Для учителей истории

Методическая разработка по теме «Олимпийские игры в древности». 5-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели и задачи учебного занятия:

  • Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями.
  • Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ.
  • Пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта.
  • Сформировать навыки творческого использования ИКТ (через презентацию показать насколько интересно изучение темы, используя информационные технологии).

Тип урока: комбинированный урок с элементами игры с применением интерактивных технологий.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор, компьютер;
  • Опорный конспект урока;
  • Презентация;
  • Учебник по истории Древнего мира для 5 класса, автор А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая;
  • Рабочая тетрадь по истории Древнего мира, 2 часть, автор Г.И. Годер;
  • Тексты для выступления обучающихся;
  • Карта “Древняя Греция”.
  • Список литературы и интернет-ресурсов:
  • Арасланова О.В. История Древнего мира. 5 класс: поурочные разработки.- М.: ВАКО, 2005.
  • История и религия: универсальная энциклопедия школьника/Сост. А.А. Воротников.- Мн.: ТОО “Харвест”, 1996.
  • Семь чудес света/Сост. Рег Кокс, Нейл Моррис.- М.: БММ АО, 1997.
  • http://www.krugosvet.ru
  • http://net.eurekanet.ru/
  • http://www.home-edu.ru

Структура урока:

Подготовительная работа.

  • Заранее (за неделю до урока) обучающимся класса даются индивидуальные задания:
  • 3 человека готовят сообщения о жизни, географическом положении Афин, Ольвии, о. Крон, а также о возможном пути следования до города Ольвия (сообщение должно быть от первого лица);
  • 5 человек готовят сообщения о пятиборье (бег, прыжки в длину, метание копья, диска, борьба)
  • Несколько человек помогают учащимся подготовить элементы костюмов (хитон, копьё, диск и тд.)
  • Прочитать параграф 33 в учебнике.

Ход урока

Организационный момент. Приветствие, настрой обучающих на урок.

Учитель обращает внимание детей на тему урока “Олимпийские игры в древности”. Обозначаются цели урока. Слайд 1. (переход к следующему слайду – 1 щелчок)

Актуализация опорных знаний происходит в процессе изучения новой темы, когда обучающиеся, готовившие сообщения, рассказывают о местоположении городов Афины, Ольвия, остров Крит (показывают на карте их местоположение и путь, который необходимо преодолеть до города Олимпия), образе жизни греков, традициях, достопримечательностях и тд.

Изучение новой темы

Учитель: У древних греков существовал замечательный праздник, традиции которого широко распространились по всему миру и радуют нас по ныне. Слайд 2. (переход к следующему слайду – через гиперссылку “Олимпия”). Игры были учреждены в городе Олимпии – городке, расположенном в Южной Греции (показываем на корте и презинтации). Проводились 1 раз в 4 года в самый разгар лета. Олимпийские игры были посвящены Зевсу, храм которому находился в центре города. Это был чисто мужской праздник. Слайд 3 (переход – 1 челчок, после выполнения обучающимися самостоятельной работы по учебнику).

Самостоятельная работа: Текст учебника Вигасина п.1§33, стр.149.

Задание: Причины появления Олимпийских игр?

Ответ:

а) стремление показать силу и ловкость жителей Греции.

б) поклонение богам. Слайд 4. (переход к слайду 2 – через гиперссылку “Назад”).

Учитель: Все участники игр (атлеты) почти за год до начала обязаны были начать тренировки. А ровно за месяц до открытия игр они приезжали в Южную Грецию, где продолжали тренироваться. Приезжали сотни участников и тысячи зрителей изо всех полисов Эллады, включая колонии.

У нас в гостях жители нескольких городов, они нам расскажут как они добрались до Олимпии, что видели по пути и чем славен их город.

Слайд 2. (переход – через гиперссылку “Афины”)

Выступление учащихся:

Ученик 1 (гость из Афин). Слайд 5. Афины.

Я прибыл из славного города Афины, который находится в Аттике, области Средней Греции (показывает на карте). Покровительница нашего города – Афина – богиня мудрости, воительница. Самым замечательным творением в Афинах является Акрополь – холм с крутыми и обрывистыми склонами, на вершине которого возвышается статуя Афины, возведенная Фидием и Парфенон – храм богини. Прибыл я по суше, преодолевая горы и возвышенности. Из Афин я привез душистое оливковое масло, которое поможет нашим атлетам победить (переход к слайду 2 – через гиперссылку “Назад”).

Слайд 2. (переход – через гиперссылку “о. Крит”).

Ученик 2 (гость с острова Крит). Слайд 6. Остров Крит.

Прибыл я с самого большого греческого острова Крит. Слава о нашем острове разнеслась далеко за пределы Греции. Самым величественным сооружением является дворец-лабиринт царя Миноса, который был построен великим мастером Дедалом. Когда-то в лабиринте был заточен минотавр – чудовище с телом человека и головой быка. К сожалению, после землетрясения, после дворца мало, что осталось, но память мы о тех событиях храним. Прибыл я морем, путь мой был сложен и опасен (переход к слайду 2 через гиперссылку “Назад”).

Слайд 2. (переход – через гиперссылку “Ольвия”).

Ученик 3 (гость из города Ольвия). Слайд 7. Ольвия.

Я живу в красивейшем городе на берегу Черного моря. Ольвия – колония, которую основали мои предки. Покровитель города – Аполлон. Аполлон - бог солнца, света, плодородия, охранитель стад, дорог, предсказаний. Ему в городе построены храмы. Также мы почитаем и Зевса, приносим ему жертвы, чтобы он помог атлета победить на играх. Мой путь был самым длинным, мне пришлось плыть на корабле по Черному, Эгейскому морю, обогнуть Южную Грецию. На своем пути я столкнулся с пиратами – морскими разбойниками. Чудом мне удалось спастись и вот я здесь на самых великих играх (переход к слайду 2 – через гиперссылку “Назад”).

Слайд 2. (переход – через гиперссылку “Дальше”).

Учитель: Итак, атлеты и гости собрались в Олимпии. Пять дней продолжаются Олимпийские игры. Слайд 8. Пять незабываемых.

В первый день атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения. Следующие три дня отводились состязаниям (переход к слайду 9 через гиперссылку “2-4 дни состязаний).

Слайд 9. Пятиборье. Большинство состязаний проходило на стадионе, который имел продолговатую форму (смотрим на иллюстрацию в учебнике на стр. 150). Плату за посещение стадиона не брали. С первыми лучами солнца раздавался звук трубы, на стадион выходили судьи в пурпурных плащах и с венками на голове. За ними шли атлеты из всех городов Греции. Зрители приветствовали их громкими криками и рукоплесканиями. Одно из главных состязаний – пятиборье. Об этих видах состязаний мы сегодня и поговорим.

Послушаем участников этих состязаний (переход к слайду 10 через гиперссылку “Бег”).

Ученик 4 (бегун). Слайд 10. Бег.

Встав на дорожке друг подле друга, мы ждем сигнала. Того, кто, не дождавшись, раньше времени срывался с места, судья бил хлыстом. Самая короткая дистанция в беге равна 192 м. Одним из видов состязания был бег в шлеме и со щитом (переход к слайду 9 через гиперссылку “Назад”).

Современный бег входит в легкую атлетику и бывает нескольких видов:

  • бег на 100 м,
  • 100 м с барьерами,  
  • 200 м,
  • 400 м,  
  • 400 м с барьерами,
  • 800 м,  
  • 1500 м,  
  • 5000 м,  
  • 10000 м;
  • марафон;

Учитель: Приглашаем выступить атлета, который участвовал в состязании по прыжкам (переход к слайду 11, через гиперссылку “Прыжки в длину”).

Ученик 5 (бегун). Слайд 11. Прыжки в длину.

Чтобы усилить толчок нам приходится пользоваться гирями. Отталкиваясь от земли, я резким движением выбрасываю вперед руки, в которых зажимаю гири.

Современные прыжки также входят в легкую атлетику и бывают нескольких видов:

  • прыжки в длину;
  • прыжки в высоту;
  • тройной прыжок;
  • прыжки с шестом;

(переход к слайду 9 через гиперссылку “Назад”).

Учитель: Приглашаем метателя диска и копья (переход к слайду 12, через гиперссылку “Метание копья”).

Ученик 6 (метатель диска и копья). Слайд 12. Метание диска и копья.

На беговой дорожке устраивались состязания по метанию диска и копья. Нам приходится поднимать каменные или бронзовые диски, самые большие весили более 5 килограмм.

Современное метание диска и копья входят в легкую атлетику. Кроме диска и копья сейчас метают еще молот и толкают ядро (переход к слайду 9 через гиперссылку “Назад”).

Учитель: Самым любимым видом состязаний была борьба (переход к слайду 13, через гиперссылку “Борьба”).

Ученик 7 (борец). Слайд 13. Борьба.

Борьба – состязание, где проявляется сила и ловкость. Для победы необходимо, чтобы противник трижды коснулся земли обеими лопатками. В борьбе используется подножки, захваты рук и шеи. В начале схватки мы стараемся вывалять друг друга в пыли, что бы намазанное оливковым маслом тело стало менее скользким и легче было сделать захват.

Классическая (греко-римская) борьба – вид спорта, входивший в программу всех Олимпийских игр современности, за исключением Олимпиады 1900 года.

В этом виде спортивной борьбы не допускаются захваты ниже пояса, подножки и подсечки. Разрешены только приемы, основанные на действии рук и туловища. Соревнования проводятся только среди мужчин.

Вольная борьба – вид единоборств, в котором разрешены различные приемы, в том числе подножки и подсечки. В программу Олимпийских игр вольная борьба входит с 1904 года, соревнования среди женщин впервые прошли на Олимпиаде 2004 года в Афинах (переход к слайду 8 через гиперссылку “Назад”).

Учитель: Итак, состязания в пятиборье закончились. Прошли четыре дня (переход к слайду 14, через гиперссылку “5 день – награждение победителей”).

Слайд 14. “Слава победителю!”

На пятый день победителей награждали перед храмом Зевса венками из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: “Слава победителю!”

Закрепление изученного на уроке: Рабочая тетрадь, часть 2, стр. 23, №3.

Домашнее задание: параграф 33, прочитать, написать сочинение “В чем отличия Олимпийских игр в древности от современных?”