Литературное чтение «С. Есенин "Лебедушка"»

Разделы: Начальная школа


Цель урока: раскрыть и сформировать в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.Есенина.

Задачи урока:

обучающие:

  • продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;
  • работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова, близкого к устному народному творчеству, фольклору;

развивающие:

  • развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;

воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому.

Оборудование урока:

  • портрет С. Есенина, фотографии родителей и родного дома поэта;
  • иллюстрации с изображением лебедя, орла;
  • музыка к стихам С.Есенина (“Над окошком месяц”);
  • портреты композиторов Сен-Санса, П.И.Чайковского;
  • музыкальный фрагмент произведения П.И.Чайковского;
  • музыкальная шкатулка;
  • палитра и цветные фишки;
  • карточки с литературными терминами
  • Царевна-Лебедь” — картина Михаила Врубеля

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!

Вступительная беседа и актуализация опорных знаний.

Урок мне хотелось бы начать с проверки ваших знаний. Убедиться в том, насколько вы хорошо владеете литературными терминами. Сейчас вы и шкатулки должны будете вытаскивать карточки давать определение тому слову, которое вам досталось: летопись, былина, эпитет, народные сказки, литературные сказки, пейзажная лирика.

Постановка цели урока.

Сегодня мы познакомимся с творчеством С.Есенина – замечательного поэта, лирика-пейзажиста.

- Что вам известно об этом поэте?

В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью. Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее. Ложатся на лист четкие, округлые, как зернышки, буквы. Так рождаются стихи.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением “Лебедушка”.

- Ребята, а кого называют “Лебедушка”?

Это царская, благородная птица, которая вдохновляла не только писателей, но и художников, например, “Царевна-Лебедь” — картина Михаила Врубеля, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане” (картина вывешивается на доску); композиторов. Петр Ильич Чайковский написал музыку к балету “Лебединое озеро”.

Прослушайте отрывок и постарайтесь услышать настроение этой композиции (звучит музыка).

Первичное чтение учителем стихотворения “Лебёдушка”.

А теперь мы узнаем, как С. Есенин представлял себе эту птицу. Я вам прочту стихотворение - былину, а вы должны будете после моего чтения ответить на следующие вопросы:

- I ряд: что я услышал?

- II ряд: что я увидел?

- III ряд: что я почувствовал?

Дети отвечают на вопросы.

- Почему я назвала это стихотворение былиной?

В былине есть много устаревших слов. Давайте попробуем объяснить их значение.

Словарная работа.

Карточки со словами:

  • Багровые – темно-красные.
  • Ватага – шумная толпа.
  • Залив – часть водоема.
  • Заводь – небольшой залив в реке с медленным течением.
  • Дозорила- охраняла.
  • Схоронилися – спрятались.
  • Око – глаз.
  • Расщелина – трещина в дереве, скале.

Работа с текстом. Анализ произведения.

Давайте понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Вспомните, что такое олицетворение, сравнение, эпитет.

У вас на партах лежат карточки, в которых записаны выражения из текста:

  • Красна зорюшка.
  • Камыши, склоняясь шепталися.
  • Озеро серебряное.
  • Словно зоренька.
  • Ярким пламенем.
  • Гладь зеркальная.
  • Цветы улыбались.
  • Росинки, словно жемчуг.
  • Цветы, как когти чужедальние.
  • Тихая заводь.
  • Молчаливый затон.
  • Орел, как стрела.
  • Цветы лазоревые.
  • Волны пряные.
  • Орел, как точка черная.
  • Крыло могучее.
  • Седое облако.
  • Слезы горькие.
  • Летели крылья, словно брызги.

У каждого ряда свое задание:

- I ряд: отметьте эпитеты.

- II ряд: отметьте сравнения.

- III ряд: отметьте олицетворения.

(проверка)

Немаловажную роль в поэзии Есенина играет цвет. Есенинская лирика очень живописна. С цветом в лирике Есенина связан определенный смысл.

Сейчас вы прочитаете с 1 по 3 строфы и попробуете ответить на вопрос: - Какие краски в описании природы увидел С. Есенин? (на доске палитра, которая заполняется цветными фишками по ходу анализа стихотворения).

- В какое время суток происходит событие? Докажи.

- С каким чувством будем читать этот отрывок?

- Кто хочет прочитать выразительно?

Прочитайте с 4 по 7 строфы. Ответьте на вопросы:

- О ком вы узнали из этих строф?

- С чем сравнивает автор Лебедушку?

- Как плыли лебежатушки? Найдите в тексте.

- Что значит ватагой?

- Какие краски вы увидели в этом отрывке? (заполняется палитра)

- Кто готов прочитать выразительно?

Как вы думаете, как проводит время мать с детьми? Прочитайте с 8 по 12 строфы, чтобы проверить свои предположения.

- Куда повела своих детушек Лебедушка?

- Как вела себя Лебедушка на лугу?

- Как вели себя детки?

- Для чего мать вывела детей на прогулку?

- Что значит слово “дозорила”?

- От кого она охраняла?

- Какие цвета использовал автор в этом отрывке?

- Кто готов прочитать?

Прочитайте следующие две строфы (13 и 14) и узнайте: кто мог представлять опасность?

- Как вела себя Лебедушка? Найдите в тексте.

- Как вели себя дети?

- Что значит хоронились?

- Где они прятались?

- Почему под крылом у матери?

- Что значит гроза?

Прочитав с 15 по 21 строфы, вы узнаете как меняется состояние природы.

- Какие новые краски появляются?

- Кто появляется на фоне черного цвета?

- Как вел себя орел? Найдите в тексте.

- Что вы знаете об орлах?

- Кого он увидел на равнине?

- Кому грозила опасность изначально? Докажите ответ словами из текста.

- Как вел себя орел, когда увидел лебедь?

- С какой интонацией мы прочитаем эти строфы?

- Как вы думаете, как поступила лебедь в данной ситуации?

Прочитайте с 22 по 26 строфы. Узнайте, как было все на самом деле?

- Найдите в тексте, где увидела лебедь опасность?

- Почему она сразу не заметила орла?

- Найдите в тексте, как вела себя лебедь?

- Могла ли Лебедушка спастись?

- Почему она этого не сделала?

- О чем или о ком думала Лебедушка в этот момент?

- Какие строки это доказывают?

- Какие краски вы увидели? (заполняется палитра)

- Найдите самый тревожный момент.

-Удалось ли спастись лебежатушкам?

Прочитайте последнюю строфу (27) и найдите краски, используемые автором.

- Как мы прочитаем эти строки?

Уход из жизни – закон природы общий для всего живого.

- В чем же сила этого стихотворения?

- О чем оно?

Это стихотворение написано кровью сердца.

- А можно ли данную историю связать с жизнью людей?

Закрепление.

Посмотрите отрывок из балета “Лебединое озеро” и подумайте, к какой части произведения он наиболее подходит и почему?

Рефлексия.

- Что хотел сказать С. Есенин читателю, написав это стихотворение?

- Чему вы научились на этом уроке?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Кем мы были сегодня на уроке? (художниками, музыкантами, поэтами)

- Довольны ли вы своей работой?

Домашнее задание

Выразительно читать стихотворение. В тетради по литературному чтению выполнить задание.

18.05.2015

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306