Фронтальное занятие по лексике-грамматике для детей 5–6 лет на тему «Из чего состоит речь»

Разделы: Логопедия


Цель: познакомить детей с основными “стройматериалами” языка - предложением, словом, звуком, с их назначением в языке и речи.

Задачи:

  • Дать понятие о предложении, его признаках, упражнять в передаче разных интонаций предложений.
  • Закреплять умение составлять простые предложения по картине и по ситуативным картинкам.
  • Развивать графо-моторные функции, слуховое внимание, воображение.
  • Воспитывать умение слушать взрослого и друг друга.

Оборудование: мультимедийное оборудование, сюжетная картина, ситуативные картинки на каждого ребенка, игрушки: Кот Ученый, Мышка Глупышка, цветные карандаши и альбомные листы на каждого ребенка.

Методы и приемы:

Наглядные – сюжетные картинки;

Словесные - вопросы - ответы, речевые упражнения, чтение художественных произведений;

Игровые – игровые ситуации, обучающие игрушки;

Практические – проблемные ситуации.

Словарная работа: “предложение”, “слово”.

Ход занятия

1. Организационный момент

Сначала садятся девочки, называя свое имя, затем - мальчики.

2. Постановка цели. Знакомство с понятием “предложение”

Л.: Дети, какое сейчас время года?

Д.: Зима/

Л.: Кот Ученый принес вам картину, а мышка-глупышка просит помочь ответить на вопросы кота после того, как вы ее внимательно рассмотрите.

К.У.: Какое время года нарисовал художник?

- Какие приметы зимы можно заметить на картине?

- Кто живет в этом лесу?

- Что тебе здесь больше всего нравится? Почему?

Л.: Вспомните и повторите первый вопрос по этой картине и свой ответ. Этот вопрос и все остальные вопросы называются предложениями. Предложения используют в речи, если хотят о чем-то спросить, обрадовать, что-то посоветовать, кого-то за что-то побранить и т.д.

3. Игра: “Закончи предложение”

К.У.: Сейчас я вам прочитаю отрывки из сказок К.И. Чуковского, а вы их закончите, и скажите, как это произнесли: с интонацией вопроса, с интонацией просьбы или с интонацией осуждения?

- Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.

-…Вдруг какой-то старичок паучок
Нашу муху в уголок поволок, -
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!

- Они лежат и бредят:

(Дети выполняют задания)

4. Игра “Озвучь мультфильм”

Л. Представь , что тебе нужно озвучить фильм, где главные герои - Кот Ученый и Мышка-глупышка. Внимательно рассмотри отдельные кадры этого фильма.

- Что на них происходит?

- Кто в этот момент говорит, Кот или Мышка?

- Придумай по одному предложению к каждому кадру и проговори их вместо наших героев.

- Что ты произносил, когда вместо Кота ругал хулигана или вместо Мышки смеялся над видом Кота в маске?

- Является ли предложением набор слов: кот, играть, с, мышка?

Д.: Нет.

Л.: Составь из этих слов предложение о коте.

(Дети составляют предложение.)

Л.: А теперь – предложение о мышке.

(Дети составляют предложение)

5. Знакомство с понятием “ слово”

Л.: Вы поняли, из чего состоят предложения?

Д.: Да ,предложения состоят из слов.

Л.: Всему название дано -
И зверю и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету. А.Шибаев.

Л.: Каждое слово обязательно что-то обозначает, называет. Сочетания звуков, отдельные части словами не являются.

6. Физкультминутка

Л.:А теперь игра для вас.
В ней проверим мы сейчас
Ваше умение:
Различать слова и предложения.

- Если я скажу слово, вы вытяните руки вперед и скажите: “Слово”.

Если предложение - руки разверните в стороны и скажите: “Предложение”.

(Проводится игра с детьми).

7. Игра “Составь предложение”

К. У.: Дети, помогите мышке-глупышке правильно составить предложения по картинкам.

Детям предлагаются ситуативные картинки, по которым они составляют предложения.

Л.: Молодцы, дети! Вы составили правильно предложения. Слова в предложении должны дружить и следовать в определенном порядке.

8. Игра “Нарисуй ПЛИМА”

А теперь послушайте одну историю… Один мальчик в стихотворении И.Токмаковой сам придумал слово.

“А я придумал слово,
Смешное слово – ПЛИМ.
Я повторяю снова -
ПЛИМ, ПЛИМ, ПЛИМ…..
Вот прыгает и скачет -
ПЛИМ, ПЛИМ, ПЛИМ.
И ничего не значит
ПЛИМ, ПЛИМ, ПЛИМ.”.

- Как вы думаете, можно ли то, что придумал мальчик, назвать словом? Послушайте стихотворение еще раз и найдите в нем ответ на вопрос.

Д.: Это словом назвать нельзя, потому что, оно ничего не обозначает.

Л.: Но Кот Ученый сумел превратить это сочетание звуков в слово! Он придумал невиданное игрушечное существо и назвал его ПЛИМОМ.

- Почему теперь ПЛИМ стало словом?

Д.: Потому что это игрушечное существо.

Л.: Как вы думаете, какое оно, это существо: мягкое, пушистое или твердое, колючее? Доброе или злое?

- Помогло ли вам охарактеризовать ПЛИМА звучание этого слова?

- Нарисуйте ПЛИМА так, как вы его себе представляете.

(Дети рисуют “ПЛИМА”)

9. Итог занятия

Л.: Какие интересные ПЛИМЫ у вас получились. Расскажите про свои рисунки. (Дети рассказывают про своих героев).

Л.: Из чего состоят ваши рассказы?

Д.: Рассказы состоят из предложений.

Л.: А из чего состоят предложения?

Д.: Предложения состоят из слов.

Л.: Да, из этого строится наша речь.