Урок физики на тему «Испарение – вид парообразования». 8-й класс

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии

Класс: 8


“Чтобы познать невидимое,
смотри внимательно на видимое”.
Древняя мудрость

Современный ученик живет в очень интересном мире - мире, насыщенном информацией разных типов и видов (текстовая, графическая, табличная...). Успешность ученика в этом мире определяется умением владения методикой осмысленного чтения, умением быстро вникать в суть информации, умением искать недостающие фрагменты для полного понимания материала, умением из разрозненных фрагментов выстраивать логически связанную научную тему. Все это способствует успешному развитию мышления ученика, повышению уровня мотивации ученика, уровня знаний, а следовательно, выполнению государственного заказа, который сформулирован в виде ФГОС.

В частности в СТАНДАРТЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  говорится: …. В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

… Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей….. Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

Современный учитель, приступающий к разработке урока, должен учитывать все эти требования.

В статье представлена разработка урока по физике 8 класса, по теме “Испарение – вид парообразования”, которая основана на требованиях ФГОС. Урок был проведен 19.11.2014 г. На уроке учащимися при самостоятельном изучении процесса испарение отрабатывался метод “физического мышления”, в который входит: отработка умения строить физические модели, умение проводить мысленные эксперименты, умение ставить цели и задачи экспериментов и решать их. Форма работы на уроке - самостоятельная работа в группах. Цель урока – организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся для самостоятельного изучения процесса испарения, как вида парообразования. Познавательный (образовательный) аспект цели: изучить физические явления и понятия, термины – парообразование; испарение – вид парообразования; физику процесса испарение; условия протекания процесса испарения; зависимость скорости протекания испарения от температуры, рода вещества, от площади испаряемой поверхности, действия внешней силы (ветра). Продолжить формирование специальных понятий и законов физики – молекулярно-кинетическая теория, внутренняя энергия, фазовые переходы. Продолжить формирование обще учебных умений и навыков – планирования, контролирования хода своей деятельности, умения работать во времени, умения осознанного чтения. Развивающий аспект цели - развивать умение логически мылить, умение анализировать и применять знания, делать вывод при самостоятельном изучении темы “Испарение”;развивать память, воображение, концентрацию внимания, наблюдательность;развивать осмысленную самостоятельность. Воспитательный аспект цели - продолжить формирование научного мировоззрения, продолжить формирование знаний о процессе научного познания, о материальности мира, о взаимосвязи явлений природы; продолжить формирование умения критично оценивать результаты; продолжить формирование сознательной дисциплины при работе в коллективе; продолжить формирование уважительного отношения к мнениям других людей; продолжить формирование системы нравственных ценностей (настойчивости, целеустремленности, трудолюбия), формирование отношений к себе, одноклассникам, школе, стране.

Это урок изучения нового материала с применением инновационной педагогической технологии коллективных способов обучения (ксо) и методик критического мышления.

Для проведения занятия класс был разбит на команды смешенного состава, в команду входили учащиеся разных уровней усвоения знаний. Был назначен командир, ученик, который должен был организовывать совместную деятельность команды.

Заранее был подготовлен раздаточный материал.

Рабочая карта урока. Приложение 3

Таблица оценки деятельности участников команды.

Команда: (название) ……………………  Командир ……………………..

Фамилии участников группы 1. 2. 3. 4. 5.
Оценить работу каждого участника группы по “5”бальной шкале          

Текст качественных задач из Лукашика В.И.

  1. Почему температура воды в открытом стакане всегда бывает немного ниже температуры воздуха в комнате?
  2. В один стакан налили эфир при температуре 200 С, в другой – воду при той же температуре. В стаканы опустили термометры. Какой из них будет показывать более низкую температуру?
  3. Почему скошенная трава быстрее высыхает в ветреную погоду, чем в тихую?
  4. Мокрое белье, вывешенное зимой во дворе, замерзает. Но через некоторое время оно становится сухим даже при сильных морозах. Чем это можно объяснить?
  5. При выходе из реки после купания мы ощущаем холод. Почему?

Сценарий урока представлен в следующей таблице. Приложение 1

Анализируя проведенный урок, нужно отметить, что вся запланированная работа была выполнена, цели, поставленные на урок достигнуты.

На уроке царили доброжелательность, деятельность, внимание, мотивация, порядок.

С заданиями справились все. Оценки за заполнение рабочих карт урока – 14 чел – “5”, 14 чел – “4”.

Анализ самооценкиучащихся приведен в следующей таблице.

Вопросы Варианты ответов
Наиболее интересным на уроке было Отвечать

Отвечать устно

Сам процесс проведения урока

Занятия в группе – 5 человек

Слушание ответов

Разбор протекания процесса испарения

Новый материал

Физика

Составление определения испарения

Разбор физики процесса

Подведение итогов урока

Восстановление текста из отрывков

Весь урок – 15 человек

Мне мешало в работе Ничего – 26 человек

Споры

Моя несобранность

Шум

Моя деятельность была недостаточно успешной, потому что… Ничего – 18 человек.

Я тормозил

я торопился

я отвлекался

я не до конца собрался

я слишком много записывал

я была не уверена в себе

сомневалась в правильности ответа

иногда было шумно

все говорят разное и можно запутаться

я не очень хорошо знаю физику

Я оцениваю уровень продемонстрированных знаний Кол-во участников – 28

Высокий – 11

Средний – 17

Низкий - 0

Я оцениваю уровень приобретенных знаний Всего – 28

Высокий – 12

Средний – 16

Низкий - 0

Анализируя оценку учеников, можно убедиться в их свободе, искренности. Равнодушных учеников на занятии не было, работали все.

Объективно оценена и деятельность ученика в группе. Например, командир одной из групп Бегишев Р. честно поставил себе 3,8 балла, был недоволен собой, посчитал, что не смог продуктивно организовать деятельность своей команды.

На следующем уроке была проведена опросная работа, учащиеся заполняли таблицу “Испарение и его особенности”. Все ученики справились с заданием, средний бал 4, 5. Можно сделать вывод, что без объяснения учителя, учащиеся самостоятельно изучили тему “Испарение – вид парообразования” успешно. Таким образом, если при разработке уроков опираться на Федеральные стандарты образования, то успех в обучении учеников обеспечен.

Презентация