквой Т, т.

- На второй карточке у нас написано “БУКВАРЬ”. Значит, мы должны открыть учебник на стр.102.

- Но сначала отгадайте загадки.

Он красивый, как огонь,
С чёрными полосками,
Очень грозные клыки,
Лапы, когти велики!
Страшен даже взрослым он...

- Что вы знаете о тигре?

Блестящая и медная
Так здорово трубит.
Что наша кошка бедная
Под тумбочкой сидит...

- Что это за труба? Какая ещё бывает труба?

- Давайте сделаем звукобуквенный анализ слов ТИГР и ТРУБА.

(К доске выходит ученик и работает на интерактивной доске, остальные - за партами.)

(Слайд 5)

- Давайте сравним первые звуки в словах ТИГР и ТРУБА.

- Кто знает, какой буквой обозначаются эти два звука?

- На что похожа буква Т?

Т в антенну превратилась
И на доме очутилась.

(Показ иллюстрации и буквы Т.)

- Ребята, а в каком из этих слов только один слог?

- А почему?

- А сколько слогов в слове труба?

- На какой слог падает ударение?

- Молодцы. Мы справились и со вторым заданием.

2. Чтение слогов.

- На следующей карточке у нас написано “СЛОГИ”. Кто догадался, что мы должны сделать?

- Приготовились читать слоги. (Слайд 6).

Прибежал весёлый А, прочитали дети – ТА.
Прибежал задорный О, прочитали дети – ТО.
Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – ТЯ.
Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – ТЫ.
Прибежал игривый И, прочитали дети – ТИ.
Прибежал упрямый У, прочитали дети – ТУ.
Прибежал забияка Ё, прочитали дети – ТЁ.
Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – ТЮ.
Прибежал обжора Э, прочитали дети – ТЭ.
Прибежал звонкий Е, прочитали дети – ТЕ.

Чтение хором:

ТА-ТО-ТЯ-ТЫ-ТИ
ТУ-ТЁ-ТЮ-ТЭ-ТЕ

3. Выборочное чтение

- Прочитайте слоги, в которых буква Т обозначает твёрдый звук.

- Прочитайте слоги, в которых буква Т обозначает мягкий звук.

- Молодцы. И с этим заданием мы справились.

- На следующей карточке написано “СЛОВА”. Что мы должны сделать?

4. Чтение слов по букварю по цепочке.

5. РЕЛЛИ РОБИН (Партнёры по плечу читают слова в столбиках и определяют количество слогов).

- А сейчас Кот Леопольд предлагает нам отдохнуть.

Физкультминутка - ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР.

(Звучит песня “Если друг не смеётся”)

6. Составление предложений. (Слайд 7)

- Нам остаётся всё меньше и меньше заданий. И скоро мы узнаем, какое же самое главное правило Кота Леопольда. Смотрим следующую карточку. На ней написано “ПРЕДЛОЖЕНИЯ”. Мы должны с вами составить предложения.

- Прочитаем слова, которые написаны в левом столбике.

- Прочитаем правый столбик.

- Прочитаем первую строчку. Скажите, получилось ли предложение?

- Подберите слова из правого столбика к словам левого столбика.

Структура ФИНК- РАЙТ- РАУНД РОБИН

- А как правильно нужно будет записать эти предложения?

7. Разгадывание зашифрованных слов. (Слайд 8).

- И нам осталось выполнить последнее задание “РАЗГАДАТЬ”. Мы должны разгадать зашифрованные слова. Класс получает 3 задания:

  • 1 задание – 1 и 2 столы,
  • 2 задание – 3 стол,
  • 3 задание – 4 и 5 столы.

Вы должны букву из левой таблицы поставить в правую таблицу под соответствующую цифру.

- Какое слово у 1 команды? (Корт). А кто знает, что такое корт? (Это площадка, где играют в теннис). Какое слово у 2 команды?

- Какое слово у 3 команды?

- Какие слова спрятались за буквами АТЛАС?

Атлас – это книга, где собраны карты.

Атлас – это ткань.

- Вы хорошо справились со всеми заданиями, и ребята подготовили для вас стихотворение. Но сначала рассмотрите иллюстрацию и подумайте, о чём оно. Свои предположения сравните с утверждениями и поставьте “+” или “-“ . (Слайд 9).

СТРУКТУРА – ЭЙ АР ГАЙД.

- Послушайте стихотворение Э. Мошковской “Я рисую”.

8. Инсценирование стихотворения.

- Поменялись ваши предположения? Отметьте. Выскажитесь.

- И мы открываем буквы Кота Леопольда. Какое получилось слово?

V. Итог урока.

- Наш урок подошёл к концу. У нас получилось слово ДРУЖБА. Как вы думаете, а почему именно это слово загадал Кот Леопольд? Вспомните, что он всегда говорил мышатам.

- Правильно. Наверно, он хочет, чтобы и Кот и Щенок из стихотворения, которое прочитали ребята, тоже стали жить дружно. И, конечно же, вы между собой всегда были дружными и никогда не ссорились.

- Давайте ещё раз напомним Коту Леопольду, с какой буквой мы с вами сегодня познакомились?

- Какие два звука обозначает эта буква?

- Чему мы ещё научились на уроке?

Рефлексия.

- Какое у вас было настроение на уроке?

- Какое задание было самым трудным?

- Какое задание было самым интересным?

- Как вы работали?

- С кем было приятно работать?

Работа с “деревом настроений” (Слайд 10).