Патриотические объединения как один из способов создания ситуации успеха во внеурочной деятельности учащихся

Разделы: Администрирование школы


Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать.
Франсуа де Ларошфуко

Нынешние выпускники школы должны быть не только грамотностью, но и подготовленными к жизни, чему способствует организация внеурочной деятельности школьников.

Цель внеурочной деятельности – создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора.

Важный момент внеклассной работы и главный смысл деятельности педагогов состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха в любой деятельности и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, получить возможность самореализации, поверить в себя.

Создание ситуаций успеха является созидающим приёмом педагогического воздействия. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребёнка, резко изменить стиль и ритм его деятельности, взаимоотношений с окружающими.

Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности.

Только успех поддерживает интерес ученика к любому виду деятельности.

Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех и в дальнейшей взрослой жизни.

Создавать ситуацию успеха необходимо в различных видах деятельности. Так как патриотическое направление является одним из главных в воспитательной работе школы, подробно я остановлюсь на создании ситуации успеха при организации работы патриотических объединений школьников.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Мы считаем, что самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов.

Работа по патриотическому воспитанию детей в МБОУ “СШ №90 п.Кулой” проводится комплексно, совместными усилиями педагогов, родителей, учащихся и общественности поселка.

На воспитание человека культуры, гражданина и патриота направлен весь учебно-воспитательный процесс. Особое место в нем отводится работе по патриотическому воспитанию во внеучебное время.

Планирование работы происходит в соответствии с Программой развития школы и Программой воспитания школьников на основе ценностей русской культуры “Россиянин”.

Учитывая факт, что воспитательная деятельность в школе организована по различным направлениям, комплексная программа представляет собой систему, состоящую из 6 целевых проектов: Традиция, Здоровье, Подросток, Город мастеров, Семья, Патриот.

Одним из основных направлений реализации проекта “Патриот” является деятельность патриотических объединений школьников “НОРД” и “Кадет”.

Работа патриотических объединений организована на основе нормативно-правовой базы Федерального, регионального, муниципального уровней, воспитательных программ по патриотическому воспитанию и локальных актов школы

Разработано положение о патриотических объединениях в МБОУ “СОШ №90 п.Кулой”.

Цель работы объединений – создание эффективных условий для формирования патриотических и гражданских качеств учащихся, и их всестороннего развития.

Патриотические объединения имеют открытую структуру и существуют на принципах добровольности.

Все решения принимаются на Совете объединений, который проводится не реже одного раза в четверть.

В Совет объединений входят 9 человек: руководитель - преподаватель-организатор ОБЖ, председатель совета объединений, заместитель директора школы по воспитательной работе и 6 членов объединения.

Высшим органом управления военно-патриотических объединений является Общее Собрание, которое созывается не реже одного раза в год.

В 2003 году организован почетный караул.

В 2004 г. начало свою деятельность патриотическое объединение “НОРД”.

Изначально целями объединения было формирование психологически, физически и нравственно здорового человека, который сможет осознавать себя полноправным, ответственным гражданином, защитником своей Родины.

Обучающиеся под руководством педагогов придумали название объединения, эмблему

В состав объединения “НОРД” входят учащиеся 9-11 классов.

Приобретена повседневная и парадная форма для всех членов объединения.

Основные направления деятельности объединения “НОРД”:

I. Учебные занятия по специальным дисциплинам дополнительного образования.

II. Объединение “НОРД” участвует в работе патриотической направленности:

1) Школьного музея.

  • поисково-краеведческая деятельность (старшеклассники осуществляют сбор и оформление материалов о ветеранах Великой Отечественной войны, истории поселка, школы)
  • лекторская деятельность:

Проводят экскурсии для учащихся:

- “Моя малая Родина”

- “Все начинается со школы”

- “И помнит мир спасенный”

- “Никто не забыт, ничто не забыто”

Беседы и экскурсии для общественности поселка (ежегодно):

- “Моя малая Родина”

- “Из истории школы”

- “Войны священные страницы”

- “Предприятия поселка”

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны “Мы помним и чтим ветеранов” (ежегодно).

Встречи с воинами-афганцами.

2) Шефская помощь ветеранам Великой Отечественной войны и пожилым людям (убирают территорию около дома, весной помогают обрабатывать земельные участки)

3) Являются наставниками патриотического объединения школьников “Кадет”, кадетских классов. Организуют и проводят с ними учебные занятия, репетиции по подготовке к мероприятиям.

4) Шефство над воспитанниками объединения “Пересвет” структурного подразделения “Детский сад № 148 “Подснежник” (проводят занятия, принимают участие в мероприятиях).

5) Посильная помощь в укреплении материально-технической базы школы.

Под руководством педагогов старшие кадеты помогали возводить полосу препятствий, восстанавливать тир, осуществляли косметический ремонт школы.

6) Пропаганда патриотических и гражданских идей среди учащихся школы (выступают с беседами, проводят уроки мужества, выступают в качестве судий на различных соревнованиях (по стрельбе из пневматической винтовки), соревнованиях по армейскому четырехборью, помогают в организации и проведении всех военно-спортивных и патриотических мероприятий в школе таких как летний и зимний биатлон, смотр строя и песни, “Зарничка”, “Зарница”. Выступают с почетным караулом на традиционных общешкольных мероприятиях: Вахта памяти, общепоселковые митинги, Путь к успеху, День открытых дверей, России верные сыны, принятие в кадеты).

7) Принимают самое активное участие в мероприятиях, смотрах, конкурсах военно-патриотической и гражданской направленности разного уровня.

Патриотическое объединение “НОРД” - наша гордость.

“НОРД” - восьмикратные победители районной военно-спортивной игры “Зарница”, шеститикратные победители и призеры районного смотра-конкурса почетных караулов ОУ, призеры областного конкурса почетных караулов ОУ и областного слета кадетских классов, призеры областных финалов военно-спортивной игры “Зарница” и соревнований “Школа безопасности”.

Командиры взводов были признаны лучшими командирами в районе на протяжении нескольких лет.

В сентябре 2010 года в МОУ “Общеобразовательная средняя школа №90 п. Кулой” было патриотическое объединение школьников “Кадет”.

В объединение школьников “Кадет” зачислялись учащиеся 6-8 классов на добровольной основе при наличии заявления родителей (законных представителей).

В декабре 2010 года состоялось торжественное мероприятие по посвящению в кадеты, где каждое отделение приготовило показательные выступления.

Воспитанники объединения “Кадет” также принимают участие в работе школьного музея, общешкольных мероприятиях, являются наставниками кадетских классов, выступают в роли судей на военно-спортивных мероприятиях, выступают с почетным караулом на мероприятиях различного уровня.

Учащиеся патриотического объединения школьников “Кадет” являются активными участниками военно-спортивных мероприятий разного уровня.

Патриотическое объединение школьников “Кадет” является трехкратным победителем и призером районного смотра-конкурса почетных караулов ОУ, четырехкратными победителем районной военно-спортивной игры “Зарничка”, призерами областного финала военно-спортивной игры “Зарничка” в г.Онега.

Воспитанники патриотического объединения школьников “Кадет” посещают также другие кружки и секции ОУ, других учреждений дополнительного образования (Школу искусств, ДК).

У всех кадетов есть повседневная форма для занятий по спецдисциплинам. Летом 2011года сшита парадная форма.

Ежедневно по желанию все кадеты посещают утреннюю зарядку до 30 человек.

Занятия в объединении школьников “Кадет” и “НОРД” проходят совместно два раза в неделю.

Режим работы

Пятница:

  • 15.50 -16.00 – построение личного состава;
  • 16.00 – 17.30 – занятия по дополнительному образованию;
  • 17.30 – 17.40 – построение личного состава, подведение итогов.

Суббота:

  • 10.50 – 11.00 – построение личного состава;
  • 11.00 – 14.00 – занятия по дополнительному образованию;
  • 14.00-14.10 - построение личного состава, подведение итогов.

Для занятий по программам дополнительного образования (специальные дисциплины) все кадеты делятся на группы (отделения).

  • 1 отделение: патриотическое объединение “НОРД”;
  • 2 отделение: объединение “Кадет”;
  • 3 отделение: отделение новобранцев.

Дополнительные образовательные программы предполагают расширение кругозора воспитанников и подготовку их по следующим направлениям:

  • Военно-патриотическое
  • Гражданско-правовое
  • Духовно-нравственное
  • Физкультурно-оздоровительное
  • Художественно-эстетическое

Курс обучения включает в себя подготовку по следующим дисциплинам:

  • История МВД, МЧС и Вооруженных сил РФ (Пушкин С.И. – педагог дополнительного образования)
  • Огневая подготовка (Пушкин С.И. – педагог дополнительного образования)
  • Строевая подготовка (Пушкин С.И. – педагог дополнительного образования)
  • Физическая подготовка (Куликов Е.А.. – преподаватель-организатор ОБЖ)
  • Армейский рукопашный бой (Буторин В.И. – педагог дополнительного образования, совместитель)
  • Основы безопасности жизнедеятельности (Куликов Е.А.. – преподаватель-организатор ОБЖ)
  • Основы правовых знаний (Афанасьева О.С. – социальный педагог)
  • Медицинская подготовка (Боровикова Т.Е. – учитель географии)
  • Этика и психология общения (Лебедева Е.Н. – педагог-психолог)
  • “Страницы истории России” (Ждановская Н.Д. – учитель географии и истории)
  • Основы хореографии и бальных танцев (Якшина С.В. – зам. директора по ВР)
  • Туристическая подготовка (Куликов Е.А.. – преподаватель-организатор ОБЖ)
  • Тактическая подготовка (Пушкин С.И. – педагог дополнительного образования)

На базе школы в летний период проходят военно-полевые сборы для воспитанников патриотических объединений в соответствии с положением о военно-полевых сборах.

Обучение учащихся в патриотических объединениях осуществляется педагогическими работниками МБОУ “СШ №90 п. Кулой”.

Для преподавания профилирующих учебных предметов администрация школа привлекает совместителей - специалистов других образовательных учреждений и профильных учреждений и организаций на договорных условиях.

Всего 9 педагогов ведет занятия по специальным дисциплинам, это 1/3 педагогического коллектива.

Выпускникам объединений школьников “НОРД”, “Кадет” выдается удостоверение об окончании курса обучения установленного образца.

Всего в школе на сегодняшний день в патриотических объединениях занимаются учащиеся 5-11 классов.

Методы и приемы создания ситуации успеха:

  • "Эмоциональное поглаживание". Учитель с легкостью раздает комплименты, много раз говорит "молодец", "умница ", "Ребята, я горжусь вами!"
  • Подбадривающие слова, корректность обращений
  • анализ ошибок даёт возможность избежать их в дальнейшем,
  • авансирование успешного результата,
  • внесение мотива: вы должны друг другу помочь, быть внимательны.
  • Персональная исключительность: “Это можешь сделать только ты”, “У тебя получится лучше
  • Формирование положительной "Я"-концепции* у школьников (я многое могу).
  • “Холодный душ”. Уместен для способных учеников, быстро привыкающих к успеху, уверенность которых быстро превращается в самоуверенность.
  • “Эврика”. Создаются условия, при которых ребенок, выполняя задание, неожиданно для себя раскрыл неизвестные для себя ранее возможности и способности ( один мальчик с гордость для себя отметил, что он хорошо двигается в танце, девочке из 8 класса так понравились занятия по медицинской подготовке, что теперь она в серьез задумывается о поступлении в мед.институт).
  • благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.

Создавая возможность для самореализации, педагоги организуют мероприятия (общешкольные и общепоселковые). Стараются организовать выезд ребят на районные и областные конкурсы. Дети и их родители помогают в этом (родители-спонсоры, дети сами зарабатывают деньги на поездку).

В целях пропаганды деятельности патриотических объединений ОУ

  • Выпускаются информационные вестники по патриотическому воспитанию на кулойском телевидении (в 2009 году – 12, в 2010 году-15, в 2011 году – 15, 2012 году – 16, 2012-2013 уч.году – 3, 2013-2014г. - 12, 2014-2015г. - 5);
  • Освещается опыт работы школы по военно-патриотическому воспитанию в средствах массовой информации, на сайте школы;
  • Происходит обмен опытом работы с образовательными учреждениями района, города, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников.

В патриотических объединениях создана удивительная атмосфера общения, когда каждый взрослый ребенку, прежде всего, друг. Ребята приходят на занятия для того, чтобы овладеть необходимыми для себя знаниями. И они находят здесь множество занятий по интересам. Сдружившись, отдыхают многие кадеты тоже вместе.

За 10 лет работы патриотических объединений и кадетских классов кадеты приняли участие в 97 мероприятиях различного уровня, заработали 67 призовых мест.

Командиры взводов были признаны лучшими командирами в районе на протяжении нескольких лет.

Всего в школе кадетским образование охвачено более 120 школьников (“НОРД”, “Кадет”, кадетские классы).

На протяжении 4 лет обучающиеся 3-х классов принимают участие в районном конкурсе “Парад юных войск” (2013г. – 2 место, в 2014г. – 1 место).

Видя хорошие результаты своей работы, педагогический коллектив не останавливается на достигнутом. В 2014-2015 учебном году ряды патриотического объединения школьников “Кадет” пополнились обучающимися начальных классов (3-4 классы).

Выпускниками стали 56 человек (многие выпускники поступают в военные училища, ВУЗы или идут служить в выбранные ими воинские части, становятся профессиональными военными).

В результате работы патриотических объединений ребята стали более доброжелательными, добрыми, толерантными, высилась самооценка, проявились их творческие способности, они раскрыли себя в различных видах деятельности (кому-то очень понравилось изучать историю России вне школьного курса, кто-то узнал о своих физических способностях, показал себя как отличного стрелка, очень многим нравятся бальные танцы и они с удовольствием выступают на мероприятиях, почти все умеют оказывать первую медицинскую помощь).

Подтвердилось и следующее утверждение: “как только школьник испытывает ситуацию успеха во внеурочной деятельности, где он может быть успешен, тогда он может данный опыт перенести в учебную деятельность”. Так 2 ученика, ранее обучающиеся с тройками, прозанимавшись в объединении год, вышли хорошистами.

Ребята из патриотических объединений гордятся своими успехами, но останавливаться на достигнутом не собираются и считают, что главные их победы еще впереди.

Благодарны работе патриотических объединений в нашем ОУ не только дети, но и их родители. “Патриотические объединения дают путевку в жизнь. Мы будем спокойны за своих детей в будущем”, - с благодарностью говорят родители.

Деятельность педагогического коллектива школы по вопросам воспитания у школьников патриотических начал за последние годы привела к реальным результатам:

  • Повысился уровень сотрудничества МБОУ “СШ №90 п.Кулой” с общественностью в вопросах гражданского и патриотического воспитания.
  • Расширились воспитательные возможности школы.
  • Внесены изменения в организацию досуга школьников.
  • Увеличился рост вовлеченности учащихся школы в содержательную деятельность, влияющую на нравственное здоровье.
  • Привлечено внимание взрослого населения к общественной жизни школы.
  • Усовершенствована работа по повышению статуса ветеранов Великой Отечественной войны, локальных войн и труда.
  • Увеличился охват системой дополнительного образования в школе с 60% до 75%.
  • У учащихся появилось желание активнее принимать участие в военно-спортивных мероприятиях. Наибольшая активность учащихся в следующих мероприятиях: смотр строя и песни, легкоатлетический кросс, летний биатлон, зимний биатлон, соревнования по стрельбе из пневматической винтовки, соревнования по армейскому четырехборью, военно-спортивная игра “Зарница”.
  • Увеличилась результативность участия школы в военно-спортивных мероприятиях различного уровня.

Использование ситуации успеха способствует повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, реализации в творческой деятельности, а также учащиеся осознают себя полноценной личностью. Переживание успеха внушает им уверенность в собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха; положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающемумиру.