История города Байконур в постсоветский период (1991–2014 гг.). Нормативная правовая база функционирования комплекса «Байконур» в условиях аренды

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи урока:

  • Образовательная цель: познакомиться с историей города Байконур 1991–2014 гг., рассмотреть основные положения нормативной правовой базы функционирования комплекса “Байконур”, изучить понятия “собственность”, “права собственности”, “аренда”, определить причины и состояние этнического разнообразия жителей города Байконур на современном этапе.

Развивающая цель:

  • развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности; развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; развитие умений анализировать экономическую и политическую ситуацию на постсоветском пространстве; формирование навыков работы с документами; развитие навыков грамотной устной речи.

Воспитательная цель:

  • воспитывать интерес к истории своего города, уважение к правам человека; воспитывать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Тип урока: изучение нового материала с элементами дискуссии и эвристической беседы.

Методы обучения: репродуктивные (вступительные часть учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа с документами), диалогические (эвристическая беседа).

Формы работы: вступительное слово учителя, сообщения-презентации учащихся об этапах современной истории города Байконур, эвристическая беседа, работа с текстами документов, обсуждение проблемных вопросов.

Средства обучения: интерактивная доска, проектор, тексты документов (Договор аренды комплекса “Байконур” между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан, Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 28 марта 1994 г. об основных принципах и условиях использования космодрома “Байконур”, Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 23 декабря 1995 г. о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти), раздаточный материал.

ПЛАН УРОКА.

1. Современная история города Байконур (1991 – 2014 гг.).

2. Понятия “собственность”, “права собственности”, “аренда”.

3. Нормативно-правовая база функционирования комплекса “Байконур”.

4. Этнорелигиозное разнообразие жителей города Байконур: причины, современное состояние.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Фронтальная беседа по изученному материалу:

1. Какая дата считается датой основания города и космодрома Байконур и почему? (официальным днём рождения космодрома считается 2 июня 1955 года, когда директивой Генштаба была утверждена штатная структура Пятого научно-исследовательского испытательного полигона и создан штаб полигона – войсковая часть 11284.)

2. Какие должностные лица на начальном этапе становления Байконура осуществляли ключевые функции по управлению им? (генеральный конструктор – Королёв С.П., начальник космодрома – Нестеренко А.И.)

3. Назовите последовательно названия и административно-территориальный статус, характерный для Байконура в советский период (02 июня 1955 г. директивой Генерального штаба Министерства Обороны СССР была утверждена организационно-штатная структура 5 Научно-исследовательского испытательного полигона. В соответствии с этой директивой было начато строительство поселка, получившего неофициальное название “Заря”. В 1955 г. совместным решением Министерства связи и Министерства обороны СССР был установлен условный почтовый адрес для войсковых частей полигона “Байконур” – “Москва-400”. В конце 1956 г. был установлен новый почтовый адрес – “Кзыл-Орда-50”, позднее замененный на “Ташкент-90”, действовавший до конца 1960-х гг. Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 29 января 1958 г. поселку, неофициально называвшемуся “Заря”, было присвоено название “Ленинский”. В 1969 г. поселок Ленинский получил статус города под названием Ленинск.)

4. Какие выдающиеся государственные и общественные деятели СССР и зарубежных стран посещали город Ленинск в советское время (Н.С. Хрущёв посещал город Ленинск (Байконур) в январе 1962 г. и в сентябре 1964 г., 25 июня 1966 г. город Ленинск посетил президент Франции Ш. де Голль, которому космодром и город показывал лично Л.И. Брежнев; с 19 по 21 октября 1969 г. город и космодром принимал партийно-государственные делегации Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии и специально приглашённые делегации Кубы и Монголии, которые лично сопровождали Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин и маршал А.А. Гречко; 7-8 октября 1970 г. – президент Франции Ж. Помпиду и др.).

5. Назовите ключевые, по вашему мнению, особенности политико-правовой и социально-экономической жизни г. Ленинск в советское время (режимный статус города, незначительная роль гражданских органов исполнительной власти в управлении городом, централизованное снабжение, сравнительно высокий уровень жизни населения, непостоянство состава населения, связанное со спецификой военной службы)

6. Назовите крупнейшие с тройки города Ленинск в советский период; дайте оценку роли военных строителей в становлении города и космодрома Байконур? (ТЭЦ, аэропорт, жилые кварталы. Так, во второй половине 1960-х гг. начата застройка четырёх- и пятиэтажными кирпичными домами (с плоской крышей) новых обширных кварталов в границах улиц Советской Армии — Янгеля — Неделина — Ниточкина — Речная. В конце 1960-х гг. — начале 1970-х гг проводилась застройка пятиэтажными кирпичными домами микрорайона, получившего неофициальное название “Даманский” — в границах улиц Мира — Янгеля — Сейфуллина — Карла Маркса. В середине 1970-х гг. застройка этого квартала продолжилась пятиэтажными панельными домами; эти же дома возводились и по улице Горького (бывшей Коммунальной) от ул. Неделина до ул. Советской Армии. К концу 1970-х гг. численность населения Ленинска достигла 70 тыс. жителей. Бурный рост города происходил в 1980-х гг. в связи с развитием космической программы “Энергия-Буран”, обусловившим большой приток специалистов со всего СССР. Широкое применение получили панельные пятиэтажные дома новой серии (белого цвета); сначала они, в порядке уплотнения имеющейся застройки, возводились в микрорайоне “Даманский” по улицам Мира и Янгеля, а затем, к середине 1980-х гг., начато строительство новых больших микрорайонов в юго-западной части города — Пятого, Шестого, Седьмого. Помимо 5-этажных, в этих районах в значительном числе строились и 9-этажные дома (преимущественно панельные). Во второй половине 1980-х гг. построен артезианский водозабор “Дальний” (примерно в 100 км к югу от Ленинска) в связи с резко возросшими потребностями космодрома в воде из-за разворачивания программы “Энергия-Буран” (до этого момента в Ленинске был только речной водозабор на реке Сырдарье, и вода в городе была солёная и неприятная на вкус). Был построен также водозабор “Ближний” (15 км южнее Ленинска) и водовод большого диаметра от “Дальнего” через “Ближний” до Ленинска; именно усилиями личного состава военных строителей от рядового до генерала была создана и поддерживалась в работоспособном состоянии инфраструктура города Ленинска и космодрома Байконур: на первом этапе строительства было задействовано свыше 20 тыс. солдат и офицеров, а руководителем строительства был назначен военный строитель генерал-майор Г.М. Шубников.)

7. Найдите на карте и дайте краткую климато-географическую, социально-экономическую и этнографическую характеристику региону, в котором располагается город Ленинск и космодром Байконур? (посёлок Тюра-Там Кзыл-Ординской области, рядом с которым находится город Байконур, – пустыня в Казахстане к востоку от Аральского моря, вблизи одной из крупнейших рек Средней Азии Сырдарьи и железной дороги Москва—Ташкент. Преимуществами места как полигона для запусков послужили более трёхсот солнечных дней в году и относительная близость к экватору).

8. Какая космическая программа послужила мощным импульсом для развития города Ленинска и способствовала существенному увеличению численности его населения? (космическая программа по созданию и запуску универсальной многоразовой транспортной космической системы “Энергия-Буран”).

Слово учителя: “Как Вы прекрасно знаете, в 1991 г. Советский Союз распался и на его территории из бывших союзных республик образовались 15 новых независимых государств. Комплекс “Байконур”, на котором работали, прежде всего, специалисты из РСФСР – теперь Российской Федерации – оказался на территории независимого и суверенного государства – Республики Казахстан. Встал немаловажный вопрос: кто будет заниматься поддержанием инфраструктуры города и космодрома, эксплуатацией космодрома, содержанием жителей города Байконур. Именно с такого сложного, отчасти даже трагического момента начинается современная история нашего города и космодрома”.

III. Изучение нового материала.

1. Короткие сообщения-презентации учащихся об основных вехах современной истории города Байконур (сообщения готовят по 2 человека):

  • “1991 – 1994 гг.: жизнь и быт наших родителей в переходный период” (“казахстанский” период – Глава администрации города Ленинска с 17.02.1992 по 23.09.1994 гг. – Брынкин В.А.)
  • “1994 – 2002 гг.: налаживание жизни города и космодрома в условиях российской аренды” (начало “российского” периода – Глава администрации города Байконур с 23.12.1994 по 15.05.2002 гг. – Дмитриенко Г.В.).
  • “2002 – 2013 гг.: город Байконур – город нашего детства” (развитие города во время замещения должности Главы администрации города Байконур с 16.05.2002 по 10.13.2013 гг. Мезенцевым А.Ф.)

[Для подготовки учащимся предлагается использовать интернет-сайты об истории города, например:

а) http://www.baikonuradm.ru/index.php?mod=2402 (раздел: “История формирования администрации города Байконур” на официальном сайте администрации города Байконур),

б) архив журнала “Новости Космонавтики” по адресу http://novosti-kosmonavtiki.ru/) и др., а также такие печатне издания, как

в) Байконур – космические и земные орбиты: Фотоальбом / Авт.-сост. А.Я. Сорокин. Караганда, 2012;

г) Международный космический порт Байконур / Авт.-сост. А.Я. Сорокин. Караганда, 2010;

д) Байконур. От “Кедра” до “Варяга”... 1961 – 2011 / Авт.-сост. А.Я. Сорокин. Караганда 2010;

е) Байконур – начало XXI века / Авт.-сост. А.Я. Сорокин. Караганда, 2008; ж) Пономарёв Г.П. Байконур. Прыжок в космическую бездну. Киев, 2011 и др.

Слово учителя: “Мы с вами увидели, как сильно изменилась жизнь нашего города, город и космодром стали совсем другими, нежели в советское время. Каким же образом в таких непростых условиях распада Советского Союза и раздела имущества между новыми независимыми государствами Россия и Казахстан сумели найти форму взаимовыгодного сотрудничества, чтобы наш город процветал и мы имели возможность мирно и полноценно здесь жить, учиться и работать?”

2. Повторение ключевых обществоведческих понятий, необходимыми для изучения документов:

Слово учителя: “Прежде, чем обратиться к изучению основных документов, регулирующих правовое положение комплекса “Байконур”, мне бы хотелось остановиться с вами на некоторых базовых обществоведческих понятиях и вспомнить их содержание.

а) Собственность – это...? (ответы учащихся) (“Собственность – 1) как экономическая категория представляет собой общественно-производственное отношение по поводу присвоения лицами – индивидуумами и коллективами – предметов природы, естественных и созданных трудом; 2) как юридическая категория означает принадлежность имущества определенным лицам - индивидам или коллективам на определенных условиях и в определенных формах”).

б) Назовите три права собственности, обладание которыми делает человека полным собственником? (ответы учащихся) (Право владения, право пользования и право распоряжения).

в) Какие из трёх, перечисленных вами, прав можно безболезненно передать другому субъекту, оставаясь при этом собственником вещи? (ответы учащихся) (право владения и право пользования) => передача этих прав за определённую сумму денег обозначается словом “аренда” – то есть, договор (а также его исполнение), по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

[По мере обсуждения данные понятия записываются учащимися в тетрадь]

3. Изучение нормативно-правовой базы функционирования комплекса “Байконур”:

Слово учителя: “Как мы с Вами слышали в сообщении учащегося “имярек”, не сразу удалось определить юридический статус города и космодрома, только в 1994 г. стороны заключают первый договор, за которым последуют ещё ряд международных договоров и соглашений, на основе которых мы здесь с вами и живём.

Давайте ознакомимся с содержанием трёх базовых для нашего города и космодрома нормативно-правовых актов”.

[Учитель раздаёт тексты документов – см. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3 (а также таблицу для работы с документами – Приложение 4), изучает их содержание вместе с учащимися с помощью метода “комментированное чтение”, одновременно инициируя мини-дискуссии по таким вопросам, как: “Цена вопроса – 115 млн. долларов за аренду – это много или мало?”, “Байконур или Байконыр: как вы видите будущее нашего города, перспективы его развития?”, “Байконур без России: быть или не быть?”

По мере работы с документами учащиеся заполняют следующую таблицу, которую вклеивают в тетрадь:

Основные содержательные единицы международных договоров и соглашений по городу, космодрому и комплексу “Байконур”

1 Субъекты договора (соглашения)  
2 Объект договора (соглашения)  
3 Предмет договора (соглашения)  
4 Основные органы государственной власти Российской Федерации на комплексе “Байконур”, основные должностные лица и порядок их назначения  
5 Органы государственной власти Республики Казахстан на комплексе “Байконур”  
6 Основные условия аренды  
7 Стоимость аренды  
8 Порядок оплаты  
9 Статус города Байконур  
10 Общественный Совет самоуправления города Байконур  
11 Жители города Байконур, их права и обязанности  
12 Права и обязанности сторон договора (соглашения)  
13 Отделимые и неотделимые улучшения  
14 Основные источники формирования бюджета города Байконур  
15 Основные полномочия Главы администрации города Байконур  

4. Этнорелигиозное разнообразие жителей города Байконур: причины, современное состояние.

Слово учителя: “Работая с документами, мы с вами увидели, что в 1990-е гг. была создана серьёзная правовая база, которая обеспечила гражданам России и Казахстана любых национальностей равный доступ ко всем социальным, экономическим и духовным благам в качестве жителей города Байконур. Несмотря на закрытый статус города, количество его жителей неуклонно возрастает, значительно меняется этнорелигиозный состав, осложнённый ситуацией с официальным проживанием на территории города Байконур граждан двух государств. Перепись 2010 г. показала, что из 72 тыс. человек, гражданами Российской Федерации являются 20,1 тыс. человек, остальные – граждане Республики Казахстан”.

Как Вы думаете, почему это происходит? (ответы учащихся)

Представители каких национальностей и религий проживают в нашем городе? (ответы учащихся)

Представители каких национальностей и религий учатся в Вашем классе? (ответы учащихся).

Слово учителя: “К сожалению, официальных данных об этнорелигиозном составе жителей города Байконур нет, но мы с Вами, исходя из истории и собственного повседневного опыта, можем определить основные этнические и религиозные группы нашего города – это русские, казахи и довольно стабильная община корейцев. Соответственно, по религиозной принадлежности – это христиане, мусульмане и буддисты. Именно культуре, религии, традициям и обычаям представителей этих народов мы с вами и посвятим наши последующие беседы”.

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

Дополнить таблицу “Основные содержательные единицы международных договоров и соглашений по городу, космодрому и комплексу “Байконур”.

Подготовить сообщения-презентации на тему “Религиозные верования и представления русских / казахов / корейцев”, предварительно разбившись на три группы.

7.05.2015

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306