Ресурсы и отдых в жизни педагога (новогодний тренинг для учителей, активизация личных ресурсов, профилактика эмоционального выгорания)

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: учитель, школьная психология, педагог-психолог, эмоциональное выгорание, личные ресурсы


Конец первого полугодия – время, когда у педагогов накапливается усталость, эмоциональное напряжение. Они тратят много сил и энергии на образовательный процесс, забывают о своих желаниях и потребностях, ставя их на последнее место, что приводит к эмоциональному выгоранию. В нашей школе сложилась традиция: каждый год, в конце декабря, мы выезжаем на базу отдыха для проведения семинара-тренинга для учителей с целью повышения стрессоустойчивости и профилактики эмоционального выгорания. Такая работа с учителями инициирована нашей администрацией: Новый год – хорошая точка для восстановления личных ресурсов и очень важно, чтобы учителя набрались сил перед трудным вторым полугодием (известно, состояние физического, эмоционального и умственного истощения снижают продуктивность работы педагога). Также это способ групповой рефлексии достигнутых результатов за прошедший год и возможность постановки профессиональных и личных целей на будущий год.

Такая работа тесно связана с нашими наблюдениями: за первое полугодие у педагогов копится много бумажных дел, которые часто откладываются “на выходные” и “на каникулы”. Как следствие, желание отдохнуть часто сопровождается чувством вины (“Вот, лежу, телевизор смотрю вместо того, чтобы тетради проверить”). Поэтому одной из задач тренинга стало снятие чувства вины за необходимый отдых у педагогов.

Занятие разделено на 4 части: разминка, основная часть (работа в группе), основная часть (индивидуальная работа), заключение (подарки).

Цели и задачи тренинга.

  1. Сплочение коллектива.
  2. Поиск личных ресурсов.
  3. Постановка профессиональных и личных целей на будущий год.
  4. Установка на качественный отдых и снятие вины за него.

Общее время: 1,5 часа.

Необходимые материалы.

- Ватман чистый – 1 шт.

- Ватман со схематичным изображением елки, поделенный на 4 равные части. С обратной стороны каждой части необходимо приклеить кусочки двустороннего скотча для соединения в общую композицию.

- Красная или желтая звездочка из ватмана.

- Карандаши и фломастеры.

- Музыка.

- Клей.

- Салфетки, вата и иные материалы для украшения.

- Конверты с подарками.

- Костюм деда мороза или снегурочки (по возможности).

- Распечатанные материалы-подарки на цветной бумаге.

Разминка

1. Упражнение “Кто родился в мае…” (15 минут)

Группа рассаживается по кругу. Учителям объясняется, что сейчас будет проводиться игра, с помощью которой они смогут лучше узнать друг друга. Называется личностное качество или описывается ситуация и участники, по отношению к которым справедливо высказывание, выполняют определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: “Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами”. Темп игры должен возрастать. Варианты высказываний:

– у кого голубые глаза – трижды подмигните;
– тот, кто сегодня утром  съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;
– кто родился осенью, пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним;
– кто любит кошек, трижды промяукайте;
– у кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это его не касается;
– кто пьет кофе с сахаром и молоком, загляните себе под стул;
– у кого есть веснушки, пробегите по кругу;
– замужние опишите в воздухе большую восьмерку рукой;
– пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;
– тот, кого принуждали прийти в эту группу, должен затопать по полу ногами и крикнуть: “Я не позволю себя заставлять!”;
– у кого есть собственные дети, подпрыгните (один прыжок за каждого ребенка);
– кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;
– кто изредка мечтал стать невидимым, закройте лицо ладошками;
– тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажется как это делается;
– кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть: “Хватит!”.

2. Упражнение “Дракон-принцесса-рыцарь” (10-15 минут)

(Упражнение взято с сайта Prazdnikisvami.ru. (Режим доступа: http://prazdnikisvami.ru/archives/310))

Группа делится на 2 команды. Затем учителям объясняются правила игры. Принцип игры напоминает детскую считалку “камень-ножницы-бумага”. Только вместо этого команда должна невербально (без слов) изобразить дракона, принцессу или рыцаря. Так, Дракон выпускает вперед когтистые лапы, обнажая оскал острых клыков и испуская устрашающий рык. Рыцарь резко атакует своим мечом, издавая воинственный клич. Принцесса маленькая, нежная, веселая. Ножки ее пляшут, ручки держат подол, а сама она напевает: "ля-ля-ля".

Правила просты: дракон побеждает принцессу (съедает), принцесса – рыцаря (очаровывает), а рыцарь - дракона. Командам дается около 15-20 секунд перед каждым раундом для того, чтобы участники договорились, какого персонажа будут изображать. После чего команды выстраиваются в шеренгу друг напротив друга и по сигналу ведущего показывают персонажа.

За каждый тур победившая команда получает 1 очко – в случае победы. Игра ведется до 3х очков.

3. Упражнение “Поделимся на группы”

Психолог просит учителей объединиться в группы по названным признакам:

- ваше любимое новогоднее блюдо?

- ваш любимый вид отдыха?

- время года, в которое вы родились. (10 минут)

Основная часть

4. Упражнение “Новогодняя елочка” (35-40 минут)

После того, как учителя разделились на 4 группы по временам года, каждой группе раздается по 1 четвертинке ватмана со схематичным изображением елки (Приложение 1). Учителям дается следующая инструкция: “Скажите, какой самый важный символ Нового Года? Правильно, ёлочка. И наверняка каждый из вас любит ее наряжать и украшать. Сейчас мы предлагаем вам зарядиться новогодним настроением и нарядить ёлочку.

А украшать мы будем ее с помощью следующих предметов на ваш выбор:

Шары – дела и значимые проекты (“Во что мы в этом году вкладывали силы, время и душу”). Подпишите, что это за проекты.

Свечки – моменты волшебства; события, проливающие свет и дающие смысл педагогической деятельности. Подпишите, что это.

Подарки – как материальные, так и нет, которые вы получили в течение года. Подпишите, что это за подарки и от кого.

Звездочки – это желания, которые вы загадываете на будущий год.

Иные украшения на ваш выбор. Подготовьте выступление от вашей группы.”

На выполнение задания отводится 10-15 минут, во время которых играет бодрая музыка. После окончания времени каждая группа представляет свою часть работы. Психолог прикрепляет на чистый ватман четвертинки с помощью двустороннего скотча для получения единой композиции.

После завершения представлений психолог спрашивает, понравилась ли учителям такая работа в группах. Затем прикрепляет на макушку ёлки звездочку со словами “Работа сообща ведет к чудесному результату, а взгляд каждого создает неповторимость того, что мы делаем. Несмотря на то, что мы все очень разные, мы – вместе и это – прекрасно. А символом этого будет вот эта звездочка на макушке елки”.

5. Упражнение “Я дарю себе…” (10-15 минут)

Для восстановления личных ресурсов учителям необходимо дать для ответа на вопрос: что я могу сделать для себя с целью поднятия настроения и душевных сил?

Для этого каждому участнику раздается открытка (Приложение 2) и дается следующая инструкция: “Скажите, кто летал когда-либо самолетом? Помните ли вы, какие правила пользования кислородной маской в случае поломки самолета? Правильно: сначала одеть маску себе, а затем – ребенку. Такая последовательность дана не случайно: если вы не спасете себя, возможно, уже будет некому спасать других. Так и в нашей работе: необходимо заботиться не только о своих подопечных, но и о себе. Сейчас у каждого из вас будет время подумать и ответить на следующие вопросы:

- Что в новом году вам бы хотелось?

- Что в вы обязательно…?

- Что вы пообещаете себе?

- Какие 3 главные цели у вас на грядущий год?

Возьмите те карандаши или фломастеры, которые вам нравятся, и письменно ответьте на эти вопросы. Эти открытки никому не нужно будет озвучивать, они останутся у вас. Время на работу - 10 минут.

Заключение

6. Упражнение “Новогодний подарок”

Ведущий:“Как известно, в Новый год принято дарить подарки. Вот и у нас есть подарок для каждого. И пока вы работали со своими открытками, к нам в гости пришел Дед Мороз, чтобы поздравить каждого лично”.

Дед Мороз (или психолог) раздает каждому участнику тренинга заранее подготовленные именные конверты, которые содержат следующее:

- Шутливую справку-освобождение от работы, действующую до окончания праздников. Мы использовали готовую форму-кубарик "Справка об Освобождении от работы" (Бюро находок) (Приложение 3), но ее можно изготовить и самим. Внизу данной справки указано ответственное лицо – педагог-психолог, что психологически помогает учителям принять разрешение на отдых (“Психолог мне разрешил, мне не нужно решать самому”).

- Информация о творческой лени (Приложение 4). Это также очень важный пункт, который, с одной стороны, дает учителям разрешение на отдых и лень без чувства вины, с другой стороны – учит конструктивному отдыху. Психолог должен пояснить группе, что это такое.

- Советы от Муми-троллей (Приложение 5), оформленные в виде предсказаний

(Подборка материала взята с сайта ADME.RU (Режим доступа: http://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/pravila-zhizni-mumi-trollej-549455/ ))

Список литературы:

  1. Архангельский Г.А., Бехтерев С.В., Лукашенко М.А., Телегина Т.В.; под ред. Г.А.Архангельского, М.: Маркет ДС, 2008. 288 с.
  2. Юманова Н.О. Тренинг для молодых специалистов (Режим доступа: estival.1sept.ru/articles/567396/)