Основы мировой религиозной культуры и светской этики» Урок 18. Тема: «История религий в России». 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», ОРКСЭ


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: знакомство учащихся с особенностями истории различных религий в России.

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными этапами возникновения и развития православия и других религий в России;
  • раскрыть учащимся ключевые понятия урока;

Ожидаемые результаты урока:

  • учащиеся изучают, как и почему на Руси выбрали христианскую веру, какую роль сыграло православие в истории России;
  • учащиеся научатся использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи;
  • учащиеся усовершенствуют свои умения в процессе коммуникации, чтения и понимания прочитанного, будут отвечать на учебные вопросы разных типов, строить связные высказывания, работать в группах;

Основные термины и понятия:

  • православие;
  • Патриарх;
  • Синод;
  • христианские конфессии.

Форма проведения: групповая

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • презентация;

Ход урока

I. Вводный этап (мотивационно-организационный).

1. Организация деятельности учащихся

2. Актуализация знаний учащихся

- Какие мировые религии вам известны?

- Прочитайте тему урока. “История религий в России” (кадр 1).

- Как вы понимаете тему урока? О чем мы должны узнать на уроке? (кадр 2).

II. Основной этап (информационно-аналитический).

1. Повторение.

Дети сидят в группах.

- О ком мы говорили на прошлом уроке (о славянах).

- Предками каких современных народов стали восточные славяне? (русские, украинцы, белорусы).

- Какой веры они были? (языческой).

Кадр 3. Древние славяне обожествляли явления природы, которые не могли объяснить. В честь них ставили деревянные статуи и приносили им в жертву животных и зерно.

- Как жили и работали славяне в общине? (дружно, помогали друг другу).

- Вот и мы сегодня будем работать дружно, помогать другу, чтобы ответить на основные вопросы урока.

2. Выбор новой веры. (4 кадр).

Князь Владимир – сумел создать государство Русь со столицей в Киеве. Как и большынство людей того времени придерживался традиционной языческой веры.

3. Работа в группах.

Определите работу в группах. Прочитайте статью “Рассказ о выборе веры”.

Составьте вопросы по тексту и запишите их.

Закрепление. Дети одной группы задают вопросы другой группе.

- С какими религиями были знакомы жители Руси?

- Что предпринял князь Владимир, чтобы выбрать религию? (отправил своих послов в разные страны).

- Разыграйте сценку, как это было.

  • Булгария - мусульмане;
  • Хазария - иудеи;
  • Западная Европа – христиане.

(кадр 5-6-7).

- В пользу какой веры был сделан выбор?

4. Рассказ подготовленных учащихся, сопровождается презентацией.

Церковь играла важную роль в жизни страны. Во главе её стоял Митрополит. Посмотрим какой вклад внесла церковь в культуру, самосознание и процветание России:

(кадр 8-9-10).

- Первые школы – с приходом христианства на Руси были созданы первые школы. Обучение велось по церковным книгам на славянском языке, алфавит которого создали Кирилл и Мефодий.

(кадр 11).

- После крещения Руси началось строительство храмов - Софийский собор в Новгороде, Софийский собор в Киеве. Митрополиты, священники часто мирили враждующих русских князей.

(кадр 12-13).

В XIII веке на Русь обрушилось татаро-монгольское иго. Их владычество на Руси продолжалось до конца XV века. В это время особую роль в жизни страны стали играть монастыри. Митрополиты помогали князьям советами.

5. Сергий Радонежский.

Работа в группах.

Самостоятельная работа с текстом.

Выборочное чтение. Выбери из текста строки, которые могут стать подписью к страницам презентации.

(кадр 14).

Преподобный Сергий Радонежский и Троице-Сергиев монастырь.

(кадр 15).

Город Радонеж.

(кадр 16).

Дмитрий Донской и Сергий Радонежский.

(кадр 17).

Поединок на Куликовом поле.

6. Рассказ учителя.

(кадр 18).

После освобождения страны церковь заняла важное место в жизни Русского государства.

(кадр 19).

По руководством Митрополита Макария создан первый печатный станок.

(кадр 20).

Во главе русской православной церкви встал Патриарх

7. Смутное время.

Самостоятельное чтение. Проверка. Работа в группах.

Соотнести вопрос с ответом. На карточках вопросы и ответы, собрать их в пары.

(кадр 21).

- С каким призывом обратился Патриарх Гермоген к жителям Руси. (с воззванием о защите веры и изгнании иноверных захватчиков.

(кадр 22).

- Какую роль сыграл Троице-Сергиев монастырь в освобождении от захватчиков? (во время осады монахи рассылали письма в разные земли Руси, призывая постоять за веру и Отечество).

(кадр 23).

- Что сделали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский? (сплотили ополчение и освободили Москву).

(кадр 24).

- Почему икона Казанской Божьей Матери так почитаема в нашей стране? (с этой иконой Минин и Пожарский освободили Москву).

- В честь чего построен Казанский собор на Красной площади в Москве?

8. Рассказ учителя, просмотр слайдов.

(кадр 25).

- Реформы – раскол – староверы.

(кадр 26).

- Петр 1 – Синод.

(кадр 27).

- Перевод библии на русский язык.

- 4 духовные академии.

- Развитие храмов на Руси и за границей.

(кадр 28).

1917 год. Судьба храмов и религии.

(кадр 29).

Восстановление разрушенных храмов.

III. Рефлексия.

- Что вам особенно понравилось и запомнилось на уроке?

- Что вы можете рассказать о выборе веры?

- Какую роль сыграло православие в России?

IV. Домашнее задание. Ответить на вопросы учебника.