Программа «Я в мире, мир во мне» (психологическая безопасность подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и детей-мигрантов)

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


В свете сложившейся социально-экономической и политической ситуации не только в России, но и приграничных государствах, отмечается рост количества детей, которые по различным причинам оказались в трудных жизненных условиях. По нашим наблюдениям, а также по заключению ряда других специалистов, подростки, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, испытывают серьёзный стресс, не имеют достаточных навыков совладания с собственными эмоциональными переживаниями, испытывают затруднения в общении, склонны проявлять агрессивное поведение, затрудняются в выстраивании сколько-нибудь определенной жизненной позиции, не умеют сотрудничать с представителями других культур. Это актуализировало необходимость разработки специальной программы занятий по обеспечению психологической безопасности подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и детей-мигрантов “Я в мире, мир во мне”.

Программа реализуется в течение года в рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся. Работа в рамках данной программы направлена, прежде всего, на развитие элементарных навыков общения, умений сотрудничать, прислушиваться к мнению другого, уступать. Кроме этого, в систему работы включено обучение детей приемлемым способам избавления от гнева и других негативных эмоций. Важным в работе с детьми является развитие способности анализировать свое поведение, чувства, качества личности, а также формирование чувства эмпатии и других положительных качеств (толерантности, ответственности за свои поступки и др.). Эта работа создает условия для оптимальной социальной и психолого-педагогической адаптации ребенка путем развития его личности.

Цель программы: создание условий для личностного роста подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, и детей-мигрантов.

Задачи:

  • развитие навыков восприятия невербальной информации;
  • тренировка навыков выражения эмоций;
  • обсуждение ситуаций переживания горя, потери близких;
  • формирование навыков борьбы со стрессам;
  • формирование навыков умения активно слушать;
  • формирование навыков использования невербальных элементов общения;
  • формирование навыков начинать, поддерживать и прекращать разговор;
  • тренировка уверенного в себе поведения;
  • отработка навыка сказать “нет”;
  • выработка стратегии поведения при встрече с новой культурой.

В соответствии с целью и задачами программа работы состоит из четырех блоков:

I. Как справиться с эмоциями. Горе и потеря. Стресс (4 занятия).

II. Развитие навыков общения (3 занятия).

III. Тренировка уверенного поведения (2 занятия).

IV. Столкновение культур: толерантность и сотрудничество (1 занятие).

Программа рассчитана на детей-подростков 12-16 лет (обучающихся в 6-9 классах средней школы). Включает в себя 11 занятий по 2 академических часа, проводимых с периодичностью один раз в неделю. Таким образом, программа может быть реализована в условиях массовой школы в течение учебной четверти. Число детей в группе: 9-12 человек. Помещение для занятий должно позволять расставить стулья для участников по кругу. Проведение ряда занятий требует специальной подготовки (квалификации) ведущего, поэтому в качестве ведущего будет выступать психолог.

Все занятия проводятся в форме практических занятий частично содержащих информационные блоки.

Групповые методы и методические средства, используемые при реализации программы:

  • информирование;
  • мини-лекции;
  • психогимнастические упражнения;
  • групповая дискуссия;
  • анализ ситуаций;
  • мозговой штурм;
  • дебрифинг.

Планируемые результаты реализации программы:

  • гармонизация внутреннего эмоционального состояния;
  • повышение самооценки;
  • повышение стрессоустойчивости;
  • снижения уровня агрессивности
  • развития навыков общения.

Тематическое планирование занятий

Тема занятия Цель занятия Кол-во часов
1 Знакомство. Знакомство ведущего с участниками группы, знакомство участников между собой, с целями и программой занятий, выработка правил работы в группе. 2
2 Эмоции. Виды эмоций. Знакомство с видами эмоций; достижение понимания того, что испытывать любые эмоции – это нормально; развитие навыков восприятия невербальной информации, отражающей эмоциональные состояния человека. 2
3 Учимся управлять своими эмоциями. Знакомство со способами овладения своими эмоциями, тренировка навыка выражения эмоций. 2
4 Горе и потеря. Обсуждение вопросов, касающихся конечности жизни человека, ситуаций переживания горя, потери близких. 2
5 Стресс. Способы борьбы со стрессом. Изучение понятия стресса и его стадий, способов борьбы со стрессом, отработка навыков борьбы со стрессом. 2
6 Умение слушать. Исследование приемов эффективного и неэффективного слушания; отработка навыков умения активно слушать. 2
7 Виды и формы общения. Исследование разных видов общения, выделение вербальных и невербальных элементов общения, отработка навыков использования невербальных элементов общения. 2
8 Умение начинать, поддерживать и прекращать разговор. Знакомство с этапами разговора; выделение роли вербальных и невербальных компонентов в умении начинать, поддерживать и прекращать разговор; отработка навыков начинать, поддерживать и прекращать разговор. 2
9 Поведение уверенное, неуверенное и агрессивное. Исследование понятий уверенности в себе, неуверенности и агрессивности, обучение различению агрессивного, неуверенного и уверенного поведения, выделение ситуаций, при которых чаще всего испытывают неуверенность в себе. Тренировка уверенного в себе поведения. 2
10 Умение постоять за себя, отстаивать свои права (умение сказать “НЕТ!”). Изучение разных способов отстаивания своего мнения, отработка навыка сказать “нет”, знакомство с правами человека на уверенность в себе, отработка умения анализировать ситуации, выявляя свое ошибочное суждение ведущее к неуверенности. 2
11 Встреча с новой культурой: стратегия поведения. Ознакомление участников с особенностями “восточной” и “западной” культур, выработка рекомендаций человеку, вынужденному сменить страну проживания и столкнувшемуся с незнакомой культурой. 2

Для оценки эффективности реализации программы необходимо проведение психологической диагностики с учащимися с последующей фиксацией ее результатов до и после проведения занятий. Психологическую диагностику следует проводить по следующим методикам:

  1. Проективная методика “Несуществующее животное” [4].
  2. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан [6].
  3. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса [9].

В Приложении 1 представлены подробные конспекты занятий. В Приложении 2 представлен список используемой литературы.