Программа освоения краеведческого материала во внеурочной деятельности в рамках летнего профильного краеведческого отряда

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Каждый учитель стремится к тому, чтобы его предмет школьники знали и любили.   Сформировать и поддерживать интерес к предметам «Технология» и «Искусство» во внеурочной деятельности можно через участие школьников в различных  творческих конкурсах, предметных олимпиадах. Новые ФГОС требуют искать новые формы работы с учащимися.

В 20132014 учебном году  в нашей школе был организован в школьном  лагере «Радуга»  профильный отряд краеведческого направления «Рукодельницы». Организация такого отряда органично дополняет учебновоспитательную работу образовательного учреждения, систему дополнительного образования  с одарёнными школьниками в данном направлении.

Актуальность разработки программы

На уроках Технологии  и искусства большое внимание уделяется традиционным Вятским ремёслам. На уроках искусства дети изучают вятские промыслы, их особенности, а  на уроках технологии девочки учатся вышивать, осваивают лоскутную технику.  Поддерживать интерес к изучению истории родного края можно только за счёт дополнительных часов во внеурочной деятельности.

Лето – великолепная возможность для получения новых и закрепления имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного образования. Исходя из этого, лето – это время для развития творческого потенциала, приобщения    к социокультурным  и нравственным ценностям, удовлетворения индивидуальных интересов, развлечений, игр, восстановления здоровья.

Кроме того, правильная организации летнего отдыха детей способствует формированию у ребят универсальных учебных навыков, коммуникативных навыков, повышается интерес к предметам «Технология» и «Искусство».

Обоснование программы

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

–          повышением спроса родителей и детей на организованный летний отдых школьников 58 классов в условиях школы;
–          необходимостью развивать сложившуюся систему работы с одарёнными школьниками по предметам «Технология» и «Искусство»;
–          необходимостью использования богатого творческого потенциала учащихся и педагогов в реализации цели и задач программы.

Данная программа по своей направленности является комплексной,     т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в рамках 1 смены.

Программа рассчитана на учащихся 58 классов.

Цели и задачи программы

Цель программы – создание условий для всестороннего развития личности ребёнка в условиях летнего школьного лагеря и укрепление психического и физического здоровья.

Программа  профильного краеведческого отряда способствует формированию у ребят:

  • интереса к истории Вятского края, традиционным ремёслам;
  • уважения к традициям, обычаям, культурному наследию;
  • мотивации к изучению краеведческого материала;
  • умения и навыков исследовательской деятельности;
  • умения использовать приобретенные знания в повседневной жизни;
  •   творческих и коммуникативных способностей  школьников;
  • общешкольных умений и навыков обучающихся.

Ожидаемые результаты работы программы:

  • развитие у школьников интереса к предмету «Технология» и «Искусство»;
  • укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и классов;
  • повышение уровня нравственного воспитания учащихся;
  • воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к   истории, культуре, традициям и обычаям родного края;
  • проявление новых творческих способностей учащихся, открытие новых талантов;
  • развитие индивидуальных способностей детей, приобщение к творческой деятельности;
  • создание необходимых условий для самореализации учащихся в   различных сферах деятельности;
  • расширение кругозора  учащихся, развитие их познавательных интересов.

Основные направления реализации программы

Ежедневно в лагере проводились спортивнооздоровительные мероприятия, направленные на укрепление психического и физического здоровья школьников.

Краеведческое направление позволяло познакомить школьников с традициями и ремёслами Вятки. Школьники не только знакомились, но и осваивали технологию изготовления  вятских промыслов.

Профильные занятия, с заинтересованными детьми позволяют:

  • использовать нетрадиционные формы обучения;
  • сочетать различные формы, методы,  методические приемы обучения и воспитания;
  • учитывать интересы детей, их возрастные особенности и интеллектуальный уровень;
  • реализовывать творческий потенциал   одарённых учеников и учителя.

Для определения  степени удовлетворённости учащихся в профильном отряде  проводилась итоговая диагностика.

Школьники, анализируя работу летнего лагеря, отметили, что профильные занятия сформировали:

  • новые знания из истории родного края и умение использовать их в своей жизни;
  • удовлетворение от полученных знаний и формы проведения занятий;
  • общение с интересными людьми и сверстниками, и  желание продолжать совместную деятельность;
  • дали толчок к участию в различных конкурсах, олимпиадах и исследовательских проектах.

В течении профильной смены девочки краеведческого отряда «Рукодельницы» укрепили своё здоровье, благодаря ежедневному занятию утренней зарядкой, занятиям в бассейне и участию в спортивных соревнованиях.

Сходили на экскурсию в библиотеку им. А. С. Пушкина, узнали много интересного, научились пользоваться картотекой при поиске нужной информации. Посетили экологическую выставку необычных экспонатов «Чудеса из мусорной корзины».

Научились делать изделия в технике «Оригами» и «Макраме». Освоили искусство изготовления конфетных букетов. Узнали историю народных кукол и изготовили несколько обереговых куколок.

Посетили выставку изделий народного творчества в ОДНТ и удивились огромной фантазии Вятских рукодельниц. Раскрыли тайну пояса в народном костюме и освоили три способа изготовления традиционного  для Вятского костюма пояса.

Познакомились с экспозицией в музее Дымковской игрушки, после которой под руководством опытной мастерицы изготовили и раскрасили свою дымковскую игрушку в виде птички. Разгадывали загадки ткачества, самостоятельно готовили  материал и общими усилиями соткали на ткацком станке коврик. Узнали историю создания русской матрёшки, поняли отличия Вятской матрёшки от других и раскрасили  заготовки матрёшек в Вятских традициях. Освоили технологию изготовления поделок из солёного теста.

Побывали в краеведческом отделе библиотеке им. А.М. Васнецова и познакомились с литературой о традиционных вятских ремёслах. Принимали участие в конкурсе экологического плаката, «Мисс лагеря», конкурсе необычных костюмов. Участвовали на митинге 20 июня и  почтили память погибших воинов. Гуляли по исторической части нашего города.

Летний профильный лагерь – это не только возможность развивать интерес детей к предмету, реализовывать заботу об их  здоровье, но и возможность общения на основе сходных интересов, возможность создания группы единомышленников. Такая группа во время учебного года продолжает свое существование в работе   кружка, в реализации  исследований, проектов технологической направленности.

Завершая работу в летнем профильном отряде анализом своей деятельности, ощущаешь удовлетворенность от успешного решения поставленных задач, от испытания новых форм взаимодействия в обучении, от общения  с людьми сходных интересов. Удовлетворенность порождает хорошее настроение, хорошее настроение обеспечивает прилив энергии, а прилив энергии позволяет генерировать новые идеи.  В планах на это лето краеведческая экспедиция в районы нашей области,  с целью знакомства с историей Вятского края и сбора экспонатов для школьного музея.

Результатом работы краеведческого отряда стало:

– участие и победы в олимпиадах школьников по технологии и искусству;
– участие и победы в конкурсе исследовательских работ по краеведению «Васнецовские чтения»;
– участие и победы в городских и Всероссийских конкурсах  декоративноприкладного творчества.

В этом году желающих осваивать народные ремёсла в школьном лагере ещё больше. Значит это школьникам интересно.  Главная цель достигнута!

Приложение 1

Приложение 2