Утренник, посвященный православной книге

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, ОРКСЭ


Цель: знакомство с национальной культурой и воспитание любви и уважения к христианским традициям.

Оборудование:

  • сундучок;
  • икона святых Кирилла и Мефодия;
  • старинная книга;
  • закладки для победителей викторины;

Ход утренника

Педагог: Здравствуйте, ребята! Тему нашего занятия, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
(Книга)

Дети: Книга.

Педагог: Верно, это книга.

Ученик :"КНИГИ - наши верные друзья" - так говорят многие, но не все их читают. В нашем веке все помешены на видеоиграх, телевидении и мобильных телефонах. Да, к сожалению, это так. Но если отвлечься от всего этого, взять в руки книгу и насладиться новым миром – без видеоигр и мобильных телефонов. Разве неинтересно узнать много нового, поделиться впечатлениями о прочитанном с кем-нибудь? Ведь это прекрасное занятие - читать книги. Я сам раньше не понимал этого, пока не попробовал. Ведь если человеку нравится тема, о которой говорится в книге, он с удовольствием прочитает её, и не раз, можно сказать, с прожорливой жадностью вцепится в этот маленький, но одновременно огромный мир - КНИГУ.

Презентация.

Славянская музыка.

Педагог :С помощью чего мы понимаем текст книги?

Дети: С помощью букв.

Педагог: Какие буквы вы знаете?

Педагог: Молодцы. Только вы сейчас назвали буквы современного алфавита, но они не всегда так назывались и писались. А какими они были, мы сможем узнать, если перенесемся на несколько веков назад в Древнюю Русь. Помогут нам совершить путешествие волшебные слова:

В книге своя глубина,
Кто доберется до дна,
Тот и получит в награду -
Слов драгоценные клады.

Звучат гусельные наигрыши в исполнении Е.Стрельникова. Дети закрывают глаза и произносят слова.

Педагог: Ну вот, мы и перенеслись в Древнюю Русь. Посмотрите, здесь сундучок стоит, давайте его откроем. (Педагог достает из сундучка книги на старославянском языке, изображение Святых Кирилла и Мефодия).

Педагог: Ребята, как вы думаете, что это?

Дети: Старинная книга, икона.

Давным-давно, славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами: “Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и смысле их”. Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев – Кирилла и Мефодия и уговорил их царь, и послал их в славянскую землю. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку, которую назвали Кириллицей. Слово АЗБУКА состоит из двух начальных букв АЗ + БУКИ. Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка, и создали для каждой буквы свой образ и смысл. Послушайте, как звучат буквы старославянского алфавита: АЗ, БУКИ, ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ, ДОБРО, ЕСТЬ, ЖИВЕТЕ......А вот так они изображались. Педагог показывает изображения букв.

Старославянская азбука.(Фильм). Интернет-ресурсы.

Тогда же появились первые книги на славянском языке. Книга на Руси пользовалась великим почитанием, она была произведением искусства. Для изготовления книги использовались самые лучшие материалы. Писались книги на пергаменте – особым образом выделанной, отбеленной телячьей коже. После того как книга была переписана, ее помещали в специальный переплет – оклад. Переплеты изготавливали из досок – липовых или дубовых, поэтому в языке появилось выражение “прочитать книгу от доски до доски”. Доски обтягивали узорной тканью, бархатом, украшали золотыми и серебряными накладками, драгоценными камнями. Золотые и серебряные застежки помогали книге лучше сохраниться.

Для письма использовались гусиные перья, из левого крыла птицы (чтобы удобней было писать) и по особенному затачивались ножом, отсюда название “перочинный нож”. Чернила готовились по специальным рецептам из природных материалов: ягод, плодов, других природных красителей с добавлением меда и растертых в порошок минералов. Цвет букв, поэтому не глухой черный, слегка коричневатый, теплый живой. В старинных рукописных книгах письмо сопровождалось десятками мелких украшений, а большие буквы украшались особо, и назывались буквицами или инициалами. Писали начальную букву красной краской– киноварью (отсюда и пошло выражение “красная строка”), а позже ввели желтый, голубой и зеленый цвета.

Буква для русского человека была маленьким отображением мира, поэтому для украшения буквиц использовали образы разных животных (барса, гепарда, рыси, лошади, льва), птиц, человека. Эти пластические изображения украшались растительным орнаментом.

Вам было дано задание сделать букву класса. Просмотр работ.

Купить рукописные книги на базаре, в книжной лавке было просто невозможно – они не продавались, их делали только на заказ, а заказать себе книжку могли лишь очень немногие богатые люди. Поэтому книга в доме была огромной редкостью. Зато уж и ценили книги гораздо больше, чем сейчас, ведь в книгах сосредоточена вся мудрость человеческая. Князь Ярослав Мудрый написал “Похвалу книге”:

– “Великая польза бывает от книжного ученья”;

– “Книги – реки, наполняющие Вселенную мудростью”;

– “В книгах – несчетная глубина, ими мы в печали утешаемся”.

Педагог: А какие пословицы и поговорки о книгах, знании, учении, вы знаете? Заранее выучить пословицы и поговорки.

Дети:

– Одна книга тысячу людей учит.

– Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

– Красна птица пером, а человек ученьем.

– Не учась, и лаптя не сплетешь.

– Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает и разумеет.

– Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

– Учиться никогда не рано и никогда не поздно.

Педагог: Молодцы, сколько пословиц и поговорок выучили.

Постепенно книг требовалось все больше и больше, писцы не успевали их переписывать, соответственно делали много ошибок и описок. Однажды царь Иван Грозной очень рассердился на писцов и решил, что надобно печатать книги как в других странах. Сначала хотели печатать книги на славянском языке в чужих землях. Но прикинули – далеко, да и возить трудно, дорого, неудобно. Не завести – ли, мечталось, печатню в самой Москве? Но кто этим займется? Кому это по плечу? Где такого человека отыскать?

Нашелся такой человек. Звали его – Иван Федоров. Слыл он в многолюдной Москве книжником и умельцем. Словом, не было работы, которую бы – не сумел и не смог бы сделать Иван Федоров. Построил он печатный двор недалеко от Кремля, собрал станок печатный, и вместе с друзьями начал работать. В 1564 году выпустили первую печатную книгу, которая называлась “Апостол”. Этот год и почитается началом московского, да и всего русского книгопечатания.

Педагог: На этом наше путешествие в Древнюю Русь заканчивается, каждый ученик, коснувшийся этой волшебной старинной книги, сможет полюбить книги, быстро читать и понимать язык наших верных друзей –книг, как умели делать наши предки.

Оглянись на предков наших
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом
Слава им борцам суровым
Слава нашей стороне!
Слава русской старине.
Своей статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зовётесь ныне- россияне,
Издревле, кто вы?
Мы - славяне!

Ученик: По-моему, без книг человек не мог бы существовать, потому что человек должен двигаться вперёд, развивать свои знания, одним словом, книга даёт всё. КНИГА - это наш друг, учитель, советник. И поэтому книги нужно беречь, заботится о них, как о самом дорогом богатстве, а друг - это самое дорогое, что есть у человека.

Ученик:

Я – книга, я товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной...
Мой чистый вид всегда приятен –
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Мой переплет не выгибай!
Мне корешок не поломай!
Опять загнул мои листы?
А про закладку помнишь ты?
Не забывай меня в саду –
Вдруг дождь нагрянет на беду.
Меня в бумагу оберни!
Где взял меня – туда верни!
Запомни – я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.

В конце утренника учитель проводит викторину по материалам утренника, активным дарят закладки.

Интернет-ресурсы

1.http://50ds.ru/vospitatel/947-zanyatie-o-slavyanskoy-azbuke-i-starinnykh-knigakh.html

2.http://yandex.ru/video/search?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%
BE%20%D1%8E%D1%82%D1%83%D0%B1%20%D1%81%D1%82%D0%B0%
D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%
81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%
BA%D0%B0&path=wizard&fiw=0.00506718&filmId=Ry7uM4GSUXI&fiw=0.00506718