Социальная успешность ребенка дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Социальная компетентность ребенка дошкольного возраста – одна из главных ступеней подготовки его к жизни в обществе, семье, коллективе. Чтобы стать успешным в современном обществе, необходимо быть активным, коммуникабельным, самостоятельным и ответственным, нравственным, умеющим видеть и решать проблемы как автономно, так и сообща. Быть успешным – значит, уметь применять полученные знания на практике, эффективно реализовывать имеющийся творческий и умственный потенциал. Ребёнку недостаточно дать набор каких-либо знаний и навыков – он обязательно должен “прочувствовать” полученную информацию на практике.

Одним из методов тренировки социальных навыков является программа “ ART: aggression replacement training”.

ART – это метод тренировки социальной компетенции, который состоит из тренировки контроля над гневом, социальных умений и моральных рассуждений. Обычно программа состоит из 30 занятий, по 10 занятий на каждый компонент. Каждый компонент отрабатывается каждую неделю. Занятия идут в группах по 4 – 8 участников, но величина группы может зависеть от предпосылок ее участников. Возраст участников – от 6-7 лет (подготовительная группа). Программа состоит из 3 блоков.

I блок Тренировка социальных умений

Цель: Укрепить социальную компетенцию; заменить агрессивное поведение социально приемлемым поведением .

Перечень базовых социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста содержит 45 навыков и умений, объединенных в 5 групп, отражающих разнообразные аспекты жизни ребенка: коммуникацию, эмоциональный интеллект, совладание с агрессией, преодоление стресса, адаптацию к образовательному учреждению.

Каждое умение содержит 3–6 ступеней. Ступени включают в себя когнитивный, вербальный и возрастной элементы, которые реализуются в bubble – talk (мысли вслух), когда участники останавливают игру и поясняют, как они думают и из каких оценок исходят.

Например, навык “Как говорить комплимент”, его ступени:

  • Реши, за что ты будешь делать другому комплимент.
  • Реши, что ты скажешь и как.
  • Выбери подходящее время и место.
  • Сделай комплимент и скажи, почему ты его делаешь?

II блок. Контролирование гнева.

Гнев как таковой является естественным чувством, которое не должно восприниматься как нечто негативное, это естественная готовность, которая активизируется когда мы чувствуем угрозу для себя.

Гнев становится дисфункциональным только тогда, когда он достигает такого уровня, что мешает нам производить нормальные оценки актуальной ситуацию и таким образом приводит к бессмысленной агрессивность.

При изучении данного блока дети учатся распознавать, что им не нравится, какие ощущения возникают, когда они злятся, что происходит с их телом, кроме того знакомятся с некоторыми способами предотвращения гнева (например, глубоко вдохнуть, посчитать и др.).

III блок. Моральные рассуждения. “То, как ребенок рассуждает, имеет значение длдя того, как он действует”

Ребенок учится осуществлять моральный выбор посредством освоения этических эталонов, направленности и соподчинения мотивов, их устойчивости. Если у личности не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование нравственности будет носить характер усвоения знания, запоминания, а не понимания и принятия этих норм

В основе данного компонента программы лежит концепция морального развития Концепция морального развития Л. Колберга – теория поэтапного морального развития индивида. На основе исследований морального выбора автором выделено пять стадий развития. Привлекательность концепции состоит в том, что моральное развитие ребенка изучалось в ситуациях морального выбора (дилемм)

На основе данной теории была разработана модель нравственного развития Дж. Гиббса, который выделял 3 фазы развития: незрелый уровень (право сильнейшего, договоренности); зрелый уровень (ценность отношений и социальная ответственность) и экзистенциальный.

Дж. Гиббс утверждает, что использование открытых формулировок, а не четко определенных дилемм, заставляет обратить большее внимание на средовое влияние. Поскольку вопросы открытые, участники исследования неосознанно воспринимают соответствующее содержание ситуации, заставляющее руководствоваться не абстрактными, а наиболее жизненными моральными ценностями, продиктованными повседневной жизнью испытуемых и системой смыслов их культуры. Вместо дилемм ценности формулируются в конкретных предложениях. Подобные формулировки приводят к общим вопросам моральной оценки. Например: “Насколько важно человеку спасти жизнь друга?” в реальных жизненных ситуациях.

Развитие более высокого уровня мышления происходит в ходе рассуждений, анализа предлагаемых ситуаций. Наиболее эффективным средством в работе с дошкольниками является просмотр специально отобранных мультфильмов и использовании сказок – апологов как воображаемой ситуации морального выбора, представляющей модель реальной ситуации морального выбора. Сказка, также содержит типичные ситуации, в которых должна быть применена определенная норма. Эмоциональная окраска альтернативных способов поведения в момент морального выбора в воображаемой ситуации сказки ориентирует детей на моральное поведение

Каждое занятие сопровождается домашним заданием, таким образом, формирование социальной компетентности происходит постоянно, после занятии ребенок имеет возможность применить полученные знания на практике. Кроме того, существует программа Семейного ART, реализация которого возможна только после прохождения ребенком полного курса ART.

Используемая литература.

  1. Авдулова Т.П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте : автореф. дисс. на соиск. ст. канд пед. наук – М.: МГПУ, 2001 – 164 с.
  2. Байковская Н.А. Развитие идеи Л. Кольберга о межкультурной универсальности становления моральных суждений в современных исследованиях//Психологическая наука и образование/ www.psyedu.ru – 2013 - № 2
  3. Вавилова И.Н. Формирование нравственной воспитанности личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения: авторефю дисс. на соиск. ст. канд. пед. Наук – Екатеринбург, 2009
  4. Гюндерсен К., Финне Ю., Олсен Т.М. ART: метод тренировки социальной компетенции: уч. пос. в 2 книгах– Ругаланд, 2008
  5. Т. Н. Захарова Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников//Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 2 – Том II (Психолого-педагогические науки) – с.113-117
  6. Масягина О.Ю. Проект повышения уровня социального интеллекта детей 6–7 лет "Я успешен!"// https://urok.1sept.ru/articles/529383/
  7. Развитие социальных компетенций у старших дошкольников в системе ДОУ: научн-методич. Псо./ под ред С.В. Кривцовой – АСОУ, 2013 – 152 с.
  8. Холина Н.А. Развитие у дошкольников морального выбора в условиях воображаемого действия: автореф. дисс. на соиск. ст. канд психол. наук – М.: МГПУ, 2000 – 213 с.