Интегрированный урок (химия + литература + МХК) «Встать! Суд идет! Любовь: за и против». 11-й класс

Разделы: Химия, Литература, МХК и ИЗО

Класс: 11


Цели занятия: формирование знаний о химических и физиологических предпосылках любви, представлении любви в творчестве деятелей искусства.

Компоненты содержания урока:

  • знания о мире,
  • опыт творческой деятельности,
  • опыт эмоционально-ценностного отношения.

Способы усвоения содержания урока:

  • восприятие, осознание, запоминание;
  • решение проблемных задач;
  • переживание.

Методы обучения:

  • проблемное изложение,
  • частично-поисковый,
  • соотношение актов обучения с потребностями и мотивами учащихся.

Формы реализации методов обучения:

  • демонстрация;
  • чтение проблемных текстов;
  • решение проблемных задач с помощью учителя;
  • пример, убеждение, поощрение самостоятельности и самовыражения, уважение личности.

Организационная форма урока: ролевая игра с элементами дискуссии.

Задачи:

  • образовательные – представить информацию о положительном и отрицательном влиянии гормонов на организм человека, выделить физиологические признаки влюбленности; обобщить сведения о жизни деятелей искусства и их отношении к любви. 
  • воспитательные – воспитывать бережное отношение к чувствам и мнению окружающих людей,
  • развивающие – развивать умение работать в группах, анализировать информацию, делать выводы.

Материалы к занятию: презентация (Приложение 3), тексты художественных произведений, материалы Интернет-сайтов.

Пояснения к занятию

Занятие проводится в форме судебного заседания. Ведущими суда выступают педагоги. Судьями являются приглашённые гости, которым даётся задание: оценить выступления всех участников процесса по следующим позициям:

  • Чувство любви положительно или отрицательно влияет на жизнь человека?
  • Должны ли люди проявлять чувство  любви  в современном обществе?

Учащиеся 11 класса делятся на группы (участники процесса): обвиняемые-влюблённые, адвокат и свидетели защиты, прокурор  и свидетели обвинения, из оставшихся учащихся формируется коллегия журналистов. Учащимся заранее раздаются задания.

ОБВИНЯЕМЫЕ: подготовить совместное фото, собственные выступления  в защиту любви, используя знания по химии, подкрепляя примерами литературы, опираясь на содержание прозаических и лирических произведений и/или биографии писателей и другие источники.

ПРОКУРОР: подготовить обвинение (выступление), вопросы к обвиняемым, заключительное слово обвинения.

СВИДЕТЕЛИ ОБВИНЕНИЯ:

Ученый – химик: подготовить выступление о ВРЕДЕ  химических веществ (гормонов) и превращений  этих веществ (химических реакциях) в организме человека на этапе  формирования чувства любви.
Искусствовед: подготовить выступление  на тему «Живопись «против» любви».
Литераторы: подготовить выступление о трагическом влиянии любви на жизнь писателей и поэтов (Пушкин, Есенин, Маяковский), а так же героев прозаических произведений (Л.Н. Толстой «Анна Каренина», Куприн А.И. «Гранатовый браслет», Горький М.  «Макар Чудра»).

АДВОКАТ: подготовить ответное слово защиты (выступление) в защиту обвиняемых, вопросы к обвиняемым, заключительное слово защиты.

СВИДЕТЕЛИ ЗАЩИТЫ:

Ученый – химик подготовить выступление  о ПОЛЬЗЕ химических веществ (гормонов) и превращений  этих веществ (химических  реакциях) в организме человека на этапе формирования чувства любви.
Искусствовед: подготовить выступление на тему «Живопись «за» любовь».
Литераторы: подготовить выступление о любви писателей и поэтов, иллюстрирующих красоту высоких чувств (Марина Цветаева, А.И. Солженицын). Представить, как тема высоких чувств раскрывается в прозаических произведениях (Грин «Алые паруса», Джейн Остин «Гордость и предубеждение»).

КОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛИСТОВ:

  • Написать статью по факту судебного разбирательства.
  • Написать эссе о своем отношении к обсуждаемой проблеме.
  • К окончанию судебного заседания подготовить газету – отчет.

План занятия:

  • Вступительное слово ведущих суда (5 мин).
  • Обвинительное слово прокурора (3 мин).
  • Ответное слово адвоката (3 мин).
  • Допрос обвиняемых (4  мин).
  • Выступление свидетелей обвинения (6 мин).
  • Выступление свидетелей защиты (6 мин).
  • Последнее слово обвиняемых (2-3 мин).
  • Последнее слово прокурора и адвоката (5 минут).
  • Принятие решения судьями и оглашение приговора (2 мин).
  • Заключительное слово ведущих суда. Подведение итогов занятия (3 мин).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступительное слово ведущих суда

Ведущий 1. Сегодня наш урок мы решили провести в нетрадиционной форме – форме судебного заседания под общим названием «Любовь «за» и «против». К любви во все времена всегда было неоднозначное мнение. Даже сегодня, если мы проведём среди присутствующих небольшой опрос, получим совершенно разные мнения. Кто-то из вас скажет, что любви нет, кто-то заявит, что любовь может встретиться в жизни человека лишь однажды, кто-то скажет, что за одной любовью может последовать другая. Такими же разногласиями завершится опрос, что делает человека лучше: разделённое или неразделённое чувство.
Поэтесса начала 20-го века Анна Ахматова в своём стихотворении «Любовь» писала об этом чувстве так:

То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя...
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.

Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.

Ведущий 2. Уважаемые участники судебного процесса! В Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя школа № 15» произошло из ряда вон выходящее происшествие: два ученика выпускного класса обвиняются во взаимной любви друг к другу (представление обвиняемых-влюблённых). Разобраться в происходящих событиях нам помогут уважаемые господа судьи (представление судей), обвинять влюблённых будут прокурор, в защите выступит адвокат.

Обвинительное слово прокурора. 1 сентября прошлого года наши влюблённые впервые встретились в стенах «Средней школы № 15». Между ними вспыхнула любовь. Трудно было не заметить их отношения. Влюблённые перестали замечать всё, что происходит вокруг, перестали учиться, не помогают родителям и не хотят обсуждать с ними сложившуюся на пороге экзаменов ситуацию.
Я проанализировала успеваемость и посещёние занятий наших обвиняемых. Юноша постоянно опаздывает на первые уроки, приходит невыспавшимся; у него есть неудовлетворительные оценки по русскому и английскому языкам, по математике, много долгов за невыполнение домашних заданий. Девушка опаздывает меньше и реже, но с успеваемостью ситуация напряжённая: практически по всем предметам имеет неудовлетворительные оценки.
Любовь влияет на жизнь человека, и, как мы видим, не всегда положительно. Доказывающими факторами послужат здесь выступления свидетелей обвинения (химиков, литераторов, искусствоведов). Они помогут судьям принять правильное решение. В качестве наказания предлагаю разделить влюблённых по разным школам.

Ведущий 1. Пожалуйста, ответное слово  – адвокату обвиняемых.

Адвокат. Такое чувство, как любовь, является катализатором различных процессов. Учёные доказали, что гормон любви способствует омоложению мышц. По данным различных исследований, влюблённые люди более активны, успешны, они меньше болеют. Любовь способствует поддержанию здорового образа жизни. Любовь заставляет человека творить. Сколько было написано различных произведений искусства благодаря любви! А это развивает культуру любой страны.
Я выступаю против такого решения разлучить влюблённых, прошу дать им возможность проявить себя с лучшей стороны и показать свои способности в стенах этой школы.

Ведущий 2. Вопрос адвокату: «Ваши подзащитные готовы дать свои показания по делу?»

Адвокат. Да.

Допрос обвиняемых. Влюблённые рассказывают о своих взаимоотношениях, о положительных сторонах друг друга.

Прокурор. Прошу заслушать свидетелей обвинения. Слово прошу предоставить учёному-химику.

Адвокат. Мы просим изменить порядок заседания и первым выслушать свидетеля защиты учёного-химика.
Ученый-химик со стороны защиты рассказывает о положительной роли чувства любви для организма человека (в приложении 1 приводится справка, сформированная по данным интернета, данные справки могут быть изменены в соответствии с заданной учителем целью).

Прокурор. Прошу заслушать свидетеля обвинения и ответное слово прошу предоставить учёному-химику.

Учёный-химик со стороны обвинения объясняет минусы влюблённости (Приложение 1).

Прокурор. Прошу вызвать свидетеля-искусствоведа.

Искусствовед рассказывает, какие произведения написаны живописцами «против» любви (Приложение 2).

Прокурор.  Прошу для дачи свидетельских показаний пригласить литератора.

Литератор рассказывает о любви в жизни Пушкина, Есенина и Маяковского.

Прокурор. У меня есть вопрос к свидетелю. А как в литературе отражено негативное влияние любви на героев книг?

Литератор дополняет ответ рассказом о судьбе Анны Карениной из романа Льва Толстого.

Прокурор. У нас есть ещё один свидетель-литератор. Что он нам скажет по существу дела?

Литератор рассказывает о героях произведений Куприна «Гранатовый браслет» и «Макар Чудра» М.Горького.

Ведущий 1 (обращаясь к прокурору). У вас все свидетели выступили?

Прокурор. Да.

Ведущий 2. Настал черёд выслушать свидетелей защиты. Адвокат, кого вы предлагаете заслушать сейчас?

Адвокат. Следующий свидетель защиты – выступавший уже сегодня здесь искусствовед.

Искусствовед рассказывает о светлой стороне любви (Приложение 2).

Адвокат. А сейчас прошу представителя литературы рассказать нам, как авторы произведений художественной литературы отражают положительное влияние любви на свою жизнь.

Литератор рассказывает о безграничной любви Марины Цветаевой к мужу, о счастливой супружеской жизни четы Солженицыных.

Адвокат. О влиянии любви на судьбы героев книг нам даст свидетельские показания следующий свидетель защиты – литератор.

Литератор рассказывает о счастливых судьбах героев книг А.Грина «Алые паруса» и Д.Остин «Гордость и предубеждение».

Ведущий 2. Все свидетели по делу выступили. Заслушаем последнее слово обвиняемых.

Последнее слово обвиняемых. Девушка зачитывает отрывок из стихотворения Марины Цветаевой «Солнце – одно, а шагает по всем городам», юноша в ответ – стихотворение Эдуарда Асадова «Я могу тебя очень ждать».

Ведущий 2. Слово предоставляется прокурору.

Прокурор. Свидетели обвинения – работники химической лаборатории – привели неоспоримые факты негативного воздействия гормонов на организм человека, формирующих ощущение влюблённости, доказали прямую взаимосвязь сердечнососудистых заболеваний, психических расстройств, нарушений работы кровеносной системы с гормонами и их превращениями в организме человека в момент возникновения ощущения любви.
Кроме того, теперь мы знаем, чем могут завершиться отношения нашей пары в будущем, опираясь на примеры русских и зарубежных художников.
Подводя итог выступлениям литераторов, можно сделать вывод, что ни влюблённость, ни любовь не привели к хорошей и счастливой жизни ни поэтов, известных всему миру, ни писателей, которым присуждались мировые награды в области литературы, ни тем более героев их произведений. Прошу судей оценить влияние любви и дать правильную оценку свидетельствам всех выступавших.

Ведущий 1. Что думает по данному делу сторона защиты?

Выступление адвоката. Обратимся к положительным моментам, которые здесь затронули химики-биологи, литераторы и искусствоведы. Давайте вспомним, что говорил здесь учёный-химик.
Вот, например, факт, что при поцелуях увеличивается защитная сила организма, улучшается мозговая активность и в целом – качество жизни. Мы практически все имеем слабый иммунитет, нам не помешает естественная защита от негативного воздействия стресса, плохой экологической ситуации.
Вспомним слова литераторов. Прекрасная Ассоль, мечтавшая о своём принце, теперь познает супружеское счастье, узнает, что значит счастье матери. Заметьте, теперь и качество жизни у неё другое: с отцом она проживала в лачуге, а с мужем будет жить в огромном доме с прислугой.
А художники? Многие из них обращались к теме любви и находили положительные стороны в том, что семья по вечерам собирается за общим столом, волнующие вопросы решаются сообща, нет ругани и ссор. Что может быть лучше?
Прошу суд отнестись благожелательно к нашим влюблённым. Они способны оказывать поддержку друг другу в трудный экзаменационный год, не стоит их разделять по разным школам в такой ответственный для них период.   

Ведущий 2. Просим судей принять решение по делу и огласить приговор.

Судьи оглашают приговор для влюблённых.

Заключительное слово ведущих суда:

Ведущий 1. Существует два понятия – любовь и влюбленность. В чем различие этих понятий?

Любовь – это сильное чувство, при котором не замечаешь, не видишь, не слышишь ничего вокруг, но при этом любящий видит и положительные и отрицательные качества в том, кого любит, он не искажает и не приписывает другому качеств, которых у того нет.

Влюблённость — сильное положительно окрашенное чувство (комплекс чувств), направленное на другого человека, влюблённость в отличие от любви может быть на грани фантазии, мечты, объекту влюблённости приписываются желаемые черты, которых, возможно, у него нет.

Ведущий 2. Но в глубине души каждого человека есть своё собственное понимание этих чувств. И каждый должен сам для себя решить – он «за» любовь или «против». Любовь – это всегда жертва, там, где есть эгоизм, там любви не может быть.