Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, чистоговорках и предложениях с игрой-презентацией «Чудесные приключения паровозика Чух-Чуха»

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23 МБ)


Тип занятия: закрепление.

Цель: закрепить правильное произношение звука [Ч].

Задачи:

Образовательные:

  • уточнение артикуляции звука [Ч];
  • автоматизация звука [Ч] на базе различного речевого материала.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие мелкой моторики, памяти и внимания;
  • формирование навыков составления предложений с опорой на иллюстративный материал (презентация);
  • образование уменьшительно-ласкательных форм им.сущ.;
  • развитие речевого дыхания, фонематического слуха.

Воспитательные:

  • воспитание умения слушать учителя и выполнять инструкции;
  • воспитание интереса к логопедическим занятиям.

Оборудование: Леонова С.В. Игротека речевых игр. Живые картинки. Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями: выпуск 12. - м. : гном, 2011.- 28 с; презентация.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Здравствуй, Оля! Как твое настроение? Ты готова заниматься?

2. Пальчиковая гимнастика.

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Я вас всех приветствую!

(пальцами правой руки по очереди “здороваться” с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками).

3. Развитие речевого дыхания.

Логопед: А теперь давай тоже создадим ветерок и подуем с тобой на волшебные картинки, чтобы они зашевелились. Ребенок дует на картинки.

4. Введение в тему занятия.

Логопед: Сегодня у нас необычное занятие! Мы отправимся с тобой в путешествие вместе с Паровозиком. Посмотри, как едет и гудит наш паровоз! (СЛАЙД 2)

Л: Нашего Паровозика зовут Чух-чух. Как его зовут? (Чух-чух)

- Он решил отправиться в путешествие по полям и лесам, чтобы радоваться весне: гудеть и пыхтеть, поднимать всем настроение! Но путь у Паровозика Чух-чуха оказался непростой! Ему повстречалось много препятствий. Поможем ему с ними справиться? (да)

5. Уточнение артикуляции звука, изолированное произнесение.

Логопед: Прежде чем отправиться в путешествие, ответь мне на вопрос, ты уже догадалась, какой же самый любимый звук у нашего Паровозика? (звук [Ч])

- Молодец! Давай вспомним, как мы его произносим.

Перед зеркалом уточняется положение органов артикуляции при произнесении звука [Ч] - губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Язычок образует “чашечку”, а его кончик касается “бугорочков”. Под сильным напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от “бугорочков” и образуется звук [Ч].

Ребенок издает звук Паровозика - Ччччч…

Логопед: Поехали!

6. Автоматизация звука в слогах.

Л: Выехал наш Паровозик в поле. Смотрит, а железная дорогая перед ним необычная – рельса звуковые. Пока не повторит наш Паровозик верно слоги, не пустит его дорога дальше. Поможем ему? (да) Нажимай на рельсы и повторяй слоги, которые услышишь. Четко и правильно произноси звук [Ч].

Л: Молодец! Едем дальше!

7. Автоматизация звука в словах.

Логопед: Добрался Паровозик Чух-чух и до ромашкового поля. Смотрит – перед ним ромашка, а за лепесточками ее спрятались словечки. Отрывай листочки и называй слова. Я покажу тебе, как. Нажимаешь на лепесток, отодвигаешь его. Отпускаешь кнопочку и называешь картинку. Попробуй сам. (СЛАЙД 4)

8. Гимнастика для глаз.

Л: А чтобы наши глазки от компьютера не устали, давай сделаем зарядку.

Тут и там пчела.
Туда-сюда летит она!
Круговые вращения глаз с опущенными и поднятыми веками
Летит пчела близко,
далеко.
Выставляют палец перед собой, приближают к носу, отводят, прослеживая его движение взором
Летит пчела низко, высоко. Выставляют палец перед собой, приближают к носу, отводят вверх-вниз, прослеживая его движение взором

9. Автоматизация звука в предложениях.

Л: Доехал наш паровозик до леса. А к нему звери с просьбой обращаются – помоги, Чух-чух, найти наших детенышей! Спрятались, хулиганы, а мы их найти не можем. (СЛАЙД 5)

Л: Когда найдешь детеныша, нажми на него и держи мышку. Перемести детеныша к родителю, отпусти мышку и назови, у кого – кто.

У белки - бельчонок

У волка – волчонок.

У зайца – зайчонок.

Л: Молодец! Едем с тобой дальше!

Л: И добрался наш Паровозик до города. А к нему спешит за помощью мальчик Ванечка. Он устроил в комнате беспорядок, помоги ему прибраться. Поможешь? (да) Тогда нажимай на предметы и расскажи, что ты убираешь. (СЛАЙД 6)

Я убираю чемодан. Я убираю очки. Я убираю мяч.

Л: Теперь чисто у Ванечки в комнате? (Да, у Ванечки в комнате чисто).

- Молодец! Но не только Ванечке нужна помощь! Посмотри, девочка Анечка пришла на почту. Как много ей пришло посылок! Сама она их не донесет. Давай поможем Анечке их собрать. Нажимай на картинки и называй, что получила девочка. Но помни главное правило – Анечка маленькая девочка и все предметы, которые на картинке, нужно называть ласково. (СЛАЙД 7)

Анечка получила елочку. Анечка получила собачку.

10/ Гимнастика для глаз.

Л: Давай снова дадим глазкам отдохнуть.

В лесу темно. Накладывают руки ладонями на глаза, не надавливая на них. Пальцы скрещены на лбу.
Все спят давно. Снимают руки с глаз
Одна сова не спит,
На суку сидит.
Широко открывают глаза
Во все стороны глядит.
Да как полетит!
Движение глаз из стороны в сторону при фиксированном положении головы
А в лесу темно.
Все спят давно.
Накладывают руки ладонями на глаза, не надавливая на них. Пальцы скрещены на лбу.

11. Автоматизация звука в чистоговорках.

Л: И повстречал наш Паровозик семью медведей, которые попросили довезти их до леса. Наш Чух-чух добрый, он согласился. А медведи напевали веселую песенку. Давай ее послушаем и тоже споем! (СЛАЙД 8)

Ребенок повторяет чистоговорки.

12. Итог занятия.

Логопед листает презентацию, а ребенок с опорой на нее отвечает на вопросы.

- Тебе понравилось сегодняшнее занятие?

- С кем мы сегодня путешествовали? (Мы путешествовали с Паровозиком)

- Как его звали? (Паровозика звали Чух-чух)

- Куда он отправился? (Гулять по лесам и полям.)

- Что сначала ему повстречалось на пути? (Ему повстречались звуковые рельсы)

- Куда он попал потом? (Слоник попал на ромашковое поле)

- Что он там делал? (Искал под лепестками ромашки слова)

- А потом? (Помогал зверям в лесу отыскать детенышей)

- Куда он приехал потом? (Паровозик приехал в город)

- Кому он помогал? (Он помогал мальчику Ванечке)

- А куда он отправился дальше? (Он приехал на почту)

- Кому Чух-чух помогал на почте? (Он помогал девочке Анечке)

- Кто еще встретился ему на пути? (Ему повстречалась семья медведей)

- Что они делали вместе? (Они пели песенку)

- Как ты думаешь, Паровозик наш добрый? Он хороший товарищ и друг?

- А ты помогаешь другим людям?

Л: Молодец! Ты хорошо занималась сегодня.

13. Домашнее задание.

Л: Я предлагаю тебе сегодня нарисовать замечательную историю, которая произошла с Паровозиком. А по своему рисунку потом ты сможешь рассказать воспитателям, маме, папе, бабушке и дедушке, чем же ты помогла Паровозику Чух-чуху.