Бинарный урок (информатика + обществознание) на тему «Невидимая рука рынка (законы спроса и предложения)». 8-й класс

Разделы: Информатика, Экономика

Класс: 8


Ведущие методы: практико-ориентированный, проблемный.

Формы организации учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Тип учебного занятия: Учебное занятиеполучения новых знаний и применение новых знаний на практике.

По способу организации – конструирование и проведение урока двумя учителями разных дисциплин.

Продолжительность учебного занятия – 80 минут.

Цели урока обществознания:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – формирование экономических знаний:

  • создать условия для активного и осознанного усвоения учебного материала;
  • формирование целостного образа рыночной экономики и основ предпринимательской деятельности;
  • способствовать формированию представления об основных законах рынка и их действию;
  • осмыслить способы решения экономических проблем;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ – вовлечь в активную деятельность

  • создать условия для осознания и принятия важности экономического мышления в условиях конкурентной среды;
  • формирование чувства ответственности за принятые решения,

РАЗВИВАЮЩИЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ):

  • содействовать развитию навыков оперирования имеющимся потенциалом в конкретной ситуации;
  • продолжать формирование оценочных суждений;
  • представлять о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.

Цели урока информатики:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – рассмотрение приемов организации вычислений и построения графиков в электронных таблицах:

  • закрепить представление об организации вычислений в электронных таблицах, об относительных, абсолютных и смешанных ссылках;
  • применять электронные таблицы для решения экономических задач;
  • систематизировать и расширить представление учащихся о возможностях визуализации данных в электронных таблицах;
  • закрепить умение построения диаграммами разных типов;
  • развивать навыки чтения графиков

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ – вовлечь в активную деятельность

  • Расширить и развивать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией;
  • Развивать навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых экономических задач;

РАЗВИВАЮЩИЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ):

  • Коррекция аналитического мышления на базе компьютерного моделирования с применением программы Excel;
  • Расширить представление учащихся об обработке числовой информации в электронных таблицах;
  • Представлять о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека;

Средства обучения:

  • материал учебника и записей в тетрадях;
  • интерактивная доска
  • персональный компьютер;
  • раздаточный материал.

Ход урока

ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

Структура учебного занятия.

Организационный этап.

Слово учителя обществознания.

Слово учителя информатики.

Затрачиваемое время – 1-2 минуты.

Проверка домашнего задания.

Обществознания: работа с терминологическим аппаратом (фронтальный опрос).

Дать определение терминам и понятиям:

Экономика как наука Изучение закономерностей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ
Экономика как хозяйство Производство, распределение, обмен и потребление экономических благ
Базовая проблема экономики Ресурсов всегда недостаточно для удовлетворения растущих потребностей человека
Альтернативная стоимость Наилучший вариант выбора, от которого приходится отказаться
Основные вопросы экономики (назвать, объяснить) Что производить, как производить и для кого производить
Ресурсы производства(Назвать, объяснить, привести примеры) Это совокупность элементов производства, которые могут быть использованы для создания ценностей:
Природные, трудовые, материальные, финансовые, информационные, предпринимательские.
Факторы производства Ресурсы, вовлеченные в процесс производства товаров и услуг:
«Земля», «труд», «капитал», «информация», «бизнес».
Основные участники экономики (назвать, кратко охарактеризовать) Производитель
Потребитель
Государство
Типы экономических систем (назвать, объяснить) Традиционная, рыночная, командная (централизованная)
Основные признаки рыночной экономической системы Свобода предпринимательства, частная и иные формы собственности, конкуренция, мотив прибыльности, принцип экономической целесообразности.
Конкуренция Соперничество за лучшие условия производства и продажи товаров и услуг
Предпринимательство Организация предприятия на свой страх и риск
Основные качества предпринимателя  
Прибыль Разница между доходом и затратами
Законы рынка Закон спроса (обратная зависимость между ценой и величиной спроса);
Закон предложения (прямая зависимость между величиной предложения и ценой);
Закон стоимости.
Актуализация знаний.
Далее более подробно вспоминаем действие законов спроса и предложения (развернутые ответы).
Акцентируя внимание на следующие моменты:
1. Различия в понятиях «величина спроса» и спрос.
2. Влияние ценовых и неценовых факторов.
3. Законы – влияние изменения цена на ВЕЛИЧИНУ спроса или предложения.
Постановка цели.
Учитель
: вот на законах спроса и предложения мы сегодня мы и остановимся более детально.
Адам Смит называл действие этих законов «невидимой рукой». Для более полного понимания нам необходимо построить экономическую модель, что вы сейчас и сделаете с помощью компьютера.

Комментарии. Количество вопросов может быть различно, в зависимости от уровня подготовленности детей и учебной программы. Цель данного вида работы – проверка домашнего задания на основе знания терминов. Как вариант можно дать детям разгадать кроссворд, но тогда исчезает элемент соревновательности, так как за каждый ответ ребенок получает бонусную карточку, которую впоследствии он может использовать как накопительную отложенную отметку.

Затрачиваемое время – 15-20 минут.

Детям выдается раздаточный лист с заданиями.

ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ.

  • Компьютеры, сеть, интерактивная доска;
  • Карточка с заданием Приложение 1, план практической работы, варианты для самостоятельной работы учащихся Приложение 2.
Этапы План урока Средства обучения и затрачиваемое время
I Подготовительный.
Постановка учебных задач.
Устное разъяснение порядка работы на уроке, тема урока.
2 минуты
II Повторение. Фронтальный опрос изученного материала.Вопросы:
  • Назначение электронных таблиц Excel?
  • Чем отличается относительный адрес от абсолютного в электронных таблицах?
  • Для чего нужны графики и диаграммы?
  • Ось категорий – это какая ось?
Интерактивная доска
2 минуты
III Объяснение нового материала и подготовка к практической работе:
  • Объяснение построения графиков в Excel для решения Задачи1. Показать, как и что должно получиться (приведено в Опорном конспекте);
  • Раздача вариантов работы.
Интерактивная доска, раздаточный материал
9 минут
IV Выполнение практической работы:
  • Сохранение работы в свою именную папку
  • Помощь ученикам.
  • Печать графиков на принтере
  • Проверка правильности решения поставленной задачи путём сравнение работы каждого ученика с заранее построенными графиками;
  • Исправление ошибок в случае необходимости
Интерактивная доска, раздаточный материал, компьютер
20 минут
V Итоги:
  • Заполнение карточки Приложение 2.
  • Подведение итогов.
Интерактивная доска
7 минут

III. УСТНОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ ПОРЯДКА РАБОТЫ НА УРОКЕ.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ 

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ДЛЯ ЗАДАЧИ №1.

Объяснение сопровождается показом презентации.

ЗАДАЧА №1.

Функция спроса на помидоры: Q=7-Р. Функция предложения: Q= -5 + 2Р.

а) построить графики спроса и предложения;

б) определить параметры рыночного равновесия, т.е. определить равновесные цену и объем продаж /покупок;

в) что случится, если правительство установит цену на уровне 6 руб. за единицу товара и не позволит продавцам продавать свой товар по более низкой цене?

! описать ситуацию на рынке;

г) какое количество товара будет продано при цене 5 рублей за 1 кг? Назвать количество и объяснить.

ж) какое количество товара будет куплено при цене 3 рубля за 1 кг? Назвать количество и объяснить.

* – задания слегка повышенной сложности

д)* показать на графике, как изменятся равновесные цена и количество, если министерство здравоохранения России предупредит, что от употребления помидоров краснеют белки глаз и на коже выступает сыпь?

е)* как изменятся параметры рыночного равновесия, если правительство введет субсидию на каждый кг выращенных помидоров (Используется при объяснении материала через проектор.)

ОБЪЯСНЕНИЕ ПОСТРОЕНИЯ ГРАФИКОВ В EXCEL ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ1.

Для решения поставленной задачи нам надо зависимость Р-цены от Q – количества товара. Поэтому в нашей задаче произведем преобразования: Функцию спроса на помидоры: Qd=7-P преобразуем к виду Pd=7-Q, а функцию предложения: Qs=-5+2P преобразуем к виду Ps=(Q+5)/2

Алгоритм выполнения задания:

1. Заполнить таблицу значений.

2. Выделить диапазон В4:С16 и произвести действия ВСТАВКА→График.

3. Далее графики надо привести к виду, удобному для решения поставленной задачи, для этого необходимо сначала выбрать данные и подписать ряды(графики), для этого выделяем график и открываем Вкладку КОНСТРУКТОР→Выбрать данные и выполняем команду Изменить, в «Подписи горизонтальной оси», выбираем диапазон $A$4:$A$16, затем команду Изменить в «Элементы легенды» и подписываем ряды.

4. Должен получиться график:

5. Далее надо подписать оси, задать подпись оси категорий напротив делений, название диаграммы.

В Макете указать название диаграммы «Графики», дать название осей: X и Y. Все эти действия выполняются во Вкладке КОНСТРУКТОР→Добавить элемент диаграммы.

Здесь последовательно выбрать Оси, Название осей, Название диаграммы, Сетка

6. Выделить поочередно оси, по ПКМ, выбрать команду формат оси и задать сплошные границы для каждой оси. Для Оси категорий обязательно выполнить команду Формат оси→ПАРАМЕТРЫ ОСИ→Совпадает с делениями.

В результате получим диаграмму нужного вида, с которой вы будете далее работать и выполнять задания по обществознанию.

Решение задачи 1 приведено на рисунке

IV. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Выполненные работы проверяются учителем на соответствие с решением. В случае ошибки ученик исправляет ошибку и вновь проверяет график.

Образцы решения задач приведены ниже.

ВАРИАНТ 9.

Спрос на бананы описывается уравнением Qd=2400 – 100Pd, а предложение Qs=100+250Ps.

ВАРИАНТ 16

Спрос на шубы описывается уравнением Qd=11–P, а предложение Qs=2P-4

ВАРИАНТ 7

На внутреннем рынке зависимость между величиной спроса на товар и его ценой Pd=12–Q, а между величиной предложения и ценой как Рs=2+Q

ВАРИАНТ 8

На внутреннем рынке зависимость между величиной спроса на товар и его ценой Pd=12–Q, а между величиной предложения и ценой как Рs=4+Q

Все работы, выполненные в электронных таблицах, представлены в Приложении 3, рисунки в оригинальном размере в Приложении 4. 

V. ЗАПОЛНЕНИЕ КАРТОЧКИ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. 

В карточке ставиться баллы за практическую часть (возможет % выполнения задания), затем в карточке каждый ученик отвечает на конкретные вопросы по теме, проводит анализ какой для него был этот урок и придумывает свой вопрос к контрольной работе по изученной теме.

В итоге учитель выставляет оценки, анализируя карточки учеников.

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 

Оперирование знаниями при решении практических задач.

Учащиеся выполняют задания.

Роль учителей – индивидуальная консультация, ответы на вопросы, помощь тем, кто затрудняется.

Затрачиваемое время – 15 минут на выполнение заданий по обществознанию.

Отчет о выполнении работы.

Два-три ребенка по желанию (такие всегда найдутся).

Выполненное задание выводится на экран, и ребенок отвечает на поставленные вопросы.

Затрачиваемое время – 10 минут на развёрнутый ответ одного учащегося.

Слово учителя.

Так что же имел в виду А.Смит, когда говорил о «невидимой руке рынка»?

О каких функциях рынка мы можем говорить сегодня?

Какие факторы должен учитывать предприниматель, назначая цену?

Какие факторы могут повлиять на изменение цены?

Домашнее задание.

Продолжить работ у над глоссарием.

Продумать ответы на вопросы:

Каким образом уменьшение цены может привести к росту прибыли. Уметь показать ответ на своей модели.

Каковы цели вмешательства государства в рыночную экономику, и каким может быть механизм этого вмешательства.