Интерактивные уроки по экономике на тему «Семейный бюджет». 10–11-е классы

Разделы: Экономика


В последнее время многие преподаватели сталкиваются с проблемой отсутствия интереса к урокам с позиции: “ А что Вы мне можете дать такого, что я не найду в Интернете?”. Здесь на помощь учителю и преподавателю приходят интерактивные уроки. Они дают возможность обучающимся самим “добывать” знания, формулировать понятия и определения. А главное – попробовать себя в качестве эксперта в области экономики. Это помогает развивать способности исследования, критического мышления, публичного выступления, отстаивания своей позиции.

В примерной программе для специальностей социально-экономического профиля предусмотрено изучение темы “Семейный бюджет”. При этом предусматриваются требования к знаниям обучающихся, которые после изучения данной темы должны знать: понятие семейного бюджета; суть личного располагаемого дохода, реальной и номинальной заработной платы; суть сбережений и страхования. Обычно именно в такой последовательности и излагается материал на уроке, а затем следует практическая работа по этой теме.

Можно разбить эти вопросы на два урока. На одном рассмотреть и рассчитать семейный бюджет, а на другом – определить как за последний год изменилась ситуация с реальными доходами населения. При проведении этих уроков повышается их интерактивность.

При проведении двух предлагаемых уроков используется ситуационный анализ.

Ситуационный анализ – разбор возможных вариантов решения конкретной проблемы из реальной жизни. [2, с. 6]

Ситуационный анализ в данном случае представлен в виде “семейного совета”, на котором обсуждается возможность проведения летнего семейного отдыха, обсуждение проводится через призму размеров доходов членов семьи, роста цен, сбережений, инвестиций и т.д.

Урок 1. Семейный бюджет: Основные статьи доходов и расходов семьи

Преподаватель кратко освещает вопросы построения семейного бюджета, характеризует основные статьи доходов и расходов. В раздаточном материале заготовлены таблицы для заполнения. Затем все обучающиеся делятся на группы-семьи и в соответствии с жеребьевкой (подготовленными конвертами), заполняют таблицу. В каждом конверте доходы членов семьи по ролям, а также общие семейные расходы и доходы. Получив конверт в группе распределяются роли. (Приложение 1) Желательно, чтобы в конверте была небольшая инструкция по проведению “семейного совета”. (Приложение 2)

На семейном совете решается вопрос о предстоящем летнем отдыхе, на который необходимо откладывать деньги. Изучается возможность сокращения текущих расходов или получения дополнительных доходов. Ведет “семейный совет” глава семьи. Главой семьи может быть выбран один из игроков в зависимости от доходов или по возрасту. Глава семьи следит за порядком во время обсуждения и выступает при защите своего бюджета. Глава семьи следит и за временем обсуждения, но эту функцию он может передать любому члену семьи. Ограничение времени обсуждения, добавление баллов за быстроту расчетов, помогает правильно организовать обсуждение, вселяет командный дух.

В конце урока каждая команда защищает свой бюджет. У преподавателя по вариантам бюджеты рассчитаны и проверяется правильность отнесения по статьям доходов и расходов. Иногда обучающиеся спешат и относят субсидии и дивиденды в расходную часть бюджета, а ипотеку и оплату обучения – доходную, иногда в доходной части забывают учесть стипендию. Определение ошибки также повышает активность обучающихся при защите – все следят за защитой и получают дополнительные баллы за внимательность – так можно повысить соревновательный принцип.

Уже в ходе этой игры, обучающиеся сами, приходят к понятию “сбережения” и “страхование”. Можно дать задание сформулировать эти определения, но здесь велика вероятность простого заимствования этих определений из Интернета. Лучше, если это сделает преподаватель совместно с обучающимися в конце урока, как рефлексию, после защиты бюджетов всех команд и анализа полученных результатов.

При проведении этого урока реализуются следующие признаки интерактивных методов проведения занятия (по С.С. Кашлеву): полилог, мыследеятельность, смыслотворчество, свобода выбора, ситуация успеха, позитивность оценивания, рефлексия.

Урок 2. Реальная и номинальная заработная плата и доход

На этом уроке целесообразно сначала дать понятия реальной и номинальной заработной платы, затем попросить обучающихся сформулировать понятия номинального и реального дохода семьи. Определить какой доход они рассчитывали на предыдущем уроке, и предложить рассчитать реальный доход к концу календарного года при определенном индексе цены. Индекс цен можно взять официальный или условный, это зависит от экономической ситуации в регионе и в стране.

В реальной заработной плате проявляется покупательная способность номинальной заработной платы. Сама эта покупательная способность находится в прямой зависимости от величины номинальной заработной платы и в обратной — от уровня цен на потребительские товары и услуги. Данную зависимость можно изобразить в виде формулы:

Реальная зарплата = Номинальная зарплата/Уровень цен на потребительские товары и услуги

Реальная заработная плата возрастет с увеличением номинальной оплаты труда, но сокращается при увеличении цен (особенно резко это сокращение происходит в условиях инфляции). Многие обучающиеся на этом этапе понимают значение словосочетания “индексация доходов”, если нет – это тема для общего обсуждения.

Обучающимся необходимо предложить провести анализ семейных бюджетов с учетом влияния на бюджет семей столь мощного процесса как инфляция. Обучающиеся рассчитывают сумму полученных доходов и расходов с учетом изменения цен на товары и услуги. Если хочется усложнить задачу можно определить разные индексы цен для товаров и услуг, но для этого потребуется и больше времени.

Немало интересного для оценки состояния дел в экономике страны или региона могут дать и сведения о семейных расходах. Обнаружил это в XIX в. немецкий статистик Эрнст Энгель. Он исследовал и описал зависимость, которую в честь него стали называть законом Энгеля: с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных потребностей заметно возрастает. На этом этапе преподаватель может предложить пересчитать доходы семьи с учетом индексации, а расходы – с учетом индекса цен. Кроме этого рассчитать доли (удельные веса) отдельных видов расходов в семейном бюджете и сделать выводы.

После расчета удельного веса (доли) разных видов расходов в бюджете семьи, обучающиеся должны сделать вывод, к какой группе населения относится их игровая семья: семья с доходом ниже прожиточного минимума (бедная), семья со средними доходами, семья с высокими доходами. Величину прожиточного минимума лучше взять реально действующую на данный момент времени на данной территории.

От инфляции семьи страдают по-разному, в зависимости от того, чем занимаются члены семьи, какие заработки получают и каков состав семьи (количество иждивенцев):

  • семьи с фиксированными доходами – семьи, чьи доходы не зависят от уровня трудовой активности их членов: это пенсионеры, безработные, инвалиды, студенческие и многодетные семьи их услуги оплачиваются по фиксированным ставкам из средств государственного бюджета;
  • семьи с переменными доходами – члены семей работают в производственных отраслях, предприниматели и творческая интеллигенция, эти люди обладают большими возможностями для увеличения своих доходов за счет изменения уровня трудовой активности, им легче замедлять или предотвращать падение своих реальных доходов.

Обучающиеся могут разработать стратегии формирования бюджета семьи в будущем: поменять работу, найти дополнительные источники доходов, сократить отдельные виды расходов и пр.

Обучающиеся при защите своего семейного бюджета должны определить, какие факторы оказывают самое значительное влияние на формирование семейного бюджета, и каким образом их можно нейтрализовать.

Такая разбивка информации по урокам позволяет дать обучающимся возможность самостоятельного поиска решений на основе проведенного ситуационного анализа, кроме этого вырабатывает навыки работы в команде, ответственности за результаты работы команды.

Такие уроки стимулируют обучающихся вникать в проблемы семьи, служат для сближения членов своей семьи, т.е. носят еще и воспитательный характер. Многие обучающиеся начинают более серьезно относиться к деньгам, обдумывают будущие расходы, исключают бесполезные или малополезные денежные траты.

Список использованных источников

  1. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения: учеб.-метод. пособие / С.С. Кашлев. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2013. – 224 с.
  2. Киреев, А.П. Интерактивные уроки экономики: Пособие для учителя / А.П. Киреев. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009. – 144 с.
  3. Липсиц, И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11 классов общеобразоват. учрежд. – 14-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 272 с.
  4. Экономика. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования / Под ред. С.И. Иванова. – 16-е изд., дораб. – В 2-х книгах. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 320 с.