Занятие по развитию грамматического строя речи детей логопедической группы по теме «Транспорт. Правила дорожного движения»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Закрепить знания детей по теме. Расширять, систематизировать, уточнять словарь по теме. Развивать зрительное и слуховое внимание. Упражнять в согласовании существительных с числительными. Совершенствовать навыки словообразования. Упражнять в подборе глаголов к существительным. Закреплять умение угадывать на слух нормативное слово, содержащееся в квазислове. Учить замечать и исправлять ошибки в тексте. Закреплять умение работать над деформированным предложением. Развивать мелкую моторику, закреплять умение работать по образцу.

Ход занятия

Орг.момент.

К нам пришёл Буратино. У него к вам есть просьба: помочь собрать золотой ключик. Согласны? Надо выполнить задания, и вы получите часть ключика.

1 задание:

а). Игра “Отгадай загадку”

- Этот конь не ест овса, вместо ног два колеса
Сядь верхом и мчись на нём, только лучше правь рулём (мотоцикл).

- Маленькие домики по городу бегут
Мальчиков и девочек домики везут (автобус).

- Он отправился в полёт. Подготовлен...(самолёт).

- Ходит город – великан на работу в океан (корабль).

- Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает,
Отправляется в полёт винтокрылый...(вертолёт).

- Поезд едет под землёй, он катает нас с тобой...(метро).

- Братцы в гости снарядились, друг за друга зацепились
И помчались в путь далёк, лишь оставили дымок (поезд, вагоны).

- Как называются все эти предметы одним словом? (Транспорт).

- Скажите, какую роль играет транспорт в жизни человека? (Перевозит людей и грузы на большие расстояния).

Есть транспорт, который перемещается по земле. Он называется...(наземный). Это...(автобус, мотоцикл, троллейбус, машина, поезд).

Есть транспорт, который перемещается по воздуху. Он называется...(воздушный). Это...(вертолёт, самолёт, воздушный шар, ракета).

Есть транспорт, который движется по воде. Он называется...(водный). Это...(катер, лодка, корабль, ледокол).

Есть транспорт, который движется под землёй. Он называется...(подземный). Это...(метро).

б). Игра “Добавлялки”.

- О чём говорю: воздушный ...(шар), плывёт ...(пароход), новая ...(машина), летит ...(самолёт), деревянная ...(лодка), гудит ...(поезд).

в). Разложите картинки разных видов транспорта в соответствующие пазы.

2 задание: Дети выбирают картинки и отвечают на вопрос, что может делать:

- автобус (ехать, перевозить пассажиров, тормозить, поворачивать)

- корабль (плавать, заходить в порт, пришвартовываться).

- самолёт (взлетать, приземляться, перевозить пассажиров).

- машина (ехать, тормозить, поворачивать, сигналить).

3 задание: Игра “Четвёртый лишний”

1). По картинке (ракета, волк, джип, корабль).

2). На слух: самолёт, вертолёт, орёл, ракета.

4 задание:

а). Игра “Попробуй, угадай”

“масалёт, велописет, шимана, аватибус”.

б). Упражнение “Подбери нужное слово”

- колёса, сиденье, руль, кузов, мотор – это...(машина).

- корпус, палуба, иллюминатор – это...(корабль).

- крылья, шасси, салон, корпус, хвост – это...(самолёт).

5 задание:

а). Игра “Магазин игрушек”. Назовём игрушки ласково: паровоз, самолёт, машина, велосипед, корабль, лодка, катер, пароход, вертолёт, автомобиль.

б). Найдите пять одинаковых игрушки. Сосчитайте до пяти. (один самолет, два самолёта, три самолёта, четыре самолёта, пять самолётов).

6 задание:

а). Игра “Объясни словечко”

Пешеход, самолёт, грузовик, самосвал, вертолёт, бензовоз.

б). Игра “Назови одним словом”

Возит молоко, мешает бетон, возит воду, укладывает трубы, дробит камни.

в). Игра “Собери модель по картинке”.

7 задание:

а). Игра “Закончи предложение”

- Ночью в гараже спят ...(машины).

- Их заправляют ...(бензином).

- В темноте машины включают ...(фары).

- У машины не ноги, а ...(колёса).

б). Игра “Продолжи предложение”

* В городе можно ездить на автобусе, на трамвае, на такси....

* В городе много трамваев, автобусов, такси....

в). Игра “Исправь предложение”

Дом подъехал к машине. Бензин кончился, потому, что машина остановилась.

г). Игра “Собери предложение”

Машина, ехать, по, городской, улица. Пассажир, брать, билет, у, кондуктор, в, автобус.

8 задание:

Чтобы был порядок на дорогах, надо соблюдать правила дорожного движения. Что нужно делать, когда горит красный (жёлтый, зелёный) сигнал светофора? Какую машину нужно пропустить на дороге первой и почему? Снегоуборочная и “скорая помощь”; грузовая и аварийная.

- Вы выполнили все задания. А теперь соберём ключик для Буратино. В благодарность за помощь Буратино хочет подарить вам “Азбуку дорожного движения”.

Итог занятия: О чём мы сегодня говорили? В какие игры играли? Какая игра вам больше понравилась?