Беседы об изобразительном искусстве к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Музы вели в бой»

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Патриотическое воспитание


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (33,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к искусству и к жизни.

Задачи: воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну, формирование положительной оценки таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, активная жизненная позиция, углубление знаний о жанрах изобразительного искусства.

Планируемые результаты:

  • Личностные результаты: гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности; формирование мировоззрения, целостного представления о мире.
  • Метапредметные результаты: применение методов познания через художественный образ для изучения различных сторон окружающей действительности; формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения.
  • Предметные результаты: представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества; наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл художественного образа, произведения искусства.

Конспект беседы

Слайд 1. Существует старинное изречение “Когда грохочут пушки, музы молчат”. Но в годы суровых испытаний советского народа музы не могли молчать, они вели в бой, становились оружием, разящим врага. В годы Великой отечественной войны искусство стало выразителем дум и чаяний всего народа, глашатаем идеалов мира и свободы, за которые лилась кровь.

Слайд 2. Своим искусством вдохновляли бойцов певицы Нина Русланова, Клавдия Шульженко,

Слайд 3. Актрисы Любовь Орлова, Валентина Серова, поэты Александр Твардовский, Константин Симонов и многие другие. Твардовский, создавая в годы войны веселого и удалого Василия Теркина, писал:

Я мечтал о сущем чуде: чтоб от выдумки моей
На войне живущим людям стало, может быть, теплей.

Оркестр под управлением Утесова построил на свои деньги два боевых самолета.

Слайд 4. Их примеру следует творческий союз “Кукрыниксы” и строит танк Т-34. Кто же такие Кукрыниксы? Три талантливых молодых художника – Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов.

Слайд 5. Один из самых первых и самых известных плакатов 1941 года – “Родина-мать зовет!”, автор - Ираклий Тоидзе. Поэт писал:

Шли женщины, и на плечах лопаты,
Окопы рыть под городом Москвой.
Страна смотрела на меня с плаката
Седая, с непокрытой головой...

Но не менее популярным был плакат Кукрыниксов “Беспощадно разгромим и уничтожим врага!”, появившийся на улицах городов на второй день войны. Плакат изображает красноармейца, который прокалывает штыком Гитлера, прорвавшего своей крысиной мордой договор о ненападении на СССР. В течение нескольких дней этот плакат стал известным во всей стране, а еще через неделю – и всему миру. Его переиздавали в Англии, США, Китае, Иране, Мексике, печатали в журналах, газетах, расклеивали на улицах, и везде он вызывал веру в Победу.

Слайд 6. Еще один плакат – Гитлера ждет судьба разбитого в свое время Наполеона.

Слайд 7. “Бьемся мы здорово, колем отчаянно – внуки Суворова, дети Чапаева!” - этот плакат знала вся страна. Красноармейцев, идущих в бой, осеняют образы Чапаева и Суворова, Александра Невского. Композиция построения, при которой меч Невского, шпага Суворова и рука Чапаева выходят за пределы плоскости листа, придают всему изображению ощущение поступательного движения – вперед!

Слайд 8. Художники-сатирики наносят врагу ощутимые удары, недаром они внесены в пресловутый список врагов Третьего рейха.

Слайд 9. Кукрыниксы рисуют, Самуил Яковлевич Маршак пишет острые четверостишья:

Днем фашист сказал крестьянину – шапку с головы долой!
Ночью отдал партизанам каску вместе с головой!

Слайд 10. Красноречиво комментируют Кукрыниксы потери гитлеровцев. В сатирическом листе “На подступах к Ленинграду” немецкие генералы сосредоточенно рассматривают в бинокль город. Они стоят на холме из черепов в немецких касках. Холм – примечательная аналогия с верещагинским “Апофеозом войны”. На картине Василия Васильевича Верещагина изображена пирамида из человеческих черепов на фоне разрушенного города и обугленных деревьев, среди раскалённой степи, вокруг пирамиды вьются вороны. Всe детали картины, в том числе жёлтый колорит полотна, символизируют смерть и опустошение. Ясное синее небо подчёркивает мертвенность картины, символизирующей бессмысленность всех войн на земле.

Слайд 11. Завершает эпопею 41-го года замечательный плакат “Клещи в клещи”. Плакат лаконичен и выразителен: лапы Гитлера в виде омерзительных клещей перехвачены красными клещами. Так отозвались художники на провал гитлеровской авантюры под Москвой.

Слайд 12. Гитлер надеялся на молниеносный захват Советского Союза, поэтому немецкая армия не была готова к суровой русской зиме.

Слайд 13. Обросшие щетиной гитлеровцы, мародеры, кутаются в дамские воротники, греют руки в муфтах, натягивают на каски теплые шлемы, на сапоги – боты. Генерал-полковник Гудериан вспоминает в книге “Опыт войны с Россией”, что самым худшим было отсутствие зимнего обмундирования, которое было предусмотрено лишь на каждого пятого солдата гитлеровской армии.

Слайд 16. “Не так страшен черт, как его малюют” - доказательно заявляют художники, представив картину придворной берлинской жизни. Геббельс пишет портрет Гитлера. На портрете Гитлер – силач с бицепсами, а в натуре фюрер худ, жидок и вообще плоховат.

Слайд 19. После разгрома фашистских полчищ под Москвой в сатирических произведениях Кукрыниксов усилились настроения бодрости, уверенности в победе. Образ смерти, как персонажа, живущего в стане врага, будет неоднократно появляться в их работах.

Слайд 20. Интересно, с каким чувством вглядывается в собственный парадный портрет Гитлер через год после начала войны? А в это время его хваленая армия постепенно превращается в могильные кресты.

Слайд 21. К тяжелейшим дням Сталинградской битвы относится рисунок “Есть на Волге утес”. Волны фашистского наступления разбиваются об основание гранитной скалы, на которой знамя победы с надписью “Сталинград”.

Слайд 22. 1943 год. “Потеряла я колечко” - горюет главная плакальщица вермахта – Гитлер. И уточняет – а в колечке 22 дивизии. В рейхе траур. “Никогда прежде за всю историю Германии не было случая столь страшной гибели такого количества войск” - вспоминал один из немецких генералов.

Слайд 23. Сурово-лаконичные сводки Информбюро в изложении Кукрыниксов превращались в яркие, блестящие карикатуры. Так, излучину Дона они трактуют как петлю на шее гитлеровца. Перелом в войне очевиден, Красная Армия рвется к победе.

Слайд 24. В годы войны на улицах и площадях городов устанавливали стенды с картой военных действий, где каждый день появлялись флажки возле отбитых у немцев городов. Так изучалась в те годы география. Своеобразно пришлось знакомиться с географией СССР и Гитлеру. Плакат называется “история с географией”.

Слайд 25. В 1944 году художники сделали несколько рисунков, знаменующих приближение развязки войны. Напряженно разглядывает Гитлер свое лицо накануне нового 45 года. Физиономия сильно помята, нет и намека на прежние амбиции. Газеты печатают плакат “Три года войны”, красноречиво предсказывающий дальнейшую судьбу фашизма.

Слайд 26. На игральной карте – король “пик” - Гитлер образца 1941 и 1944 года, низвергнутый и растоптанный. Идея исторической справедливости, долгожданного возмездия. “История с географией” 1944 года – как было и как будет.

Слайд 27. Свершилось! Гитлеровские дивизии отправляются в обратный путь.

Слайд 28. Многое сделали Кукрыниксы для разоблачения моральной низости и лицемерия гитлеровской верхушки. В этом плане характерен плакат “Людоед-вегетарианец или две стороны одной медали”. Художники не могли не оценить должным образом приверженность Гитлера к вегетарианству, а так же того, что в Германии по этому поводу выпустили медаль с надписью “Я – решительный противник убоя животных”. Плакат состоит из двух частей. На одной фюрер гладит овечку, на другой расстреливает женщину. Маршак написал:

Как известно, у медали есть другая сторона.
И на ней мы прочитали роковые письмена:
Не нужна мне кровь овечья, а нужна мне человечья.

Слайд 30. “Поверженный Берлин” 45го. Над дымящимися развалинами Берлина победно развивается знамя, его древко проникает вглубь и молнией бьет в темя Гитлера, скрывающегося в подземелье.

Слайд 34. 23 февраля 1945 года советский народ отмечал 27-ю годовщину Красной Армии и Военно-Морского Флота. Кукрыниксы представляют нам, как мог встретить это день фюрер. Гитлер прощается с генеральской формой. У него два варианта выхода из игры – побег (чемодан в руке) или самоубийство (гроб). Третьего пути нет, об этом говорят обозначенные на карте стрелы ударов Советской Армии, нацеленные на Берлин.

Слайд 35. Ныне, когда война отгремела, мы можем сказать, что Кукрыниксы оказались провидцами, когда в 42м году создали рисунок “Дело преступной шайки”. Вспомним, что создана эта карикатура, когда вся Европа и половина Советского Союза еще находилась под властью Гитлера.

Слайд 36. Главарей фашистской Германии Кукрыниксы рисовали все 1418 дней войны. Они изучали их по кадрам кинохроники и газетным фотографиям. Теперь им предстояло увидеться с некоторыми из них воочию. Весь Нюрнбегский процесс Кукрыниксы провели с карандашами в руках. Одно из ключевых произведений этой серии – “Последняя линия фашистской обороны”. Еще большую известность получил рисунок “Последняя цифра”. Шестерка в виде петли – это символ расплаты, которая ждет всех военных преступников.

Слайд 37. Имя Кукрыниксов стало родным и близким миллионам людей, боровшихся за победу. В “Правду” сотнями приходили письма от фронтовиков, которые художники бережно хранили. Вот одно из них: “В нашей маленькой холодной землянке звучит смех. Это смеются бойцы, рассматривая ваши карикатуры. Ваша работа доходит до нас, и за это вам спасибо!”.

“В борьбе с врагом нельзя пренебрегать таким оружием, как смех, - считал Твардовский, - там, где звучит смех, уходит страх”.

Лебедев-Кумач, вспомнив известную фразу Маяковского “Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо”, пишет:

Маяковский, твою воплотили мечту -
И поэт, и художник стоят на посту.
И врага неустанно и грозно громят
Стих и проза, рисунок и яркий плакат!

Литература.

  1. Кукрыниксы. Графика военных лет. - М.: Изобразительное искусство, 1984
  2. Беседа с мастером.// Художник. – 1989. -№2.- С.7-14. (Ю.М. Непринцев)
  3. Великая Отечественная война в произведениях советских художников./Сост. А.А. Юферов. Альбом.- М.,1995.
  4. Демосфенова Г.Л. Советские плакатисты – фронту. – М.: Искусство, 1985.
  5. Салтанова Н.Г. “И кисть с врагом сражалась”. //Читаем, учимся, играем. – 2005. -№7.