Урок по основам православной культуры на тему "Храм". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, ОРКСЭ

Класс: 4


Цель урока: познакомить учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем.

Задачи урока:

  • Обучающая: узнать о назначении и устройстве православного храма
  • Развивающая: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека;
  • Воспитывающая: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме.

Ключевые понятия урока: икона, иконостас, Царские врата, алтарь, Богоматерь.

Новые слова: священник, кадило, канун, панихидный столик, поминальные записки

Ход урока

1. Организационное начало.

2. Объявление темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы должны познакомиться с назначением и устройством православного храма, а также с некоторыми правилами поведения в храме.

3. Повторение пройденного.

- Сформулируйте “золотое правило этики”.

- Что помогает уберечь себя от осуждения?

4. Изучение нового материала.

А) Актуализация знаний учащихся.

- Что такое храм?

- Какие храмы нашего города знаете?

- Какой храм находится ближе всего к нашей школе?

Б) Рассказ учителя о храме.( можно выборочно)

Храм является средоточием церковной жизни и православной культуры. Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры.

Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей.

Церковные песнопения помогали усваивать и запоминать очень многое из книг: книги громогласно читались, молитвы пелись, многие элементы службы часто повторялись и, благодаря этому, усваивались важнейшие положения веры и жизни.

Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.

Храмы на Руси во все времена отражали духовно-нравственное состояние общества. Во время войн и общественных нестроений храмы зачастую разрушались. В периоды духовного подъема и национального возрождения возрождались и храмы. Для православного человека храм — всегда особое, святое место.

5. Закрепление изученного.

А) Работа по учебнику.

- При работе с текстом постараемся отследить новую информацию. Надо быть очень внимательными: возможно что-то в тексте может удивить или озадачить.

Чтение текста можно осуществлять целиком или абзацами.

- Какие новые слова-понятия для вас открыл текст? (Отбираем новые слова и повторяем те, которые уже звучали на уроке).

- Что такое иконостас? Какие иконы в нем присутствуют всегда?

(Можно схематично изобразить нижний ярус иконостаса с Царскими вратами и расположенными справа и слева традиционными иконами.)

- Почему в алтарь нет общего доступа?

(Можно использовать часть видеофильма о храме, его устройстве.)

Б) Работа по группам. Приложение 1.

Задание 1.

Сделай подписи к картинкам.

Слова – подсказки: Царские врата, канун, алтарь, свеча, иконостас, кадило, икона, священник.

Группа, которая будет готова, сигналит. Дети работают под музыку.

Проверка у доски ( ученик пишет на доске, остальные группы проверяют- показывают согласны или нет)

Задание 2. Прежде чем приступить к выполнению следующего задания, посмотрим презентацию о храмах нашего города. Обратите особое внимание на цвета храмов.

Презентация “Храмы города Кирова”.

Сейчас вы должны сами раскрасить свой храм. Приложение 2.

Дети работают под музыку.

По окончанию работы выберите лучший по вашему мнению храм своей группы.

Ученики выходят к доске, показывают свои работы.

6. Итог урока.

- Какие храмы Кирова вы знаете или запомнили?

- Какой из них вы бы хотели посетить?

- Для чего люди ходят в храм?

7. Задание на дом.

Возьми листочки бумаги и напиши две записочки. Первую - о здравии твоих родных и друзей.

Вторую записочку напиши об упокоении твоих близких.

Помни: в церковных записочках всегда пишутся полные имена в родительном падеже.

Литература:

1. А. В. Кураев Основы православной культуры. Учебное пособие для 4-5 классов.

2. Протоирей Борис Пивоваров. Православная культура России: Учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий и лицеев. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2002)

3. А.В.Бородина Основы православной культуры. М. , 2003 4. Г.А.Воронина Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. М., 2006

5. Интернет-ресурсы.