Интегрированный урок математики и ОБЖ по теме «Проценты». 6-й класс

Разделы: Математика, ОБЖ


Цели урока.

Образовательная:

  • обобщение знаний о процентах;
  • формирование умений и навыков в решении задач на проценты;
  • повторить и закрепить правила дорожного движения.

Развивающая:

  • развитие познавательного интереса, логического мышления, взаимосвязи математики с жизнью;
  • развитие логического мышления, памяти, внимания.

Воспитывающая:

  • формировать интерес к данному предмету, содействовать воспитанию интереса к математике, особенно в условиях информатизации общества, активности, умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды;
  • воспитание аккуратности, дисциплины, настойчивости, ответственного отношения к учебе и соблюдении правил дорожного движения;
  • формирование умения осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

Оборудование:  компьютер и проектор с презентацией учебного материала; раздаточный материал, сигнальные карточки, плакаты с дорожными знаками.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель:

Сегодня на уроке мы повторим определение процента, решим задачи, среди которых будут задачи на нахождение процентов, а также повторим правила дорожного движения.

II. Устный опрос

Работа с сигнальными карточками.

(Карточки красного и зеленого цветов. При положительном ответе учащиеся поднимают зеленую карточку, при отрицательном – красную.)

Учитель:

  1. Что называется процентом?
  2. Записать в виде десятичной дроби: 8%, 15%, 74%, 100%,120%
  3. Записать в проценты десятичные дроби 0,87; 0,07; 1,45; 2,69
  4. Что значит 50% числа? 25% класса?
  5. Сколько составляет 20% от 20? 15% от 60?

Учитель: Ребята, а что вам напоминают наши сигнальные карточки?

Учащиеся: Сигнальные карточки напоминают нам светофор.

Учитель: Каждому из нас ежедневно приходится переходить улицу или дорогу, пользоваться услугами общественного транспорта. Все это делает нас участниками дорожного движения. И любое, даже незначительное нарушение, допущенное нами, может привести к дорожно-транспортному происшествию. Чтобы этого не произошло, надо обязательно выполнять правила дорожного движения.

Ученик 1:

На светофоре красный свет:
Опасен путь – дороги нет.
Если желтый свет горит, 
Он: “Готовься!” - говорит.
Зеленый вспыхнул впереди,
Свободен путь – переходи!

Ученик 2:

Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, надземный,
Похожий на зебру,
Знай, что только переход,
От машин тебя спасет!

Ученик 3:

В белом треугольнике,
С окаемкой красной
Человечкам – школьникам,
Очень безопасно.
Этот знак дорожный,
Знают все на свете:
Будьте осторожны!
На дороге – дети!!!

Ученик 4:

У кого велосипед,
Говорят: “Проблемы нет.
Сел, педалями крути,
Где захочешь, так кати!”
Все не просто, все не так –
Езди там, где этот знак.
Знак окрашен в синий цвет,
А в кругу – велосипед.

Учитель: Это лишь некоторые из правил дорожного движения.

Автомобильный транспорт занимает ведущее место в транспортной сети страны.

По количеству перевезенных грузов и пассажиров уже сейчас автомобильный транспорт оставил далеко позади даже такой массовый вид транспорта, как железнодорожный.

Автомобильным транспортом перевозится 95% всех товаров народного потребления, поступающих в сеть торговли и общественного питания, а также перевозится  много грузов народного хозяйства.

Большой поток автомобилей на улицах и дорогах имеет и отрицательные последствия: автомобили, двигаясь, выбрасывают в воздух отработавшие газы, создают шум, что вредно влияет на окружающую среду и здоровье человека. Поэтому идет работа над снижением шума от автомобилей и токсичности отработавших газов.

III. Решение задач.

Задача 1.

Автомобиль за год в среднем пробегает 10 000 км и на каждые 1000 км пути двигатель выбрасывает в атмосферу около 600 кг вредных веществ, которые поглощаются растениями только на 70%. Сколько вредных веществ остается в атмосфере при эксплуатации одного автомобиля в течение года?

Решение.

  1. 10000:1000=10 (раз) – выбрасывает двигатель автомобиля по 600 кг вредных веществ.
  2. 600*10=6000 (кг) – вредных веществ выбрасывается в атмосферу одним автомобилем.
  3. 100 – 70 = 30 (%) – вредных веществ остается в атмосфере.
  4. 6000:100*30=1800 (кг) – вредных веществ оставляет в атмосфере один автомобиль.

Ответ. 1800 кг вредных веществ.

Задача 2.

Ширина проезжей части дороги 15 м. Зеленый сигнал светофора горит 20 секунд. С какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с момента загорания светофора, чтобы благополучно перейти дорогу?

Решение.

1) 15:20 = 0,75 (м/сек) - наименьшая скорость пешехода 0,75 м/с = 75 см/сек

Ответ. 75 см/сек.

Задача 3.

Мотоциклист едет со скоростью 95 км/ч, а скорость велосипедиста на 76 км/ч меньше. Сколько процентов скорость велосипедиста составляет от скорости мотоциклиста? Кому из них легче остановиться?

Решение.

1) 95 – 76 = 19 (км/ч) – скорость велосипедиста

2) 19: 95 *100 = 20% – скорость велосипедиста составляет от скорости мотоциклиста.

Ответ. 20%.

Легче остановиться велосипедисту, так как при меньшей скорости короче тормозной путь.

Путь торможения – это путь, пройденный автомобилем от начала торможения до его полной остановки.

Задача 4.

Путь торможения по сухому асфальту и шоссе при скорости движения автомобиля 40 км/ч составляет примерно 0,026% его скорости. На расстоянии 14 м от движущегося автомобиля шофер заметил опасность и нажал на тормоз. Можно ли избежать опасности в этом случае?

Решение.

1) 40*0,00026 = 0,0104 (км) – путь торможения автомобиля.0,0104 км = 10,4 м

2) 14 – 10,4 = 3,6 (м) – на таком расстоянии от опасности автомобиль остановится.

Ответ. Можно избежать опасности.

IV. Физкультминутка

А сейчас мы с вами, дети,
Едем на велосипеде.
На носочки поднимись,
На сиденье опустись.
Ноги ставим на педали,
Руки на руль опускаем,
Плечи дружно расправляем,
На педали нажимаем.
Правила мы соблюдаем!
Крутим правою ногой,
Крутим левою ногой.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы приехали – слезать! 

V. Тест “Дорожная математика”. 

1. Двадцать семь ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Несколько ребят ушли домой. Тринадцать ребят остались играть на дороге. Сколько ребят поступило правильно? 

а) 27; б) 13; в) 14; г) 0.

2. Девять мальчиков поехали кататься на велосипедах по улицам города. Двоим, было по 15 лет, троим по 14 лет, а остальным – 13. Сколько человек поступило правильно? 

а) 9; б) 2; в) 4; г) 5.

3. 17 ребят вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Несколько ребят побежали через дорогу бегом, а 9 ребят остались дожидаться следующего зеленого сигнала. Сколько ребят правильно перешло дорогу?

а) 6; б) 17; в) 9; г) 8.

4. Из автобуса вышли 23 человек. 11 из них подошли к пешеходному переходу, семеро пошли обходить автобус спереди. А остальные остались на остановке. Сколько человек поступило неправильно? 

а) 23; б) 7; в) 11 г) 18

VI.Подведение итогов.

- Правила дорожного движения требуют от пешеходов пересекать проезжую часть только по пешеходным переходам.

- На проезжей части пешеходы не должны задерживаться или останавливаться без необходимости.

- Очень опасно перебегать дорогу перед близко идущим транспортом. Иногда вам может показаться, что машины далеко и вы успеете перебежать проезжую часть. Увы, не всегда это удается и порой заканчивается трагически. В зоне повышенной опасности, какой является дорога, нужно быть очень внимательным и соблюдать правила дорожного движения.

Домашнее задание: составить и решить две задачи на нахождение процентов.

Рефлексия:

- У каждого, ребята, на столе лежат сигналы светофора, если у вас есть большие проблемы по данной теме, уходя, вы оставите красный сигнал,   если вы себя чувствовали не совсем комфортно на уроке, оставите желтый сигнал светофора, а если у вас всё в порядке – зелёный сигнал светофора!

7.04.2015