Ритм в декоративно-прикладном искусстве. Панно из изразцов

Разделы: Начальная школа


Цели урока: познакомить с понятием и видами изразцов, научить приёмам лепки в изготовлении пластилинового панно; развивать моторику рук, аккуратность в работе.

Регулятивные УУД:

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • выбор основания и критерия для сравнения, классификации объектов.

Коммуникативные УУД:

  • способность договариваться, желание помочь товарищу и оценить его действия.

Оборудование для учителя: рабочая тетрадь по технологии, компьютер, проектор, образец.

Оборудование для учащихся: подкладная доска, пластилин, салфетка, картон, стеки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности. Психологический настрой.

Учитель: Долгожданный дан звонок -

Дети:

Начинается урок.
Я хочу успешным стать.
Буду я стараться,
Будет получаться.

2. Актуализация опорных знаний.

Вспомните, без чего нельзя представить деревенский дом? ( Без печи).

- Для чего она нужна?

- В старину всему хозяйкой в доме была печь. Она и грела, и кормила. Печь нередко украшала жилище. Как выглядит? Чем можно украсить этот предмет интерьера?

-Ты ещё не видел чудо?
Никогда не видел чудо?
Посиди и посмотри!
В старину умельцы были.

Чудеса они творили, создавали изразцы.

Так попробуем и мы.

3. Объяснение нового материала.

- Ребята, попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Познакомиться с новым видом декоративно-прикладного искусства — изразцом).

- Что такое изразцы?

- Изразцы – это керамические плитки для облицовки печей, каминов, стен. Издавна изразцы изготавливали из гончарных глин вручную или в деревянных формах с последующим обжигом в печах при очень высокой температуре до 1150° С. После обжига их расписывали, после чего готовыми плиточками украшали печь.

– Вы догадались, почему мы сегодня так много говорим о печи? – Посмотрите на образцы изразцов. Мы часто их встречаем во внутреннем убранстве домов в качестве украшения для стен, но применялись изразцы и для внешней облицовки зданий. Что же изображали русские мастера на изразцовых плитках? Это были и сказочные персонажи, райские деревья, и причудливые цветы, и целые мозаичные картины.

– Какой материал приготовили вы для урока? (Пластилин). А кто знает, из чего изготавливается пластилин? (Из очищенного и размельченного порошка глины, с добавлением воска, животного жира и других веществ, которые препятствуют высыханию).

– Где чаще используется? (Для выполнения художественных поделок, лепки).

– Вы догадались, чем мы будем заниматься на уроке? (Изготавливать панно из пластилиновых изразцов).

4. Анализ образца.

- Рассмотрите внимательно образец.

- Что это? (композиция)

- Назовите материал, из которого выполнена основа? (Картон)

- Из чего выполнены детали ? (Из пластилина)

- Как расположены цветы и листья на основе?

- Что они составляют? (узор)

5. Объяснение технологии изготовления. Этапы работы.

Для того, чтобы выполнить изразец из пластилина нам необходимо выполнить следующие шаги:

Шаг 1. Пластилин размять.

Шаг 2. Раскатать пластилин в пласт.

Шаг 3. Приложить шаблон и вырезать с помощью стек необходимые элементы узора.

Шаг 4. Разложить на картоне все элементы в определённом ритме.

Шаг 5. Прижать каждый элемент к основе.

6. Практическая работа.

– Предлагаю представить, что мы народные умельцы-художники по изготовлению изразцов. У нас и печь есть, которую нам необходимо украсить.

Каждый ребенок изготавливает свой изразец на квадрате, вырезанном из картона. В конце урока собирается всеми единое полотно.

7. Итог урока. Рефлексия.

- Какую работу мы сегодня выполнили? Понравилось ли вам ваше творчество? Кто остался доволен своей работой? Мы справились с поставленной задачей, и у нас получилось настоящее панно.