Для учителей физики

Агрегатные состояния вещества. Физические свойства тел в различных агрегатных состояниях. Зависимость линейных размеров тел от температуры

Разделы: Физика


Цели урока:

  • Учащимся необходимо научиться применять знания о взаимодействии молекул к объяснению и анализу явлений окружающего мира. Называть три агрегатных состояния вещества, уметь приводить примеры из учебника, объяснять поведение жидких, твердых и газообразных тел с позиций молекулярного строения. Знать основные положения МКТ.
  • Учащимся необходимо систематизировать имеющиеся знания о силах взаимодействия молекул и расширить их.
  • Ученик должен учиться применять знания о взаимодействии молекул к объяснению агрегатных состояний вещества. Ученики должны усвоить характерные особенности межмолекулярного взаимодействия в веществах находящихся в различных агрегатных состояниях.

Задачи урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Назвать физическую величину, определяющую агрегатное состояние вещества. Проиллюстрировать это.
  • Сформировать у учащихся понятие об агрегатных состояниях вещества, сравнить физические свойства тел в различных агрегатных состояниях, познакомить учащихся с кристаллическими и аморфными телами, показать зависимость линейных размеров тел от температуры;
  • Показать, что взаимодействие является неотъемлемым свойством материальных объектов. Продолжить работу по выделению основного содержания материала при работе с научно-популярной литературой  по нескольким источникам.
  • Расширить и уточнить знания о взаимодействии молекул при объяснении перехода веществ из одного агрегатного состояния в другое. Сформировать умения применять основные положения теории строения вещества к обоснованию свойств данного агрегатного состояния вещества. Формировать навыки самоконтроля.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Подчеркнуть значение моделирования строения вещества в познаваемости явлений окружающего мира, противодействующие стороны в явлении взаимодействия молекул и подвести к пониманию закона единства и борьбы противоположностей. Показать, что моделирование и описание выступают как методы изучения фактов при обобщении явлений на разных уровнях.
  • Показать значение опытных фактов и эксперимента в создании модели строения вещества. Развить интеллект и речь учащихся, навыки аналитической работы, навыки применения знаний на практике.

РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ:

  • Проверить уровень самостоятельности мышления школьника по применению учащимися знаний в различных ситуациях. Продолжить работу по формированию умений обобщать опытные данные на основе имеющихся знаний о строении вещества.
  • Работать над формированием умений, анализировать свойства и явления на основе знаний, выделять главную причину, влияющую на результат, выделять признаки сходства в описании явлений при их обобщении.
  • Сформировать элементы творческого поиска на основе приемов обобщения. Высказать свое суждение о роли теоретических знаний в познании человеком природы.
  • Воспитать интерес к изучению предмета и чтению литературы

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование урока: классная доска, заранее подготовленная к уроку; карточки-задания для самостоятельной работы.

Физика – это наука понимать природу.
Э.Роджерс

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Примерный перечень вопросов:

  1. Что вам известно о строении вещества?
  2. Какие явления доказывают, что молекулы вещества движутся?
  3. Приведите примеры подтверждающие, что между молекулами существуют силы взаимодействия.
  4. Что доказывает явление смачивания?
  5. Положите в воду кусочек мела. Что наблюдается? Объясните.

Почему трудно оторвать друг от друга две смоченные пластины полированного стекла?

3. Самостоятельная работа по карточкам.

Вариант 1.

1. Вещество – это ...

а) воздух; б) то, из чего состоят тела; в) вода.

2. Атом:

а) состоит из молекул; б) это наименьшая частица; в) состоит из воздуха.

3. Чего больше – тел или веществ?

а) тел; б) веществ; в) одинаково.

4. Из каких атомов состоит молекула воды:

а) 1 атом оксигена и 1 атом гидрогена; б) 2 атомов оксигена и 1 атома гидрогена; в) 1 атома оксигена и 2 атомов гидрогена.

5. Вещества называются простыми, если они состоят из:

а) двух атомов; б) одного химического элемента; в) двух и более атомов.

6. Как называется мир молекул и атомов?

а) Микромир; б) Мегамир; в) Макромир.

Вариант 2.

1. Примером физического тела может быть:

а) сталь; б) температура; в) планета.

2. Все вещества состоят из ...

а) воды; б) воздуха; в) молекул и атомов.

3. Молекулы:

а) состоят из атомов; б) наименьшая частица; в) состоят из воздуха.

4. Сколько веществ может входить в состав тела?

а) одного; б) двух; в) множества.

5. При увеличении температуры скорость движения молекул:

а) увеличивается; б) уменьшается; в) не изменяется.

6. Вирус, атом, молекула относятся к:

а) микромиру; б) виртуальному миру; в) макромиру.

4. Актуализация опорных знаний.

Вопрос: какие агрегатные состояния вещества вы знаете из курса природоведения?

Рассмотрим три агрегатных состояния вещества: твердое, жидкое и газ. Мы привыкли, что железо твердое, ртуть жидкая, а кислород газообразный. Но есть хорошо известное нам вещество, которое при обычных условиях можно наблюдать сразу в трех состояниях. Что это за вещество? Это вода. И ее состояния имеют свои специфические названия: лед, вода и водяной пар.

Как вы считаете. Какая из известных вам физических величин больше всего влияет на агрегатное состояние вещества? Это температура. Вследствие нагревания вещество может переходить из твердого состояния в жидкое, а потом в газообразное. При охлаждении процессы идут в обратном направлении.

5. Изучение нового материала.

Оглашение темы урока.

Сравним основные свойства тел в различных агрегатных состояниях и заполним сравнительную таблицу. Заполнения таблицы сопровождается демонстрациями (сжатие железного бруска, переливание воды в сосуды разной формы, сжатие надутого шара).

Агрегатное состояние Свойства
форма объем Сжатие
Твердое Сохраняет Сохраняет Практически невозможно
Жидкое Не сохраняет Сохраняет Практически невозможно
газообразное Не сохраняет Занимает весь объем Легко сжимается

Газ легко сжимается и расширяется. А заметного сжатия твердых тел и жидкостей не наблюдается. Но это совсем не означает, что их нельзя сжать. Просто это требует значительных усилий.

Так почему же существует такое отличие в свойствах твердых тел, жидкостей и газов? Лед, вода и водяной пар состоят из одних и тех же молекул воды, но они по разному расположены и по разному двигаются.

Заполнение сравнительной таблицы.

Агрегатное состояние Молекулы
Расположение Движение Взаимодействие
Твердое Расстояние сравнимо с молекулой, образуют кристаллическую решетку Колебание Сильное
Жидкое Расстояние сравнимо с молекулой, порядок отсутствует Колебание и прыжок Сильное
Газообразное Расстояние намного больше размеров молекул Свободное, иногда сталкиваются Слабое притяжение, отталкивание во время столкновений

Физкульминутка.

Для того, чтобы учащиеся лучше запомнили в каких агрегатных состояниях находятся вещества и на каком расстоянии располагаются молекулы делаем упражнение:

- газообразное – руки вверх и в стороны;

- жидкое – руки вверх;

- твердое – руки вверх кулачки касаются друг друга.

Перечень: дерево, морская вода, кислород, яблоко, сок, азот, железо, молоко. чай, золото.

Объяснение свойств веществ в различных агрегатных состояниях на основе их строения

Есть тела, которые по признакам относятся к твердым телам, а по расположению молекул больше напоминают жидкости. Такие тела называют аморфными.

Твердые тела бывают кристаллические и аморфные (демонстрация решеток).

Твердые тела при нагревании расширяются (демонстрация с шариком и кольцом).

6. Закрепление изученного материала.

Ответьте на вопросы:

1. Наименьшая частица вещества?

2. Алмаз представляет собой...?

3. Состояние вещества, которое легко сохраняет объем, но не сохраняет форму?

4. Состояние вещества, у которого тяжело изменить форму?

5. Что необходимо сделать, чтобы расплавить олово?

6. Что необходимо сделать, чтобы пар стал водой?

7. Самое распространенное вещество на Земле?

8. Газообразное состояние воды?

9. При замерзании вода превращается в ...?

10. Сколько есть состояний вещества?

7. Итоги урока и оценивание.

8. Домашнее задание: проработать соответствующие параграфы учебника, ответить на вопросы, составить список веществ, относящихся к твердому, жидкому и газообразному состоянию, нарисовать модели строения этих веществ, подготовиться к лабораторной работе.