Автоматизация звука [л] в слогах, словах, фразах

Разделы: Логопедия


Цель: Автоматизация звука [л].

Задачи:

  • Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].
  • Закрепить навык произношения звука [л] в слогах и словах.
  • Закрепить навык выделения звука [л] из ряда слов.
  • Продолжать учить образованию относительных прилагательных и приставочных глаголов.
  • Учить образованию форм именительного падежа множественного числа существительных.
  • Развивать внимание, память, мелкую моторику.
  • Воспитывать самоконтроль в речи.

Оборудование. Книжка с иллюстрациями “Колобок”; тарелочка с орехами; предметы (платок, совок, конфета, шляпа); игрушки колобка, ежа, лисы, медведя, волка, белки; предметные картинки; картинки с изображением одного и нескольких предметов; парные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня мы с тобой вновь встретимся со сказкой. Только это не сказка о Веселом Язычке. Сегодня Язычок сам хочет послушать сказку.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед. Язычок с нетерпением к этому готовится, весело улыбается. Подвинул поближе свой любимый диванчик (упражнение “Лопата”).

Тянется к полке за любимой книжкой (упражнение “Качели”).

Перелистывает странички в книжке (упражнение “Индюк”).

Сдувает пылинки с книжки (упражнение “Бочка”).

Ребенок выполняет артикуляционные упражнения.

Итак, начинаем. Сказка называется “Колобок”.

3. Произношение звука [л] изолированно и в слогах.

Логопед. Жили-были Дед да Баба. (Открывает соответствующую иллюстрацию.) Испекла Баба Колобок и положила на окошко студиться. Устал лежать колобок, перевернулся он с боку на бок: л-л-л. (Обращает внимание ребенка на положение языка во время произнесения звука [л]).

Крутился-крутился Колобок, да и свалился на землю. Покатился колобок по дорожке и песенки запел:

ла-ла-ла,
ло-ло-ло,
лы-лы-лы,
лэ-лэ-лэ,

лу-лу-лу,
ал-ол-ул,
ол-ул-ыл,
ил-ал-ул.

Споткнулся о кочку:
пла-плы-плэ,
кло-клу-клы,

слэ-сла-слу,
блу-бло-бла.

Ребенок повторяет за логопедом слоговые цепочки с разной интонацией.

4. Произношение звука [л] в словах; упражнение для мелкой моторики.

Логопед. Катится Колобок, видит Белка сидит, орешки рассыпала, а из слов звук [л] потеряла. Подбери орешек и скажи слово правильно:

..ампа пи..а сто..
..ожка мы..о пена..
..ыжи па..ас журна..

Ребенок произносит слова, перекладывая орехи со стола в тарелочку.

5. Произношение звука [л] в именах прилагательных.

Логопед. Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Волк бежит. Волк спрашивает: "Я смелый?" Колобок отвечает: "Смелый!" Волк спрашивает: "Я ловкий? Я послушный? Я Ласковый? Я веселый?"

Что Колобок ответил Волку?

Ребенок отвечает с утвердительной и отрицательной интонацией.

6. Выделение звука [л] из слов на слух.

Логопед. Катится Колобок дальше. А навстречу ему Медведь. Медведь бежит, отмахивается от пчел. Он потревожил пчелиный улей, хотел медом полакомиться. Лапами хлопает, хочет поймать пчел. Помоги медведю поймать слово-пчелку со звуком [л]. Когда услышишь в слове звук [л], кричи: “Поймал!”. Слушай внимательно слова: лодка, ложка, кошка, палка, банка, балка, будка, булка, бурка, стол, стул, стук.

7. Упражнение на внимание “Найди пару”.

Логопед. Катится Колобок дальше, а навстречу ему Ежик. Ежик идет, пыхтит, на спине грибы несет. Помоги Ежику найти одинаковые грибы (д/и “Парные картинки”).

8. Образование форм именительного падежа множественного числа существительных.

Логопед. Посмотри, что у Ежика есть в норке. Назови эти предметы.

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках (существительные единственного и множественного числа в И.п.): ландыш - ландыши, лыжа - лыжи, ложка - ложки, кукла -куклы, иголка - иголки, бокал - бокалы, палка -палки, флаг – флаги.

9. Образование относительных прилагательных.

Логопед. Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Лиса идёт с покупками. Она купила платок из шёлка. (Выкладывает соответствующий предмет). Какой платок она купила? (Шёлковый). Купила шляпу из соломы, конфету из шоколада, совок из пластмассы.

Ребёнок образует прилагательные: соломенная, шоколадная, пластмассовый. Устала лиса, села на пенёк и захотела съесть Колобка. Но Колобок обхитрил Лису и покатился обратно домой.

10. Образование приставочных глаголов.

Логопед. А дома его уже ждут Дед да Баба. Стал Колобок рассказывать о своём путешествии: “Я от Лисы...ушёл. Речку через мостик...перешёл. К забору...подошёл. В калитку... зашёл. К Деду с Бабой я...пришёл”. Колобок обрадовался встрече, обрадовались и Дед с Бабой. И стали они снова вместе жить – поживать, да добра наживать.

11. Итог занятия.

Логопед. Вот и закончилась сказка. Кому мы её рассказывали?

Ребенок. Язычку рассказывали.

Логопед. А какой звук нам помогал рассказывать сказку?

Ребенок. Помогал звук [л].