Мысль семейная в русской литературе XIX века. Итоговое повторение в конце года

Разделы: Литература


Цели:

  • систематизация и закрепление изученного в 10 классе;
  • развитие речи и памяти, умений синтеза и анализа;
  • развитие умения работать в коллективе;
  • подготовка к итоговому сочинению за курс 10 класса;
  • нравственное воспитание (показать значение семьи в жизни человека, в формировании личности).

Методы:

1. Анализирующе-интерпретирующий (поисковый, исследовательский) метод.

Цель: более глубокое проникновение в литературное произведение.

2. Синтезирующий метод (реализует двойной аспект: искусство и наука в преподавании литературы).

Цель: комплексная умственная деятельность учащихся на заключительной фазе работы, требование высокой степени творческой деятельности учащихся.

Задача учителя: Метод проявляется через приемы: Метод развивает: Виды деятельности учащихся:
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД
Помочь учащимся освоить произведение, осмыслить его, разрешить возникшие нравственные, социальные, художественные проблемы.

Важно помочь учащимся решить эти проблемы; учить анализировать произведение, понимать его единство в многообразии его компонентов, учить размышлять, оформлять свои размышления в словах, в связной, последовательной, доказательной речи - устной или письменной. В работе с этим приемом важно, чтобы:

ДИСПУТ

1. Школьники уяснили суть проблемы для обсуждения;

2. Сумели обосновать свое суждения фактами;

3. Сумели выслушать доводы других, обосновать свои "за" и "против";

4. Уточняли значение понятий терминов.

1. Обучение учащихся анализу текста художественного произведения, анализу эпизода, нескольких взаимосвязанных эпизодов целого произведения; образов героев; языка; композиции произведения, сопоставление различных произведений;

2. Постановка системы вопросов, причем ответ на каждый вопрос логически предполагает переход к следующему вопросу или соответствующим заданиям;

3. Самостоятельный поиск учащимся существенной проблемы для анализа, попытаться ответить на вопросы, разрешить проблемы.

Способствует дальнейшему овладению учащимися

анализом художественного произведения.

Развивает научную, критическую мысль учащихся. Развивает их литературные способности.

Учит самостоятельному приобретению знаний.

Развивает умения специального анализа литературного произведения.

  • Пересказ как прием анализа;
  • Подбор цитат для ответа на поставленный вопрос;
  • Анализ образа героя, сравнительная характеристика героев;
  • Составление плана к своему развернутому ответу, к докладу и сочинению;
  • Конспективное изложение результатов анализа произведения, сравнительного анализа произведений разных искусств, анализа поставленной проблемы;
  • Выступление на диспуте.
  • Сочинение на частные темы как результат своей работы над произведением.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД
Учитель не только ставит ряд вопросов или проблем, но и разъясняет пути их решения, учит собирать материал, анализировать, систематизировать его, показывает или разъясняет условия или приемы работы. Выдвижение учителем проблемы для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами учащихся или отдельными из них.

(Учитель указывает источники, предлагает ряд тем сочинений)

Развивает мыслительные и речевые способности.

Развивает память.

Развивает умения анализировать и систематизировать

материал.

Развивает умение отбора нужного материала из собранного эвристическим путём.

1. Самостоятельный анализ части, эпизода изучаемого произведения. 2. Сопоставление в тематическом, проблемно-идейном, теоретико-литературном, историко-литературном, планах двух или нескольких произведений.

3. Сопоставление, анализ высказанных в критике нескольких точек зрения на произведение, образа героя с обоснованием своего мнения.

4. Сопоставление литературного произведения с его экранизацией.

5. Самостоятельная оценка литературного произведения, героев.

Цели и задачи реализуются с помощью: диспута, презентации, доклада. Поскольку данный урок тесно связан с реализацией годового проекта “Книга в кино”, на уроке выступают приглашённые ученики 11-го класса (3-4 человека), которые написали исследовательские работы по произведениям программы 10-го класса.

Итогом урока является разработка тезисов для домашнего сочинения по русской литературе 19 века.

Внутрипредметные и межпредметные связи: урок тесно связан с уроками

№№ 101-102 (итоговые уроки по зарубежной литературе, поскольку тоже делается акцент на значение семьи в человеческой жизни), а также с киноискусством, историей и программой по литературе 11 класса.

Этапы урока.

1. Организационный. Постановка задач, формулировка вопросов, проблем, распределение по группам, раздача материала (по жребию).

2. Работа в группах.

Темы:

“Деспотизм в семье” (“Гроза”, “Бесприданница”, “Господа Головлёвы”, “Война и мир”)

“Избыток любви, калечащий личность” (“Обломов”, “Отцы и дети”)

“Притворство, подчинение требованиям света” (“Евгений Онегин”, “Герой нашего времени”, “Анна Каренина”, “Война и мир”)

“Страсть без приложения души” (“Леди Макбет Мценского уезда”, “Анна Каренина”)

“Оторванность от родины” (“Вишнёвый сад”, “Обломов”, “Евгений Онегин”)

3. Презентация и обсуждение результатов. Выступление представителей групп, диспут, формулировка выводов и их обоснование.

4. Выступление приглашённых представителей 11 класса (краткий доклад с демонстрацией слайдов или кадров к\ф).

5. Формулировка итоговых выводов:

  • Недостаток родительской любви, деспотизм, авторитарность так же губительны для воспитания ребёнка, как и избыточная родительская забота.
  • Семья, построенная на лицемерии, на постулате “что люди скажут”, на подчинении светским законам – непрочна.
  • Страсть, не подкреплённая духовностью, приводит к трагедии.
  • Чтобы построить крепкую, счастливую семью, воспитать самостоятельную, нравственно-здоровую личность, надо… (ответ на этот вопрос ученики должны дать в домашнем сочинении).

6. Индивидуальная работа по составлению тезисов сочинения.

7. Подведение итогов. Выставление оценок.

8. Домашнее задание. Сочинение по теме урока, дающее ответ на вопрос (см. выше № 5).

23.03.2015