Внеклассное мероприятие «Школьная форма: вчера, сегодня, завтра…» 7–9-е классы

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цель: формирование осознанного отношения к внешнему виду.

Задачи:

  • исследовать мнения различных социальных групп, специалистов  о школьной форме;
  • изучить правовые документы о введении школьной формы;
  • познакомиться историей школьной формы в мире и в России;
  • разработать проект школьной формы гимназии, что поможет сформировать умения красиво и правильно одеваться, соответственно определенным жизненным ситуациям, развивать культуру поведения и культуру внешнего вида.

Методы:

  • изучение правовых документов;
  • анкетирование;
  • интервьюирование;
  • сбор справочного материала, используя различные ресурсы;
  • анализ, обобщение, выводы;
  • разработка проекта школьной формы гимназистов.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

(слайд 1)

Учитель: Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.

(слайд 2)

Зачем вводится школьная форма?
Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. Во-вторых, школьная форма имеет дисциплинирующее воздействие. Ребенок со школьной скамьи привыкнет носить одежду к месту и ко времени. Какой бы дизайн ни придумали модельеры для школьной формы, этот дизайн в любом случае будет строгим и деловым, не допускающим вольностей и не отвлекающим учеников от основного занятия – изучения школьной программы. Дети должны с детства привыкать к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это – средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие.
В школах, где единой формы нет, учителям приходится прилагать гораздо больше усилий для поддержания дисциплины и борьбы с вызывающим поведением отдельных учеников.
В школах уже несколько лет подряд проводятся попытки ввести школьную форму, но все они заканчиваются неудачей. Родители покупают форму, дети носят ее несколько дней, а потом все становится по-старому.  Почему школьники отказываются носить форму? Можно ли убедить ребят носить одинаковую одежду?
Есть ли такая форма, которая устроит и детей, и родителей, и учителей?

Мнения специалистов о необходимости  введения школьной формы в учебных заведениях:

(учащиеся представляют интервью со специалистами о введении школьной формы)

Учитель: Периодически в нашей стране возникает волна интереса к школьной форме. Свое мнение высказывают педагоги, родители, врачи, психологи и, конечно, сами школьники. Со слов опрашиваемых, школьная форма – это некий показатель уровня школы. Она помогает ученику почувствовать разницу между двором, где он гуляет, и серьёзным учебным заведением. Она также дисциплинирует, делает учащегося более организованным, определяет его тип поведения, создает эстетику рабочего места. И, конечно, экономит время, проведенное перед шкафом, в изматывающихся сомнениях: «В чем пойти сегодня в школу?»
Когда вначале 90-х официально разрешилось ношение свободной формы одежды в общеобразовательных учреждениях, никто не возмущался по поводу отмены единой школьной формы, наоборот, все радовались свободе в одежде, свободе стиля.

Учащиеся-журналисты

Мнение врачей: За школьную форму сейчас, как это ни странно, ратуют психологи. Теперь, по мнению психоаналитиков, у детей появилась лишняя причина для комплексов. Причиной таковых может стать наличие у одноклассников более стильной и дорогой одежды или же случайное совпадение гардеробов, школа стала своеобразным подиумом для демонстрации финансовых возможностей родителей, чувства стиля и внешних данных.
Возвращение к школьной форме поддерживают и многие врачи других специальностей. У них также возник ряд опасений за здоровье школьников, которые посещают занятия в одежде, далеко не всегда безопасной для их здоровья. К примеру, чрезмерно узкая и тесная одежда ухудшает кровообращение, что способствует нарушению функций внутренних органов.
Пояснично-крестцовая область и нижняя часть живота – зоны, где сосредоточены нервы и сосуды, обеспечивающие функционирование почек, мочевого пузыря, органов половой системы, спинного мозга. Длительное их переохлаждение приводит к раздражению нервных окончаний и спазму сосудов.
Нарушенное кровоснабжение одновременно с переохлаждением – мощный стрессовый фактор для организма в целом. При ношении узкой одежды, особенно джинсов, происходит резкое ухудшение кровотока в области таза, затруднение венозного и лимфатического оттока. Как следствие – застой крови в малом тазу, нарушение нормального функционирования органов половой системы, мочевого пузыря, кишечника. Таким образом, одежда ребенка должна быть, прежде всего, безопасной для здоровья.
Конечно, первоклассники не ходят с голыми пупками, но как раз у них школьная форма и не вызывает негативных эмоций. Наоборот, они ждут не дождутся того дня, когда им придется ее надеть. Поэтому к тому времени, как они станут подростками, ношение деловой одежды войдет у них в устойчивую привычку.

(слайд 3)

Мнение преподавателей:

Педагог-психолог гимназии: Противники школьной формы считают, что форма может подавлять индивидуальность ребенка, его возможность самовыражаться. Я считаю, что благодаря школьной форме, школьник начнет серьезнее относиться к своей учебе. Ведь она стимулирует дисциплину. Форма – это условие, а значит, определенное обстоятельство, которое надо ежедневно выполнять, что ведет  к развитию характера, воли».1

(слайд 4)

По мнению учителей, форма одежды напрямую влияет на ход учебного процесса. Свое мнение преподаватели объясняют тем, что единая форма одежды дисциплинирует учеников и позволяет им сосредоточится на обучении, а не на обсуждении того, кто в чем пришел и где это можно купить. (слайд 5)
Главные аргументы противников единой одежды для школьников – элементарное нежелание их детей ее носить и "потеря индивидуальности". Каким бы хорошим ни был дизайн одежды, никогда не будет так, чтобы он одинаково нравился всем. А для ребенка, и особенно для подростка, носить одежду, которая ему не нравится, – это очень серьезный стресс. Чем плоха "уравниловка" для подростка? Ребенок в этом возрасте – комок внутренних противоречий. И если ему не позволяют самовыразиться хотя бы в одежде, это приводит либо к эпатажному поведению, либо к забитости. Ученик нуждается в уважении к собственной личности, а выбор стиля одежды для школьников исходит из такого уважения. Поддерживая в школе культуру стиля в одежде, учитель должен показать, что уместно носить в классе, а что нет. И, возможно, подросток не будет вести себя вызывающе. А учителя, используя в своей одежде, например, галстук, косынку или брошь в тон костюмам детей, тем самым подчеркнут свое уважение к детям и к общешкольной культуре. (слайд 6)
Директор гимназии: «Школьная форма в гимназии необходима. Важно, чтобы форма была и повседневная, и праздничная. У каждой школы может быть свой цвет – это очень эффектно, когда школы собираются вместе и создается возможность выделяться».2 (слайд 7)
Заместитель директора по воспитательной работе гимназии: «Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.  Форма дисциплинирует человека.  Единая школьная форма позволяет избежать соревнования между детьми в одежде. Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.  Нет проблемы «В чем пойти в школу», у детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться. Школьная помогает почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе. Если одежда придется по вкусу ребенку, он будет испытывать чувство гордости за свой внешний вид».3
Учителя: «Считаю, что школьная форма нужна. Она дисциплинирует учащихся, способствует выработке в учащихся ощущение сплоченности, коллективизма. Школа перестанет быть подиумом для демонстрации моделей одежды, перенесет все внимание на главное – учебу. Но чаще мы встречаемся не с присутствием, а отсутствием вкуса. Современные школьники выглядят плохо, часто надевают несовместимые вещи.  Введение формы снимет эту проблему».4

Teacher’s opinions about school uniforms

Мнения учителей английских школ:

Opinions of teachers and directors of educational institutions. Teachers believe that the school uniforms a positive impact on the effectiveness of the learning process. According to the survey, many of them feel the need to introduce uniforms, uniform for all schools. Other teachers say that it is sufficient to introduce an identical form for each class of students or school, while others advocate for business dress code in teaching and educational institutions. Their opinions teachers argue that a uniform discipline students and helps them to concentrate directly on the process of obtaining the necessary knowledge in the training program, rather than discussing classmates dresses and fashion trends. However, teachers with more liberal views agree to put up with some variety in clothing disciples, but only in the event that it will be sustained in the business style.
That's what the teacher says about the form of one of British schools, Kelly Freeman:

– I think school uniforms – it is good, if the following conditions are met: It looks elegant. Girls are allowed to choose between skirts and trousers. There are children whose parents have no opportunity to wear their catchy and expensive. School uniforms would solve the problem of the emergence of potential complexes in humans.
The purpose of the introduction of school uniforms was the unification of students, smoothing social disparities between their families. I support such measures, as is often the case that insolent behavior of wealthy students degrading poorer classmates provokes jealousy and conflict.
I like when everything is more or less the same dress, it brings discipline removes the inequality of pupils, just enough shape design aesthetic.

Консультация юриста:

Школьная форма – обязательный элемент системы образования, что устанавливает  Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года. По закону к компетенции, правам, обязанностям и ответственности образовательной организации (Школы) относится установление требований к одежде обучающихся, если иное не установлено Законом и законодательством субъектов Российской Федерации.

Требования к одежде обучающихся вводятся с целью:

–  обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни;
–  устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися;
– предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед ровесниками;
– укрепления имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.

Требования к одежде обучающихся и обязательность её ношения могут быть установлены локальным нормативным актом образовательной организации.
Общий вид одежды обучающихся, её цвет, фасон могут быть определены органом государственно-общественного управления образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным родительским собранием, попечительским советом и другими).
Одежда обучающихся может иметь отличительные знаки образовательной организации (класса, параллели классов): эмблемы, нашивки, значки, галстуки и так далее.
Одежда обучающихся должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7./1.1.1286-03» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. №51).5
Одежда обучающихся должна соответствовать погоде и месту проведения учебных занятий, температурному режиму помещений, а также общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер.6(слайд 8)

Мнения родителей: Школьная форма помогает сравнять детей, не разделяя на бедных и богатых, не все родители имеют возможность купить своим детям вещи как у сверстников из обеспеченных семей. Понимая, что он одевается не так, ребенок легко может утратить веру в свои силы и таланты и полностью забросить учебу.

Мнения учащихся (респонденты, учащиеся гимназии 7-10 классы, мальчики – 75, девочки – 71):

Анкета

1. Есть ли закон о введении школьной формы?
2. Как вы относитесь к введению школьной формы? (положительно, отрицательно)
3. Зачем нужна школьная форма? (не менее 2-х положений)
4. Какой должна быть школьная одежда? (не менее 3-х положений)

(слайд 9)

Рис.1. Есть ли закон о введении школьной формы

Рис.1. Есть ли закон о введении школьной формы

Рис. 2. Как вы относитесь к введению школьной формы

Рис. 2. Как вы относитесь к введению школьной формы

(слайд 10)

img3.jpg (16339 bytes)

Рис. 3 Зачем нужна школьная форма

(слайд 11)

img4.jpg (26083 bytes)

Рис. 4. Какой должна быть школьная одежда

(слайд 12)

В результате данных анкетирования можно сделать следующие выводы:

– о том, что введение школьной формы закреплено законодательно знают большинство учащихся гимназии;
– большинство мальчиков против введения школьной формы, это объясняется тем, что у мальчиков проявляется стремление к свободе проявления своего «я», независимости, удобству, комфорту, форма сковывает;
– у девочек проявляется тенденция, что группы почти одинаковы по количеству. Скорее всего, это связано с тем, что девочки более дисциплинированные, а также у девочек сильно развито стремление к индивидуальности, отсюда нежелание носить школьную форму;
– отвечая на вопрос: «Зачем нужна школьная форма?», мальчики и девочки выделяют статус, показывая, что форма подчеркивает принадлежность к особой группе; на второй позиции  группа мальчиков, которая вновь демонстрирует несогласие  с введением школьной формы.

Девочки считают, что введение школьной формы, поможет преодолеть неуверенность, поэтому многие высказываются за единый стиль. Равное количество девочек  в группах, которые стремятся к свободе, и те, которые стремятся к дисциплине – показатель проявления противоречивости в данном возрасте.

– У мальчиков преобладает мнение о свободной школьной одежде, что вновь подтверждает несогласие  с введением школьной формы. У девочек преобладает группа, которая хочет носить красивую, удобную одежду, соответствующему молодежному стилю.

Проанализировав результаты анкеты, мы пришли к выводу, что школьный возраст достаточно противоречив, в связи с этим ребенок переживает большое количество внутренних конфликтов и возможно введение школьной формы позволит сосредоточить внимание на учебной деятельности.

ТЕЛЕМОСТ (в классе располагаются студии (группы учащихся) представителей различных стран)

Россия: Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году (слайд 13). Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной (слайд 13).
Форма девочек тоже была строга: коричневые платья с фартуками, правда, из ткани высокого качества и с изящным покроем, который делал девичий силуэт стройным (слайд 14) 7
Однако уже в те времена гимназисты относились к форме неоднозначно. С одной стороны, гордились, потому что в гимназиях учились дети состоятельных родителей, и форма подчеркивала их принадлежность к высшему сословию. С другой стороны, не любили, потому что форму обязывали носить после уроков. Если гимназистов в форме засекали в неположенных местах: в театре, на ипподроме, в кафе, ресторация – им приходилось несладко. В дни российских торжеств гимназисты одевались в праздничную форму, приближенную к одежде взрослых: костюм военного кроя для мальчика и темное платье с плиссированной юбкой до колен – для девочки.

По неписаным правилам гимназисту на улице полагалось обязательно скрывать номер гимназии, в которой он учился, чтобы гимназист, совершивший проступок, мог остаться неопознанным. Номер должен был быть выломан с фуражки, и гимназист, который этого не делал, жестоко преследовался товарищами. С той же целью перевертывалась, пряталась бляха ремня.
В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена. Старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям.
Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.

Однако со временем, было решено возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. Произошло это в 1948 году, в период всеобщего «обмундирования», когда ведомство за ведомством одевались в форму. Школьная форма образца 1948 года фактически копировала фасон формы классических гимназий — и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам. Мальчиков одели в военные гимнастёрки, а девочек – в коричневые шерстяные платья с чёрным передником (по праздникам – белым).
Но уже через несколько лет серые гимнастёрки были заменены синими костюмами.
Форма девочек со временем не изменилась (слайд 15-21).8
Дожила эта форма до конца 1962 учебного года. Первоклассники–мальчики сентября 1962 года пошли в школу уже в новой форме — без фуражек с кокардой, без поясных ремней с массивной пряжкой, без гимнастерок. Форма для девочек практически не изменилась.
В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы, а в 1973-м — в костюмы из синей полушерстяной ткани, с эмблемой и алюминиевыми пуговицами. В 1976 году девочки также стали одеваться в новую форму. С той поры девочки стали ходить в темно-коричневых платьях, а мальчики – в синих костюмах. В середине 80-х произошла последняя реформа формы: мальчикам и девочкам пошили пиджаки синего цвета (слайд 22).9
И только в 1992 году школьную форму отменили, исключив соответствующую строку из Закона “Об образовании” (слайд 23).10
В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, существуют правила ношения одежды. С 1 сентября 2013 года ношение школьной формы становится обязательным в соответствии с Законом «Об образовании».11

Великобритания: Современные ученики консервативной Англии по-прежнему любят школьную форму, которая является частью истории их учебного заведения.

Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. (слайд 24)

History of school uniforms

School uniform in England was first introduced on a large scale during the reign of King Henry VIII. The uniforms of the time were referred as "bluecoats", as they consisted of long trench-coat-style jackets dyed blue. Blue was the cheapest available dye and showed humility amongst all children. The first school to introduce this uniform was Christ's Hospital and it is the oldest uniform of any school.[2]
In 1870, the Elementary Education Act 1870 made elementary education available for all children in England and Wales. The popularity of uniforms increased and eventually most schools had a uniform. During this period most uniforms reflected the trends of the age, with boys wearing short trousers and blazers until roughly the age of puberty and then long trousers from about 14 or 15. Girls mainly wore blouse, tunic dress and pinafore later progressing towards the beginning of the 20th century to gymslips.
These uniforms continued until the 1950s when after the Butler reforms secondary education was made free and the school leaving age was raised to 15. (рис. ….). These reforms encouraged schools to implement uniform codes which were similar to other schools. Distinct "summer" and "winter" uniforms were sometimes required, particularly for girls where dresses were mandated for summer and gymslip for winter.
Today, the Government believes that school uniforms play a valuable role in contributing to the ethos of schools: The Department for Children, Schools and Families strongly encourages schools to have a uniform as it can instill pride; support positive behavior and discipline; encourage identity with, and support for, school ethos; ensure pupils of all races and backgrounds feel welcome; protect children from social pressures to dress in a particular way; nurture cohesion and promote good relations between different groups of pupils.
Pupils at many secondary schools in Britain have to wear a school uniform. This usually means a white blouse for girls (perhaps with a tie), with a dark-coloured skirt and pullover. Boys wear a shirt and tie, dark trousers and dark-coloured pullovers. Pupils also wear blazers – a kind of jacket – with the school badge on the pocket. They often have to wear some kind of hat on the way to and from school – caps for boys, and berets or some other kind of hat for girls. Shoes are usually black or brown. And no high heels. (слайд 25)
Young people in Britain often don’t like their school uniform especially the hats and shoes. Sometimes they do not wear the right clothes. School will often give them a warning the first time that this happens but then will punish them if they continue not to wear the correct uniform. Во многих её бывших колониях форма не была отменена, и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке. (слайд 26)

Во  Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах. В Польше — до 1988 года.(слайд 27)

В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики могут участвовать в её разработке.

В Японии для большинства средних и старших школ обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков, и белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку — “матросский костюм”. К форме обычно даётся ещё и большая сумка или портфель (рис.7).
За пределами школы девочки тоже одеты по-школьному, потому что альма-матер – это эталон и образец для подражания. (слайд 28)
Мальчики носят «гакуран»: брюки и темный пиджак с воротником-стойкой и рядом пуговиц. Фасон, кстати, имеет прусские корни: такую форму носили солдаты прусской армии XIX века. Это, ни много ни мало, отголоски тех времен, когда Япония заимствовала идеи, в том числе и образовательные, у стран просвещенной Европы.
В японских школах частенько проходят показы мод, где каждая школа демонстрирует собственные ноу-хау в сфере школьного обмундирования. Даже персонажи японских мультиков манга часто одеты в гакуран. Это интересно. В Японии выпустили курточки для учеников, оснащенные встроенной спутниковой системой навигации GPS. Она позволяет родителям отслеживать место нахождения детей через свои персональные компьютеры. Система имеет важное дополнение: если ребенку кто-нибудь или что-нибудь угрожает, он может послать сигнал тревоги в службу безопасности, просто нажав кнопку.12

В  США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. Главное ее назначение – служить символом и опознавательным знаком, который отличает учащихся одного учебного заведения от питомцев другого. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code). Запрещены слишком открытые топы, низко сидящие брюки (слайд 29-30).

На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений (слайд 31).

В Австралии дети помладше ходят на занятия в джинсах и фуфайках. Но если юный австралиец определился с выбором специальности, он будет носить только строгий костюм.
Школьная форма – это вовсе неплохо: как знак принадлежности к определенному сообществу людей. Форма – опознавательный знак, часть символики, которая отличает людей одной профессии, убеждений, от других. Большая половина населения Земли, пребывающая в школьном возрасте, носила, носит и будет носить ученическую форму.13 (слайд 32)

Проект школьной формы (учащиеся работают в группах над созданием проектов школьной формы)

Сообщение учащегося:

Требования к школьной форме: Сегодняшние производители предлагают довольно широкий выбор фасонов в различных коллекциях школьных форм. Если договориться с родителями об определенной расцветке, то из предложенного ряда моделей можно выбрать что-то по вкусу и размеру. Например, для девочек это могут быть юбки двух-трех, а у некоторых фирм и пяти-семи фасонов, несколько вариантов сарафанов, жилетки (трикотажные и тканевые), брюки и бриджи, пиджаки также предлагаются в ассортименте. При всем этом многие школы не вводят почти никаких ограничений на блузки, кофточки и рубашки, за исключением того, что они не должны быть кричащих расцветок или вызывающе вульгарных фасонов.
Многим имиджмейкерам, которые занимаются разработкой школьных стилей, приходится сталкиваться с мнением о том, что школьная форма – это неудобно и неуютно. Но стилисты уверяют, что неудобство возникает только поначалу, а когда привыкаешь, приходит чувство стиля, ведь деловые костюмы во взрослой жизни придется носить регулярно. Кроме того, чтобы устранить ощущение неудобства, дизайнеры школьной формы разработали очень красивую и удобную школьную одежду: плиссированные юбки, пиджаки, сарафаны, блузки с кружевными манжетами и модными воротничками, трикотажные безрукавки, жилеты на пуговицах и молниях.
В некоторых школах существует так называемый свободный день. Обычно это пятница или суббота (в зависимости от продолжительности учебной недели), когда учебная нагрузка минимальна и дети уже расслабляются перед предстоящими выходными. В такие дни разрешается приходить на занятия в любой одежде. Это дает учащимся ощущение определенной свободы и не сильно вредит сложившемуся распорядку школьной жизни.
 Одежда – это совокупность предметов, которыми покрывают тело человека, предохраняющих то неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Значение одежды для сохранения здоровья и работоспособности человека очень велико, особенно если это растущий организм.
Для того, чтобы одежда  выполняет не только утилитарную, но и эстетическую, психологическую, социальную роль и способствовала укреплению здоровья детей, – она должна удовлетворять ряду требований:
–  функциональных (предохранять  человека от неблагоприятных атмосферных воздействий, обеспечить оптимальные температурные условия);
– эргономических (создавать удобство и комфорт);   
– антропометрических (соответствие  росту, размеру, полноте, свобода облегания);
– гигиенических  ( необходимы  для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека); 
–  гигиеническим требованиям относятся: теплозащитность, гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, водонепроницаемость;
– эстетических;    
– эксплуатационных;
– экономических.
Учитывая все это можно определить критерии  выбора школьной формы.
Первое, на что необходимо обратить внимание при выборе школьной формы – это ее безопасность и комфортность. Она не должна быть узкой, чтобы не сковывать движения. Пусть ребенок сможет свободно дотянуться до верха учебной доски, быстро ходить по лестницам, нагибаться за упавшей ручкой, удобно провести физпаузу во время урока. Второе – качество материалов, из которых она будет сшита. Желательно, чтобы пошив школьной формы осуществлялся из натуральных тканей. Они не вызывают аллергию, хорошо пропускают воздух (значит ребенок не вспотеет) и при этом держат тепло. Третье – простой уход за вещами, он облегчит ваш труд. Выбирая ткань, отдайте предпочтение той, которая хорошо стирается, не теряя товарный вид, легко гладится и не мнется. Чем младше ребенок, тем чаще он пачкается. Комплект взаимозаменяемых элементов поможет ему быть всегда опрятным. Четвертое – одна из функций формы, это привить детям хороший вкус и чувство стиля. Поэтому она должна быть актуальной и эстетичной. Новейшие технологии кроя и современное производство школьной формы, позволяют удовлетворить самые утонченные вкусы и запросы потребителя. Рынок предлагает сейчас огромный ассортимент. Для девочек это и юбки, сарафаны, брючки, платья и всевозможные кофточки и блузы. Мальчикам можно подобать классические костюмы, бриджи, жилеты и рубашки.
Стала модной, в последнее время, школьная форма СССР, купить которую сейчас не сложно. Заимствованные у дворянских барышень платья с фартуками, актуальны и сейчас. Это еще раз говорит о том, что, выбирая форму, мы выбираем средство коммуникации, поэтому необходимо учитывать мнение и детей и учителей.
(слайд 33-38)

Сообщение учащегося:

Проекты школьной формы:

Для девочек – юбка, сарафан, жилет, необычные рубашки, также есть и бриджи. Для мальчиков – пиджаки, рубашки, классический вариант брюк.  Рубашки  и блузки жёлтого цвета, потому что символ желтого цвета – Солнце, источник тепла, света и жизни на Земле. Этот цвет наполняет человека энергией. Немецкий поэт Гете, которому принадлежит концепция цвета, считал, что темные цвета действуют на человека успокаивающе, а светлые – возбуждающе. Мы считаем, что солнечный цвет будет способствовать стремлению  детей к успешной учёбе.

Белый цвет — это воздух, солнце, чистота, прозрение, непорочность, невинность. Также белый цвет означает святость, спасение, священство, духовную власть. В христианстве этот цвет всегда означал невинность души, чистоту и святость жизни. В Библии значение белого цвета – это чистота и невинность. Одежда белого цвета также означают чистоту и триумф или непорочность духа над плотью.

Сиреневый цвет в психологии – цвет светлого будущего, ностальгии и креативности.

(В целом, любой оттенок фиолетового цвета, создает ощущение таинственности и загадочности). Выбирается, как правило, в подростковом возрасте. Это связано с тем, что сиреневый цвет является смесью синего цвета и красного (эта смесь двух начал – начала мужского и женского). Сиреневый цвет (как и фиолетовый) – основа цветотерапии. Сиреневый – цвет новых начинаний и роста. Он – словно долгожданная весна после холодной и долгой зимы. Сиреневый цвет является и цветом бдительности.

Защита проектов школьной формы

(Проекты школьной формы. слайд 39-42)

Круглый стол (возможные мнения участников «Круглого стола»)

– “Дресс-код” – слово относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально означает “код одежды”, то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определенной корпорации. Работодатель может установить свои правила: например, женщинам нельзя приходить на работу в брюках, или – можно только в деловых костюмах, или юбки должны быть до колена – ни короче, ни длиннее, свободная форма по пятницам и т.д. и т.п. Многие взрослые россияне уже приобщились к корпоративному духу, но их дети по-прежнему ходят в школу “в чем попало”.

– «Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие, – считает модельер Вячеслав Зайцев. Возможно, для повышения собственной самооценки школьный дресс-код может оказать огромную услугу, ведь он позволяет одеваться стильно, хотя и строго».

– Форма – это неотъемлемая часть организованного коллектива. Мы считаем, что форма должна вызывать желание ее носить, возможно, даже необходима расшифровка значимости цвета, фасона.

– Существует мнение, что школьная форма подавляет индивидуальность ученика. Однако самоутверждение ученика в школе главным образом должно происходить через его творческие и интеллектуальные успехи.

– Родители, учителя, учащиеся должны принять активное участие в разработке школьной формы. Необходимо участвовать в делах школы и класса, отстаивать свои взгляды, аргументировать их, изучать проблемы. Можно до хрипоты доказывать друг другу, что школьная форма – это плохо, но ничего не сделать, чтобы попытаться ее создать такой, чтобы гордиться ею. А можно на заседании общешкольного родительского комитета, выступить с конкретным предложением проекта школьной формы и убедить всех в правильности своего мнения. Найти фирму, производящую качественную школьную форму, предложить свои проекты или из разнообразной коллекции предприятия выбрать то, что понравится.

– Педагоги, проявляя чуткость и индивидуальный подход к своим ученикам, помогут прививать им чувство прекрасного, такт и культуру поведения. И тогда на празднике Последнего звонка выпускники гимназии  повяжут бантики и наденут не коричневые платья школы 80-х, а форму, которая отличит их от сверстников, выделит из миллионов бывших школьников и заставит гордиться тем, что они учились именно в этой школе и в этом классе.

– Делая выводы из сказанного, отметим – современная школьная форма – это набор одежды и аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться, оставаясь при этом школьной формой. Школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу. Она должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность. Если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно.

–  Пушкин,  будучи лицеистом,  тоже носил форму.

– Предлагаем, на занятиях модельной студии «Ярославна» отшить коллекцию школьную формы по эскизам и продемонстрировать ее на общешкольном родительском собрании. (слайд 43-49)

Список используемой литературы

1. Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7./1.1.1286-03 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. №51).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
3. http://www.svk-klassiki.ru/pages/4.htm
4. http://ru.wikipedia.org/
5. http://ria.ru/spravka/20130901/959462561
6. http://images.yandex.ru/yandsearch
7. http://www.istorya.ru/articles/school_uniform.php
8. http://www.licey-stil.ru/index.php?r=front/readArticle&id=8
9. http://ria.ru/spravka/20130901/959462561
10. http://www.licey–stil.ru/index.php?r=front/readArticle&id=8

_____________________________________________________________________________________________

1 Педагог-психолог гимназии № 80 Доровских Оксана Дмитриевна
2 Директор гимназии № 80 Миронов Александр Алексеевич
3 Зам. директора по воспитательной работе гимназии № 80 Соболева Евгения Алексеевна
4 Ильичева Марина Владимировна – учитель русского языка и литературы
5 Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7./1.1.1286-03 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. №51).
6 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
7 http://images.yandex.ru/yandsearch
8 http://images.yandex.ru/yandsearch
9 http://www.istorya.ru/articles/school_uniform.php
10 http://images.yandex.ru/yandsearch
11 http://www.svk–klassiki.ru/pages/4.htm
12 http://ru.wikipedia.org/
113 http://ria.ru/spravka/20130901/959462561